Классическая юриспруденция

- правильное, аргументированное правовое решение

- сформулировать общее правило важнее, чем принять решение

a) норма в качестве аргумента решения

b) обобщения посредством создания правил

c) определение понятий

- позитивистская техника (элементы)

1) анализ обстоятельств и сравнение

2) абстрактная правовая норма/общий правовой принцип

3) понятийный анализ и систематизация

Право Римской империи

- четко разработанная система правовых понятий и правовых норм как точных формул

- понятие собственности

- деление на частное и публичное право

- вещные и личные права

- договоры

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

· МИРОВОЗРЕНИЕ

- universalia sunt realia: только универсалии,

общие понятия, вечные истины (идеи) действительны

- право как совершенный образ жизни

- Христианство и античные идеи

- идея естественного права в единстве с правом позитивным

У божественного (вечного), естественного и человеческого позитивного законов

общий источник и цель

· УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

- универсальный народ и правитель,

- универсальная церковь и наука (теология) и

- римское право как универсальное право и

- над всеми Христос

· Каноническое право: глоссаторы (ученое право)

- ius commune (общее, универсальное право)

- Каноническое договорное право

- неформальные сделки, договора (pacta nuda) имеют также юридическую силу

- pacta sunt servanda

· Церковь и светская власть никогда не сливались друг с другом

· Вассалитет как юридическое отношение

Ø

приверженность к формальной защите прав как способу разрешения споров

· Развитие городского и торгового права

корпоративность и сословность

Средневековое общество достаточно дифференцированно

светская власть ограничивалась

- церковью,

- сословиями и

- самим народом как источником власти

Папа Григорий VII 1089: правитель связан с народом своего рода договором

Ø

Глоссаторы

- король quasi procurator народа,

- христианский правитель: мир, справедливость, общее благо

- в ином случае тиран и лишался морального и юридического права

Роль католической церкви в Скандинавии (до реформации)

ЕДИНАЯ ЗАПАДНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

а) Единые социально­-политические, экономические и мировоззренческие основания

- право как традиционный порядок жизни,

- как нечто естественное, но в то же время и необходимость сделанного права, т.е. позитивистское начало, однако наряду с этим

- наличие некоего универсального экуменического права, стоящего над местными традициями и законами, т.е. римского права как идеального наднационального права

- правоведение превращается в систему идей и принципов, систематическое знание

- правовая проблема имеет только одно законное решение

б) Идея правового государства

· как церковное, так и светское сообщество устанавливают и поддерживают собственные правовые системы

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Естественно-правовые теории

· не отрицается необходимость и ценность норм позитивного права, источником которого является воля суверена, получившего право законодательствовать в результате общественного договора

· е.п. не столько как критерий позитивного как единство

· нормы е.п. отождествляются с основными принципами частного права, естественно рождающимися в отношениях между людьми как частными лицами

· нормы е.п. и п.п. выступают как некие рационально-этические принципы, следовать которым есть веление правового разума. П.п. получает морально-рациональную легитимацию

НОВОЕ ВРЕМЯ

- идея автономности личности и субъективного права

- источник естественного права уже не в универсальном законе природы или божественном разуме, а

- в самой природе человека

НАЧАЛО РОМАНО­-ГЕРМАНСКОЙ СИСТЕМЫ

- различные нормы обычного права

Эпоха Возрождения (XIII век)

· общекультурные и мировоззренческие истоки

- идеи разума и справедливости, гуманизма

- потребность в устойчивом порядке и гармонии, защита интересов частных лиц и государства

- право основанное на естественно-справедливых началах признавалось

хорошей формой общественного устройства

· рецепция (оживление и модернизация) римского права

· Университеты

преподавание лучшего права, нового права, справедливого права

· принципы естественного права

в центре человек с его субъективными правами и интересами и новым отношением к обществу и государству

Конституционные идеи, идеи разделения властей, принципы правосудия

· отход от догматического подхода

установление лучших правовых норм a priori: естественное право

Картезианское учение, рационализм

Descartes:

- Теория врожденных идей

- дедуктивный метод (от общего к частному)

- Учение о непосредственной достоверности самосознания и учение о врожденных идеях.

Знание вытекает из природы самого ума. Главная роль у дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы

I. Kant и G. Gegel

Friedrich Karl Savigny: историческая школа

Марксизм

H. Kelsen

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: COMMON LAW

Зарождение системы общего права

а) Королевские суды создавали право

- вопросы, требующие решения

- процедура

- доказательства

б) право справедливости, формируемое лорд-канцлером (XVI век)

· Право развивали юристы-практики

- стихийность и необозримость правового массива

- отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении

· Личные гражданские права (civil rights) в XVIII векe

Английская философская традиция (Hobbes)

- возможности индивидуума действовать в соответствии со своими желаниями, без ограничений

Ø

Когда, как и на каких основаниях, публичная власть имеет право ограничивать индивидуальную свободу

Характерные черты

- Прагматизм и эмпиризм

Индуктивизм

получение общего теоретического знания из единичного, эмпирического

6.2 Основные течения правовой мысли

Наши рекомендации