Особенности становления гражданского общества в России. Понятие и признаки общества.
Понятие и признаки общества.
Современные концепции объяснения общества.
Гражданское общество.
Типология обществ.
Положения ГОСТ:
Гражданское общество. Типы обществ.
Основные понятия:
Общество, признаки общества, население, государство, страна. Подходы к объяснению общества, функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм. Гражданское общество, демократические признаки гражданского общества, функции гражданского общества. Традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, постмодернистское общество.
Темы рефератов:
Эволюционизм как система взглядов на развитие общества.
Особенности становления гражданского общества в России.
3.Постиндустриальное общество: перспективы и проблемы развития.
Основная литература по теме:
1. Абудлова Е.А. Социология для студентов. Р н/Д.: 2007.
2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2007.
3. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2007.
4.Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007..
5. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 2000.
6. Социология. Учебное пособие. Пятигорск, 2000.
ВОПРОС 1:
«ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА»
Основные понятия:
Общество, признаки общества, население, государство, страна.
Общество как объект социологии:
– целостная органическая социальнаясистема, характеризующаяся определенной степенью стабильности, динамичности, открытости, самодостаточности и пространственно-временным бытием.
Общество по К.Марксу:
– естественно и стихийно сложившийся результатвзаимодействий между людьми.
Общество:
– социальнаяорганизация, основу которой составляет социальная структура и присущая ей устойчивая система социальных связей с определённым способом самовоспроизводства, саморегулирования и удовлетворения основных потребностей людей.
Признаки общества:
1) имеет собственноеназвание, которое часто становится названием государства;
2) его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую принято называть культурой;
3) имеет своюисторию, которая хранится в коллективной памяти;
4) является самой большой единицейсоциальной реальности, т.е. входит в качестве составной части в более крупное общество;
5) воспроизводит само себя за счёт детей признанных членов общества;
6) имеет однообразные и устойчивые формы взаимодействия людей в своих пределах;
7) обычно базируется на определённой территории – основа социального пространства, в которой складываются взаимодействия между индивидами;
8) обладает своей собственной системой управления;
9) имеет общийязык.
Общество следует отличать от населения, государства и страны:
Население – потенциальный субъект, носитель общества.
Государство – возникает на основе общества и представляет собой политическую организацию данной страны и данного общества, включающую форму и режим правления, а также территориально-политическое устройство.
Страна – часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется суверенитетом.
ВОПРОС 2:
«СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЪЯСНЕНИЯ ОБЩЕСТВА»
Основные понятия:
Подходы к объяснению общества, функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм.
В современной социологии существуют три основных подхода к объяснению общества:
1.Функционализм (структурно-функциональный подход):
- сформировался на основе идей О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, позже – Т.Парсонс, Р.Мертон;
- общество рассматривается в целом, как система, при этом главное внимание уделяются макроаспектам социальной жизни;
- система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом в течение определённого времени;
- уделяется акцентированное внимание на частях общества, его подсистемах, особенно на семье, религии, экономике, государстве, образовании;
- подсистемы (институты, роли, модели культуры, социальные нормы, группы) выполняют функции (от некоторых из которых зависит выживание системы), под которыми понимаются наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы;
- институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управление и удовлетворение потребностей социальной жизни; они выстраиваются вокруг стандартного решения определённого набора проблем;
- но институты и другие части общества могут также вызывать и негативные последствия (например, бедность (Р.Мэртон);
- существуют явные (актуализированные) и скрытые (латентные) функции:
явные функции – это те последствия, которые планируются и осознаются участниками системы, т.е. сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают;
скрытые функции – это последствия, которые и не планируются, и не осознаются, т.е. эти последствия не предполагались или вызваны ненамеренно;
- существует социальный консенсус в отношении основных ценностей и убеждений – большинство членов общества имеют единое мнение относительно того, что им представляется желательным, целесообразным и моральным, а что нежелательным, нецелесообразным и неэтичным;
- высокая степень консенсуса служит фундаментом социальной интеграции и стабильности.
« – » функциональный подход является полезным инструментом для описания общества и определения его структурных элементов и их функций. Даёт развёрнутую картину социальной жизни в целом, которая находит своё выражение в упорядоченном и повторяющемся поведении и устойчивых моделях институтов.
« + » однако такой подход не даёт полной картины социальной жизни. С его помощью трудно получить представления о процессах социальных изменений. Он не позволяет понять непрерывное взаимодействие, происходящее в мире людей. Преувеличивает консенсус, интеграцию и стабильность, часто игнорируя конфликты, расхождения и нестабильность.
2.Теория конфликта:
- также как и в функционализме, внимание уделяется обществув целом, исследуются его институты и структурные образования, но акцент делается на процессах, которые непрерывно трансформируют общественную жизнь;
- упор делается не на порядке и стабильности в обществе, а на беспорядке и нестабильности, на несовпадении интересов, утверждается, что социальное единство – это иллюзия, оно достигается только силой;
- конфликтологи считают, что многие из социальных структур являются ненужными и неоправданными;
- теория конфликта служит противовесом функциональному подходу, поскольку достоинства одного похода являются недостатками другого, оба они во многом дополняют друг друга.
