Этапы и виды прикладного социологического исследования
Основной целью прикладного социологического исследования является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение, удовлетворяя практические потребности заказчиков (предприятий, органов госуправления, СМИ). Как правило, оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений / гипотез.
Виды прикладного социологического исследования. В зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования и сложности решаемых задач различают следующие виды ПСИ.
Пилотажное (разведывательное) исследование является пробным исследованием, предназначенным для проверки качества подготовки основного исследования. Оно охватывает небольшие совокупности явлений и основывается на упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего основного исследования: уточняются его задачи и гипотезы, проверяются основные понятия, уточняется инструментарий, выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе проведения исследования, отрабатывается организация сбора информации. Часто в результате пилотажного исследования формируются новые гипотезы, а также собираются оперативные социологические данные.
Пилотажное исследование дает возможность качественно провести основное исследование – с уточненными задачами и гипотезами, на апробированном инструментарии и т.д.
В свою очередь, основное ПСИ может быть описательным и аналитическим.
Описательное исследование предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении и его структурных элементах. Оно проводится по подробно разработанной программе на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется, когда объектом анализа является относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В исследовании такого вида можно осуществить сравнение и сопоставление характеристик объекта, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.
Аналитическое исследование является самым углубленным видом социологического анализа, целью которого является описание структурных элементов изучаемого явления, выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают его характер и специфику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер; в нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.
Существуют и другие виды социологического исследования. В зависимости от того, изучается ли предмет в статике или в динамике, выделяются точечные (разовые) и повторные виды исследования.
Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, его характеристиках в момент его изучения. Такая информация носит характер статической, поскольку отражает моментальный «срез» объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-то явлении позволяет охарактеризовать его в статике, но непригодно для описания его изменений во времени. Например, замеряем рейтинг политиков в начале предвыборной компании. Моментальный срез дает общую картину мнений избирателей о кандидатах.
Повторное исследование – это исследование одного и того же или различных объектов, которое проводится несколько раз через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Варианты повторных исследований определяются изучаемым объектом, временем обследования и ситуацией. Такие исследования достаточно сложны и требуют от социолога высокой методической и методологической подготовленности.
Повторное исследование показывает динамику развития, изменения объекта исследования. Если проводить замер рейтинга политиков каждую декаду месяца, можно увидеть изменения ситуации по каждому кандидату: кто более активен, его рейтинг растет, снижается активность кандидата – снижается и его рейтинг. Повторные замеры рейтинга кандидатов могут способствовать прогнозированию, кто из кандидатов победит на выборах.
Этапы прикладного социологического исследования. Любое ПСИ имеет ряд этапов своего осуществления: 1) подготовительный этап; 2) полевой этап; 3) подготовка к обработке и обработка информации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.
На подготовительном этапе исследования уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.
Полевой этап (этап сбора первичной социологической информации) предполагает сбор информации в зоне практических действий социолога, или в «в поле». Получение информации от ее носителей в аудиториях, домах, на улицах, производстве и т.д. осуществляется при помощи различных способов и инструментария, определенных в соответствии с программой исследования; как правило, используются различные виды опроса (интервью, анкетирование и т.д.), наблюдение, анализ документов, эксперимент.
Этап подготовки и обработки информации. Информация, полученная на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества их заполнения, а также выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Программист готовит программу обработки информации на ЭВМ. При небольших массивах и незначительном объеме инструментария обработка информации производится вручную.
Анализ информации и подготовки итоговых документов. Это заключительный этап исследования, в ходе которого делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы, а также оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа могут выступать: 1) информационная справка; 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.
Исследование явлений социального характера предполагает получение и анализ сложных потоков информации политического, экономического и социального содержания. Как правило, эта информация не систематизирована, несопоставима, получена из разных источников и по разным методикам, обладает различной степенью достоверности, содержит дублирование сведений и характеризуется избыточностью данных по одним проблемам и недостаточностью по другим. Поэтому для получения достоверной картины социальной реальности и динамики социальных процессов, происходящих в обществе, необходим специальный сбор и обработка таких сведений, которые наиболее полно отражает социальные изменения, относительно легко поддаются классификации, систематизации и обобщению в количественной форме.
Наиболее эффективным способом решения таких проблем является организация социального мониторинга – непрерывного и оперативного получения данных явлениях и процессах, происходящих в обществе. Мониторинг как целостная система получения социальной информации, позволяющая фиксировать, хранить и производить первичный анализ получаемых сведений, предполагает наличие теоретической и методологической базы, а также технических средств его осуществления.
В системе социального мониторинга выделяют две подсистемы: статистический и социологический мониторинги.
Статистический мониторинг представляет собой систему получения количественных характеристик о различных сторонах жизни общества, таких как статистические показатели, коэффициенты и др. Его главная цель – сбор и передача показателей социальной и экономической статистики, необходимых для эффективного анализа явлений в политической, экономической, социальной и других сферах.
Социологический мониторинг – это целостная система отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них. Его основная цель заключается в получении новой, систематизированной социологической информации, причем не единовременно, а систематически, через небольшие периоды времени. При этой форме исследования проводятся, как правило, обязательные ежемесячные и ежеквартальные экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.
Социологический и статистический мониторинги предоставляют различную информацию: первый учитывает субъективные мнения людей по различным вопросам, а второй дает описание различных явлений с помощью объективных количественных характеристик. Однако, несмотря на различие в характере данных, принципы организации подсистем социологического и статистического мониторинга совпадают, и обе эти системы, объединяясь, образуют единую систему социального мониторинга.
Итак, социальный мониторинг – это система получения, комплексной обработки и хранения социологической и статистической информации по наиболее актуальным проблемам жизни общества. Основными чертами социального мониторинга являются охват наиболее значительных социальных явлений в стране; наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов (социологических и статистических); наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от потребностей пользователя, что обеспечивает гибкость системы мониторинга; передача данных по каналам связи на центральный вычислительный центр, их обработка и хранение; проведение мониторинга из единого организационного центра; организация доступа потребителей к имеющейся информации. Результаты социального мониторинга, полученные в ходе комплексной обработки информации, служат основой для достоверного обоснования закономерностей поведения людей в зависимости от объективных условий жизни, а также позволяют определить, как интересы, ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности людей влияют на эти условия.