Тематика практических занятий семестра

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

«Социология массовых коммуникаций» 3 курс (V семестр)

(преподаватель дисциплины к.полит.н., доцент Арканникова М.С.)

Тематика практических занятий семестра.

Тема 1,2. Семинар: Исследования в PR: сущность, особенности и основные направления.

1. Определите источники исследований в PR-деятельности. Дайте определения «проблемная ситуация», «проблема исследования», «объект» и «предмет» исследования. Приведите примеры в контексте конкретных ситуаций.

2. Проведите предварительный системный анализ объекта исследования, определите цели, задачи исследования.

3. Определите сущность выборочного метода. Сформируйте выборку по заданной теме.

4. Определите роль гипотезы в научном социологическом исследовании: требования к построению гипотез, виды и проверка гипотез.

Сформулируйте типичные ошибки на данном подготовительном этапе.

Тема 3,4. Семинар: Исследовательские стратегии в изучении социальных коммуникаций.

1. Раскройте основные направления исследований в западной и отечественной социологии. Представьте основные концепции применяемые в PR-деятельности. Проанализируйте сущность:

- Теории массовой аудитории: франкфуртская школа.

- Модели «вмешивающихся переменных» (1950-1960 гг.): пол Лазерсфельд и др.

- Традиция измерения эффектов массовой коммуникации: Джозеф Клаппер.

- «Сопротивляющиеся аудитории»: от Стюарта Холла до Джона Фиска.

- Исследования аудиторий в России: Б. Грушин, И. Задорин, В. Дубицкая и др.

2. Дайте характеристику основных групп общественности: внешняя и внутренняя общественность; целевые аудитории; латентные, осведомленные и активные группы.

Тема 5,6. Семинар: Методы количественного анализа.

1. Охарактеризуйте количественные виды социологических исследований в PR:

- наблюдение;

- контент-анализ (в том числе выполнение самостоятельной работы);

- социологические опросы: анкетирование и интервьюирование.

(Проведите анализ сущности каждого метода, процедуры и специфики проведения, типичные ошибки при осуществлении).

2. Самостоятельная подготовка проектной анкеты (с учетом всех видов; с учетом целей заказчика, структуры, качественной и количественной наполняемости, всех видов вопросов) (обязательна презентация самостоятельно выполненной анкеты и интервью не менее 3-х).

3. Выполнение пресс-клиппинга по заданию преподавателя.

Тема 7,8. Семинар: Методы качественного анализа.

1. Охарактеризуйте качественные виды социологических исследований в PR:

- эксперимент;

- case study (кейс-стади);

- исследование потребностей человека, семьи;

- метод «фокус-группы» (экспертный опрос).

(Проведите анализ сущности каждого метода, процедуры и специфики проведения, типичные ошибки при осуществлении).

Рекомендуемая литература.

Основная литература.

1. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: учебное пособие. М.: Фаир-Пресс, 2001. 624 с.

2. Бочаров М.П., Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. Учебное пособие. М.: Дело, 2003. 496 с.

3. Белов А.А. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 128 с.

4. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. 246 с.

5. Воронцова Н.Н. Теория и практика массовой информации: конспект лекций. М.: МИИТ, 2005. 40 с.

6. Воронцова Н.Н. Теория и практика связей с общественностью: технология PR-мероприятия: учебное пособие. М.: МИИТ, 2006. 120 с.

7. Гундарин М.В. Книга руководитля отдела PR: практические рекомендации. СПб.: Питер, 2006. 385 с.

8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. 768 с.

9. Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Введение в медиапланирование: учебное пособие для начинающих медиапланеров. М.: РИП-Холдинг, 1998. 83 с.

10. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 300 с.

11. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: учебное пособие. М.: Юнит3-Дана, 2004. 454 с.

12. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз: теория и практика. М.: Омега-Л, 2001. 375 с.

13. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. М., 2002.

14. Скотт М. Катлип, Ален Х. Сентер, Глен М. Брум. Паблик рилейшнз. Теория и практика. 8-е изд.: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 624 с.

15. Тимофеев М.И. Связи с общественностью: учебное пособие. М.: РИОР, 2006. 192 с.

16. Фенетто Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты. СПб.: Алатея, 2004. 214 с.

17. Хеллевиг О. Социологический метод. М., ИНФРА, 2002. 312 с.

18. Шарков Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации. М.: РИП-Холдинг, 2004. 272 с.

19. Шомели Ж., Уисман Д. Связи с общественностью: учебное пособие. СПб.: Нева, 2003. 128 с.

20. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Академкнига, 2003. 596 с.

Дополнительная литература.

1. Александрова Н.В. Участие в выставке: формула успеха: методическое пособие для участников выставок. М.: ПРОЭКСПО, 2006. 138 с.

2. Англо-русский словарь по рекламе и паблик рилейшнз (с толкованиями). СПб.: Политехника, 1998. 272 с.

3. Байнер Ю.В., Безруких Н.Б., Рахманова Ю.В., Жугулин В.С. Социологическое обеспечение PR-кампании. СПб7, 2002.4.

4. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. Программы-консультанты. 6-е изд. СПб.: Бизнес-пресс, 2004. 342 с.

5. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория. СПб., 1995.

6. Дмитриева Е.В. Фокус группы в социологии и маркетинге. М., 1999.

7. Игнатьев Б., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. М.: Альпина Паблишер, 2002. 229 с.

8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

9. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001. 243 с.

10. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Питер, 2003. 352 с.

Исследовательские центры:

- Институт Гэллапа.

- Институт Демоскопии.

- ВЦИОМ.

- ESOMAR.

- ИНИОН РАН.

Базовые академические структуры:

http://www.isras.rssi.ru - Институт социологии РАН

http://www.ispr.ras.ni - Институт социально-политических исследований.

Аналитические организации:

http://www.fom.ru -фонд «Общественное мнение»

http://www.wcom.ru - ВЦИОМ

Журналы:

http://www.isras.rssi.ru/r_socis.htm - СОЦИС

http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/ - Журнал социологии и социальной антропологии.

ВУЗы:

http://www.soc.pu.ru - факультет социологии СПбГУ

http://www.socio.msu.ru - МГУ

http://www.euspb.ru/socio/index.htm - Европейский университет СПб.

http://www.glasnet.ru/~asch/sociology/ - миниэнциклопедия по социологии.

Наши рекомендации