Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.2.В.4. ДЕМОГРАФИЯ
по направлению подготовки
Государственное и муниципальное управление
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Архангельск
Программуму составил профессор кафедры государственного и муниципального управления, доктор социологических наук _______________ Ульяновский В.И.
(должность ,степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)
Программа обсуждена на заседании кафедры государственного и муниципального управления, протокол № 2 от « 16 » сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой,
доктор философских наук, профессор ___________________ Дрегало А.А.
(степень, звания) (подпись) (Фамилия И.О.)
Программа одобрена методической комиссией института экономики и управления, протокол № ___от «__»_________ 20__ г.
Председатель
методической комиссии,
кандидат экономических наук
(степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)
Директор института экономики, управления и права
доктор экономических наук,профессор __________________
(степень, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)
ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Виды и профиль профессиональной деятельности бакалавра
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки ФГОС ВПО 081100 Государственное и муниципальное управление.
В части освоения основных видов профессиональной деятельности организационно-управленческой; информационно-методической; коммуникативной; вспомогательно-технологической (исполнительской) подготовка бакалавра ведется по профессиональному профилю «Государственное, муниципальное и территориальное управление».
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Б.2.В.4. Математический и естественно научный цикл. Вариативная часть.
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения, полученные обучающимися в ходе изучения дисциплин «Политология», «Отечественная история», «Конституционное право» .
В свою очередь овладение навыками деловых коммуникаций необходимо при изучении таких дисциплин как «Основы социального государства», «Основы социологических исследований», «Социальная политика».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Цель дисциплины –дать базовые представления об основных понятияхдемографии, закономерностях и методах анализа демографических процессов.
Задачи дисциплины:
- научить студентов основным понятиям демографии, рассчитывать, понимать и пользоваться демографическими показателями;
- научить студентов понимать и объяснять особенности демографической ситуации в мире, стране и регионе, тенденций ее изменения;
- дать представление о главных парадигмах демографии, об основных направлениях демографических исследований, основах демографического прогнозирования и демографической политики;
- дать знания в области социологического анализа демографических процессов .
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и приобретения соответствующих компетенций студент в ходе освоения учебной дисциплины должен
знать:
- базовые понятиядемографической науки;
- иметь представление об основах демографической науки;
- основные демографические процессы
- основные закономерности развития природы, общества и мышления;
- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;
- социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей;
- основы математического анализа и теории вероятностей;
- основные математические методы и модели принятия решений;
-основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией.
уметь:
- работать с демографической статистикой, в том числе полученной в Интернет;
- организовывать сбор и проверять качество данных о населении;
- выполнять демографическую диагностику (описание демографической ситуации) в мире, в России и регионах;
- определять и исследовать механизмы причинно-следственной связи между демографическим развитием и влиянием на него социально-экономических, культурных, этических и других факторов;
- применять методы демографического анализа;
- оценивать социальные и экономические последствия демографических изменений;
- применять основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
- анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- анализировать состояние социальной среды, в которой реализуются управленческие процессы, ее составляющие и факторы;
- применять современные социальные технологии для реализации управленческих процессов в обществе и его различных системах;
- анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления;
- решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений;
- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; применять информационные технологии для решения управленческих задач.
владеть:
- навыками анализа динамики демографических процессов и реализации стратегий демографической деятельности, методикой социально-демографических прогнозов, в т.ч. на уровне муниципальных образований;
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
- качественными и количественными методами социологических исследований;
- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач: пакетом офисных программ для работы с деловой информацией и основами сетевых технологий.
1.4 Количество часов/зачетных единиц на освоение программы учебной дисциплины
Общая учебная нагрузка студента 108 часов (3 зачетных единицы), в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 54 часов (1,5 зачетных единицы);
- самостоятельная работа обучающегося 54 часов (1, 5 зачетных единицы).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.