Частота обращения в профсоюзный орган
(в % к числу опрошенных)
Оценочные позиции | Работники профорганов | Руководители профорганизаций |
часто | 82.1 | 59.3 |
время от времени | 16.5 | 39.6 |
редко или никогда | 1.2 | 5.5 |
затруднились ответить | 0,1 | 0.3 |
Мы видим, что, по мнению большинства и самих работников, и представителей профорганизаций, к услугам профорганов обращаются «часто» или «время от времени». Некоторые различия в количественных оценках двух групп можно объяснить разными «методиками счета», большей заинтересованностью в «хороших» результатах со стороны первой группы и тем, что во второй группе, помимо руководителей организаций, оказались и другие работники, очевидно, не имеющие постоянных контактов с профсоюзными органами.
Если в профорган обращаются часто или время от времени, то для решения каких вопросов? Вот как распределились ответы применительно к различным группам опрошенных (табл.4).
Таблица 4
Содержание обращений в профорганам
(в % к числу опрошенных)
Если обращаются часто или время от времени, то для решения каких вопросов? | Представители профорганов | Руковод. профорганизаций | ||
Руково- дители | Специа листы | Всего | ||
оказания организационной помощи в проведении профсоюзных акций | 6,7 | 6,3 | 6,6 | 8,8 |
подбора кадров, формирования резерва, перемещений | 3,2 | 1,7 | 2,8 | 2,5 |
обучения кадров и актива | 12,7 | 10,4 | 11,8 | 13,0 |
решения спорных вопросов (с работодателем, органами власти и др.) | 16,4 | 18,1 | 17,0 | 15,9 |
консультаций по вопросам социально-трудовых отношений | 18,8 | 21,4 | 19,6 | 20,3 |
оказания правовой помощи в суде | 10,3 | 12,2 | 11,1 | 6,4 |
разработки и выполнения соглашений и коллективных договоров | 15,6 | 15,0 | 15,4 | 15,4 |
получения нормативных, аналитических, методических материалов | 12,8 | 11,8 | 12,3 | 14,3 |
Продолжение таблицы | ||||
проведения социального аудита | 1,8 | 1,3 | 1,7 | 2,5 |
социально-трудовой экспертизы новых проектов и решений | 1,7 | 1,7 | 1,7 | |
получения помощи в организации санаторно-курортного лечения, летнего отдыха детей, развитии объектов культуры, отдыха, спорта | – | – | – | 0.9 |
финансовых отношений | – | – | – |
Существуют пять значимых направлений, по которым осуществляется взаимодействие профорганов и подведомственных им профорганизаций. И в приоритетности, и в количественном выражении мнения групп респондентов здесь совпадает. Это – консультации по вопросам социально-трудовых отношений; решение спорных вопросов с работодателями, органами власти; разработка и выполнение соглашений и коллективных договоров; получение нормативных, аналитических и методических материалов; обучение кадров и актива.
Реже отмечается влияние профорганов на организационную деятельность профсоюзных организаций, на проведение ими разнообразных массовых мероприятий (6,6 и 8,8% респондентов соответствующих групп отметили это как точки соприкосновения).
По мнению каждого десятого работника профорганов (11,1%), они оказывают правовую помощь в суде, но, видимо, не только организациям, а и индивидуальным членам профсоюза (организации указывают на предоставление юридической помощи в суде почти в два раза реже – 6,6%).
Профорганы почти не вмешиваются в кадровую работу организаций: подбор, формирование резерва, кадровые перемещения. Они в редких случаях осуществляют аудиторские проверки (возможно, потому, что такой заказ от организаций не поступает). Вопросы санаторно-курортного лечения, летнего отдыха детей, развитие объектов культуры, отдыха, спорта находятся целиком в ведении профорганизаций. Так, по крайней мере, считают представители последних. Не решаются и даже не обсуждаются вопросы финансовых отношений, хотя известно, что и с той, и с другой стороны есть взаимные претензии.
В целом сложилось некое разделение полномочий и область взаимодействий, устраивающая и профсоюзные органы, и профсоюзные организации. Ни та, ни другая сторона не стремятся к расширению или пересмотру полномочий.
Для наглядности направления взаимодействия (по оценкам работников профорганов) представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3