Механизмы социального контроля

Важнейшей предпосылкой действенности механизма социального контроля является существование общественного мнения. Общественное мнение как проявление общественного сознания выражается в оценках, рекомендациях, требованиях, суждениях, критических предложениях коллективов или работников.

В своем развитии общественное мнение проходит ряд этапов: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями между членами коллектива, выработка из множества мнений общей позиции коллектива. Общественное мнение может возникнуть только в результате обмена мнениями, их сопоставления и столкновения в ходе дискуссий и споров. Борьба мнений в социалистическом обществе не носит антагонистического характера. Общие интересы, объединяющие различные социальные группы и слои трудящихся, являются объективной основой формирования единого общественного мнения по кардинальным вопросам развития общества. Однако это не исключает существования различия интересов и соответственно отличий общественных мнений различных социальных трупп по отдельным вопросам социальной жизни. Важно изучать общественное мнение различных социальных групп, в том числе молодежи, ветеранов труда, кадровых работников, женщин. При выработке важнейших решений учитывается мнение общественных организаций и их руководителей.

Общественное мнение может возникать стихийно, в результате трудового и жизненного опыта, а также под влиянием целенаправленного воздействия социальных институтов, таких, как идеологические учреждения, печать, радио, телевидение. В процессе формирования общественного мнения решающая роль принадлежит партийным организациям.

В трудовых коллективах общественное мнение формируется на собраниях трудовых коллективов, собраниях общественных организаций. Отсутствие гласности и широкого контроля со стороны трудовых коллективов за важнейшими социальными вопросами может приводить к таким негативным явления, как бюрократизм, протекционизм, круговая порука, угодничество, зажим критики, ослабление обратной связи между рядовыми работниками и руководителями и, в конечном счете, к отчуждению труда.

Механизм социального контроля в сфере труда складывается из трех основных компонентов:

1) плановых и оценочных показателей деятельности;

2) социальных норм — норм поведения, выступающих эталоном, с которым сопоставляется поведение работников;

3) санкций — средств воздействия на поведение как групп, так и отдельных работников.

При планировании, учете, анализе и оценке результатов работы отраслей, ведомств, производственных объединений, предприятий и отдельных работников используются различные показатели. Существуют количественные и качественные, абсолютные и относительные, натуральные и стоимостные, плановые и отчетные, директивные и расчетные показатели.

Наибольшей степенью воздействия на трудовую активность и характер взаимоотношений участников трудового процесса обладают плановые и оценочные показатели. Эти показатели деятельности выполняют функцию ценностей, ориентируя на достижение тех или иных трудовых целей. Они задают основные критерии трудовой активности работников и коллективов. Влияние на трудовое поведение оказывает комплекс показателей, отражающих результаты труда. Это показатели выполнения плановых заданий; прироста по отношению к предыдущему периоду; премирования различных категорий работников; показатели, используемые при подведении итогов социалистического соревнования. Если показатели выбраны правильно, то возникает сопряженность интересов общества, коллектива, отдельного работника. В противном случае интересы общества и коллектива, коллектива и его отдельных членов, общества и отдельных работников оказываются в противоречии друг с другом. При общем сокращении количества плановых показателей действующие новые показатели, прежде всего выполнение планов по договорам поставки, теснее связывают интересы общества и отдельных работников. Здесь сильнее проявляется влияние на производителей со стороны потребителей, усиливается роль последних как субъектов социального контроля.

Плановые и оценочные показатели выступают основанием для контроля и оценки трудовой деятельности, прежде всего со стороны администрации и общественных организаций.

Одновременно с этим сами работники постоянно сопоставляют свое положение в коллективе и обществе с положением других, производя тем самым социальное сравнение. На основе подобного соотнесения: вклада и трудовых усилий с социальным вознаграждением, характерным для различных социальных групп, работники делают оценки и выводы. Эти выводы касаются представлений о социальной справедливости в коллективе и обществе, об уровне возможных социальных притязаний.

Таким образом, оценочный механизм в ходе социального сравнения действует постоянно. Оценки служат ориентиром трудового поведения и регулируют степень трудовой активности работников.

Самоконтроль

В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе, являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, неумеющем контролировать себя, говорят, что он “ впал в детство “. Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

Наши рекомендации