Этапы духовного развития личности

Обращаясь к личному духу человека, надо признать, что его главное призвание и отличительная способность состоит в самосовершенствовании и самоуправлении. Воспитывать человека — значит приучать его к самостоятельности и самообладанию во всех областях жизни. Человек созрел в условиях, когда:

— научился самостоятельно наблюдать, исследовать и мыслить;

— приобрел способность ставить себе жизненные цели и удачно осуществлять их верными средствами;

— выработал в себе характер, то есть систему необходимых духовных актов: акт совести, акт миросозерцании, акт волевого самоуправления, акт правосознания, акт дисциплины.

Кроме того, человеческий дух по самому существу своему есть самостоятельный творческий центр любви и созерцания, совестная воля; субъект права; созерцающий художник. В этом состоит самая природа духовности, в этом призвание и достоинство человека. Человек есть личность и призван утверждать и развивать в себе личное начало, то есть стать в порядке мироздания духовноизлучающим центром, то есть свободным существом.

В теории В. Дильтея разграничены сферы природы и общества, как чуждые друг другу сферы бытия [34]. Общество создается бесконечной игрой человеческих взаимодействий и представляет собой духовное начало. Он развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Поэтому Дильтей выдвигает особые процедуры для изучения личности:

— интроспекция – самонаблюдение, изучение потока собственного сознания:

— понимание другого человека путем переживания его состояния;

— интерпретация духовных символов и объектов.

Единство трех методов познания заключается в том, что все они нацелены на постижение духовного мира, так как отдельный индивид, другие люди и общество в целом суть духовные образования, которые открывают свою сущность только внутреннему наблюдению. Дильтей именует духовное сопереживание и постижение «пониманием», поскольку человек – существо духовное. Во внешнем мире он должен искать проявления духовного начала, делая их предметом своего изучения.

Общество формирует каждую личность путем актуализации одного "Я", потенциально заложенного в индивиде. Получается взаимосвязанный организм, где личность как сжатый мир социума отражает его расширенный мир. Целостно развитая личность формируется на основе имеющихся социальных условий, созданных технологическим и нравственным прогрессом, которые определяют степень разносторонности развития личности. По своему происхождению личность обусловлена социумом. Таким образом, в социальном механизме формирования целостной личности можно выделить два взаимосвязанных процесса:

— процесс образования обществом комплекса личностных отношений;

— процесс создания личностью отношений этого общества.

Под личностными отношениями принято понимать комплекс экономических, социально-политических, духовных и прочих отношений, которые личность усваивает в процессе жизнедеятельности во всех сферах общества и культуры.

Как считает Ю. Волков, социальный механизм, являясь сложным образованием, требует при анализе учета субъективного фактора. Он представляет собой целую систему явлений: освоение, осознание ансамбля отношений, образованного обществом во внутренней структуре личности. В связи с выбранным решением, личность осуществляет обратное воздействие на общество, в силу чего происходит создание отношений этого общества. Этот процесс может иметь и патологические последствия.

Так, американские психологи Кароль Поспишил и Дэвид Рисмен, описывая современное американское общество указывают на особый тип индивида «ориентированного-на-себя». В условиях конкуренции, власти денег и успеха этот тип ориентации обрекает его на одиночество и эгоизм. В то же время существует и другой тип «ориентированный-на-другого», появляющийся в обществах на пике демографического подъема. Сдвиг в сторону ориентации на растущую массу населения дает существенный результат: у людей отсутствуют национальные или религиозные предрассудки, ориентация на определенную традицию.

В системе социального механизма формирования целостной личности имеют значение следующие факторы:

1) субъективный фактор формирования личности: с одной стороны, это осмысление личностью комплекса собственных отношений с обществом, с другой – воспитание, как создание условий для самореализации личности;

2) комплекс общественных отношений как выражение предметной деятельности и естественный результат этой деятельности;

3) набор потребностей личности, материальных и духовных, формируемый обществом и образующий сущность человека.

Личность создает отношения в обществе посредством придания им определенной формы, организации качественно изменяющейся духовной деятельности индивидов через ее проявление в соответствующем отношении личности. В таком проявлении форма переходит в соответствующую ей изменившуюся духовную предметную деятельность, придавая ей новую организацию.

Таким образом, при раскрытии содержания социального механизма формирования отношений целостно развитой личности и общества учитывается:

– одновременное взаимодействие и взаимопроникновение процессов образования личностных отношений обществом и создания личностью отношений общества;

– формирование новых отношений индивида и общества;

– отношения формирующейся целостной личности представляют собой отношения взаимопроникновения и взаимообогащения общества и личности [4].

Взаимосвязь совокупности отношений общества и личности создает основу взаимоперехода свойств и потребностей общества и личности. Свойства представляют собой форму проявления отношений, а потребности – форму проявления или способ существования свойств личности и общества. При воздействии личности на общество происходит переход личностных отношений в отношения общества. При воздействии общества на личность отношения общества переходят в личностные отношения, проявляющиеся в свойствах и потребностях индивида.

В научной литературе выделяют следующие основные сферы общества, необходимые для всестороннего развития личности: экономическую, социально-политическую, духовную, семейно-бытовую.

Основной здесь выступает та область, в которой наиболее полно раскрывается индивидуальность личности. В условиях постиндустриального общества это один из видов общественного производства, причем внепроизводственные сферы (в % отношении) доминируют над производством, стимулируя его. В духовной сфере это приводит к разделению функций:

— духовное производство отвечает за процесс создания духовных ценностей и отношений (воспроизводящая функция);

— духовная внепроизводственная сфера регулирует процесс распределения и освоения духовных ценностей (культурно-просветительская функция).

Целостно развитая личность выбирает одну из сфер общественного производства или осваивает внепроизводственные сферы и разворачивает свою деятельность в ней. Cемейно-бытовая сфера играет особую роль в процессе воспитания и социализации человека. Она, являясь одной из отраслей духовного производства, в то же время имеет и самостоятельное значение. Качественное изменение этой сферы посредством использования информационных технологий в быту освободит личность от многих видов непродуктивного труда для полного духовного развития.

Чтобы личность стала всесторонне развитой, она должна участвовать в непроизводственных сферах, куда относится духовная область. Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Ядром духовного обогащения является мировоззрение, в которое входит:

— понимание мироздания, социума и человеческого мышления;

— осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни;

— ориентация на определенный идеал;

— интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся в обществе.

В заключение приведем схему интегрального синтеза индивидуальных и социальных аспектов человека.

Наши рекомендации