Основные социологические теории социального конфликта:
Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (США):
- в силу присущей обществу фатально неизбежного неравенства, вечной психологической неудовлетворённости его членов, социальный конфликт сводится к напряжённости между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов;
- под социальным конфликтом понимается борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника;
- конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага (предателя), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения;
- обосновывается двоякая роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплочённость возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза.
Концепция конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа (Германия):
- любое общество постоянно подвержено изменению, социальные изменения вездесущи; в каждый момент общество переживает социальный конфликт, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент общества способствует его изменению; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими;
- поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что вызывает взаимные требования, антагонизмы и как результат структурные изменения самого общества;
- подавленный конфликт сравнивается с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма;
- общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти: «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путём их признания и регулирования, тот берёт под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».
Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (США):
- все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития, и изучение тех и других может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении, поэтому знание «общей теории конфликта» позволит общественным силам контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;
- конфликт неотделим от общественной жизни, он присущ природе человека и определяется как ситуация, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций и стремятся занять позицию, противоположную интересам друг друга.
- два аспекта социального конфликта:
статический – анализируются стороны конфликта и отношения между ними, при этом конфликты могут подразделяться на личностные, организационные и групповые;
динамический – рассматриваются интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Динамика конфликта – это процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Все общественные столкновения являются «реактивными процессами».
3.Символический интеракционизм (Ч.Х.Кули, Дж.Г.Мид, М.Кун, Г.Блумер):
- функционалисты и конфликтологи уделяют основное внимание «макрострактурам» общества, а представители символического интеракционизма интересуются «микроаспектами» социальной жизни;
- люди – социальные существа, но у них отсутствуют врождённые механизмы социального поведения, поэтому общество возникает в связи со способностью людей общаться посредством символов;
- люди совершают действия, сообразуясь со значением, которое в них вкладывают; значение не есть нечто, изначально присущее вещам, это свойство, которое проистекает из взаимодействия людей в их повседневной жизни, т.е. социальная реальность создаётся людьми, когда они действуют в этом мире и интерпретируют происходящие в нём события;
- человек выбирает факты из универсального контекста посредством деятельности своего мозга, и по этой причине все «факты» суть творение человека. Соответственно, человек воспринимает мир как сконструированную реальность, поэтому, чтобы изучить общество необходимо сначала понять слова и поступки членов этого общества, приняв их точку зрения.
« + »предлагает образ человека как индивида, активно формирующего своё поведение, а не пассивно реагирующего на внешний диктат структурных ограничений;
« – » в повседневной жизни люди не обладают полной свободой в формировании своих действий (влияние культуры, общественного строя).
ВОПРОС 3
«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
Основные понятия:
Гражданское общество, демократические признаки гражданского общества, функции гражданского общества.
Гражданское общество:
— это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.
Демократические признаки гражданского общества:
— отстаивается естественное право человека на жизнь и свободную деятельность;
— признается равенство всех граждан перед законом;
— в общественное сознание проникает идея социальной справедливости;
— отстаиваются демократические механизмы общественного управления, которые гарантировали бы равенство возможностей социально неравных субъектов;
— обосновывается положение о разделении властей и формировании правового государства.
Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.
В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников.
Функции гражданского общества:
— продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией;
— образование среды, в которой формируется развитый социальный индивид;
— обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;
— обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества;
— всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
— осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.
Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры.
ВОПРОС 4
«ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ»
Основные понятия:
Традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, постмодернистское общество.
Традиционное общество:
Характерно высокое развитие сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом лишь бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, которое способно удовлетворить если не всё, то значительную часть свои потребностей. Техническое развитие, социальные отношения и социальная дифференциация развиты крайне слабо. Такие общества ориентированы на традицию.
Индустриальное общество:
Общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счёт экстенсивного потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главным сектором производства является обработка и переработка материалов, которая осуществляется коллективами рабочих на фабриках и заводах; такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и к удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование. Важной чертой индустриального общества является «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую, в том числе и социальную, проблему можно решить с опорой на научные знания и технологии.
Постиндустриальное общество:
Имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Вместо стремления к максимальному развитию промышленности, гораздо более заметную роль играют знание, технология и информация. Большое развитие получает сфера обслуживания, которая выходит на первый план по сравнению с промышленностью. Характерно падение веры во всесилие науки, т.к. человечество столкнулось с достаточным количеством негативным последствий собственной деятельности. На первый план выступают «экологические» ценности.
В социологии современное общество нередко характеризуется как постмодернистское, обладающее следующими характеристиками: оно нестабильно – наличие множества культур и субкультур; цель посмодернистского общества – применение и толкование информации, стремление к инновациям, и получению новых знаний и новой информации; оно прагматически ориентировано – поддерживается лишь то, что имеет непосредственный практический результат; функции получения и интерпретации знаний разделены между разными институтами – информация и её интерпретация оказываются более плюралистичными; чрезвычайно важную роль приобретает специализированное образование; современное общество не способно отличить миф от реальности, т.е. оказывается неспособным ставить реальные чёткие цели; оно практически полностью освободилось от идей прогресса, а также морали и традиций.