Теория социального действия
Институт культурологии и музееведения
Кафедра истории, истории культуры и музееведения
(отделение: межкультурные коммуникации)
Реферат
По дисциплине «Социокультурная антропология»
на тему
Структурный функционализм Т. Парсонса и интерпретативная антропология К. Гирца
Исполнитель: Меркурьева
Любовь
Студент группы: 13312(о)
Научный
Руководитель:
Гертнер Светлана Леонидовна
Москва
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………
2. Т. Парсонс……………………………………………………………….
I. Теория социального действия…………………………………………..
II. Трактовка культуры в контексте теории социального действия …
3. К. Гирц
4. Сравнительный анализ
5. Заключение
6. Список литературы
Введение
Существует огромное количество концепций культуры. Однако универсального подхода к ее изучению выделено не было. Концепция культуры является одной из основополагающих проблем социокультурной антропологии.
Т. Парсонс
Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и основатель школы структурно-функционального анализа в контексте своей теории. На формирование его социологических воззрений значительное влияние оказали неоклассическая политическая экономия А. Маршалла, антропологический функционализм Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна, критическая философия К. Ясперса, психоанализ З. Фрейда, труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и "отца" кибернетики Н. Винера, социологические теории Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето. Известные работы Т. Парсонса: "Структура социального действия" (1937), "Социальная система" (1951), "Семья, социализация и интерактивный процесс" (1955), "Социальная структура и личность" (1964), "Социальная: эволюция и сравнительные перспективы" (1966), "Социальная теория и современное общество" (1967), "Система современных обществ" (1968), "Система современных обществ" (1971), "Социальная система и эволюция теории действия" (1977), "Теория действия и человеческое состояние" (1978).
Т. Парсонс выделяет три науки, которые призваны изучать существование человека в обществе, - антропологию, психологию и социологию. По мнению Парсонса, границы исследований антропологий замыкаются на изучении культурных систем, определяющих взаимодействие людей. Проблемное поле психологии ограничено изучением духовного компонента действий человека как индивида. И последняя наука, социология, должна исследовать социальные системы коллективных действий людей. Изучение общества должно происходить с помощью структурно-функционального анализа.
Теория социального действия
В качестве первичной единицы структурно-функционального анализа общества Т. Парсонс предложил "элементарное социальное действие". Таким образом, его подход получил известность как теория социального действия. В отличие от физического и биологического действий человека, социальное действие опирается на систему общепринятых норм и ценностей, представлений и традиций.
Социальное действие состоит из следующих элементов:
1. действующее лицо ("actor"): индивиды и социальные группы;
a) «эго» - субъект действия
b) «альтер» - объект действия
2. цель действия: бывают произвольными, случайными или осознанными, выбранными;
3. условия и средства действия;
4. нормативные предписания
Социальная роль в понимании Т. Парсонса представляет собой набор функций, которые осуществляет каждое действующее лицо в силу занимаемой им социальной позиции при конкретных условиях. Ожидание от другого выполнения данной роли именуется «установкой». В процессе взаимодействия участников социального действия может происходить социальное напряжение (эмоциональное, интеллектуальное, нравственное), которое вызвано несовпадением установок действующих лиц. Социальное напряжение будет слабее, если действующие лица имеют общие цели и нормативные ориентации.
В процессе социального взаимодействия Т. Парсонс предлагал различать пять образцов альтернативных установок субъекта:
§ эффективность (установка на получение эмоционального удовлетворения) - нейтральность (установка на контроль своих эмоциональных проявлений);
§ ориентация на себя (установка на решение личных проблем) - ориентация на коллектив (установка на решение общественных проблем);
§ универсализм (установка на использование общепринятых норм и стандартов) - партикуляризм (установка на учет конкретных условий);
§ ориентация на достигнутое (установка на естественные характеристики объекта) - ориентация на предписанное (установка на характеристики исполнения объектом социальной роли);
§ специфичность (установка на одностороннее взаимодействие с объектом) - диффузность (установка на многосторонность взаимодействия с объектом).
В любой ситуации социального взаимодействия его участник должен учитывать одну из каждой пары этих установок. Т. Парсонс демонстрирует это на примере взаимодействия врача с пациентом. Установками действия врача должны быть: эмоциональный нейтралитет, ориентация на коллектив, универсализм, ориентация на достигнутое, специфичность.
Между различными социальными субъектами в обществе происходит постоянный процесс взаимодействия. Такой процесс Т. Парсонс определил как целый комплекс социальных действий, под которыми он понимал устойчивые и повторяющиеся действия. Феномен социальных действий возник по причине образования в обществе институтов. Первоначально взаимодействие субъекта и объекта социального действия подчинялось воздействию потребностей и ориентации на культурные образцы поведения. В результате согласования действий возникают определенные нормы поведения, которые регулируют в дальнейшем связи между индивидами или социальными группами. В качестве связующего звена между субъектом и объектом взаимодействия выступают социальные институты. Именно они определяют конкретное содержание социальных действий в будущем. Таким образом складывается социальная система.
Парсонс обозначил структуру социальной системы, включающей:
1) социальную
2) органическую
3) личностную систему действующих субъектов, обладающих потребностями, ориентированных на ценности и цели;
4) культурную систему с ценностным, нормативным и статусно-ролевым содержанием, состоящим из представлений, верований и символов;
Каждый компонент социальной системы представляет собой внутренне структурированную систему действий, осуществляемую одним, несколькими или сколь-угодно большим множеством индивидов. Также каждому компоненту соответствуют определенные институты, социальные функции и потребности, что можно видеть из таблицы 1.
К основным функциям общества Парсонс относит:
1) функцию адаптации - приспособление к внешней окружающей среде;
2) функцию целедостижения - удовлетворение личных потребностей;
3) функцию интеграции - обеспечение бесконфликтных отношений;
4) функцию поддержания - воспроизводство структуры и снятие напряженности.
Таблица 1.
Системы социального действия | Социальные функции | Определяющие факторы (потребности) | Социальные институты |
Социальная | Интеграция | Социальные роли | Правовые |
Органическая | Адаптация | Материальные потребности | Экономические |
Личностная | Целедостижение | Личные мотивы | Политические |
Культурная | Поддержание | Ценностные ориентации | Семейные, образовательные, моральные, художественные, религиозные |
Т. Парсонс отмечал, что системы социальных действий осуществляют между собой обмен действиями через "символических посредников". Так, символическим посредником между органической и личностной системами является удовольствие, между органической и социальной - деньги, между органической и культурной - влияние, между личностной и социальной - власть, между личностной и культурной - ценностные приверженности, между социальной и культурной - эмоции. Всеобщим эквивалентом обмена между всеми системами он объявлял язык.
Американский социолог разделял понятия "социальная система" и "общество". По Т. Парсонсу общество – это особый тип социальной системы, достигшей "самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению", что обеспечивает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Общество, согласно теории социального действия, представляет собой не совокупность людей, а систему, достигшую высокого уровня упорядоченной и урегулированной совместной жизнедеятельности индивидов и социальных групп.
Типологию общества Т. Парсонс строит в соответствии с такими образцами установок социальных взаимодействий, как универсализм и партикуляризм, достигнутое и предписанное. Соединение этих двух пар критериев позволило ему выделить четыре типа общества.
Первый тип | общество универсального образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижению успеха. Функционирование такого типа общества определяется инструментальными ценностями и действиями людей, преследующих получение конкретной пользы. Ими же определяются статусные и ролевые характеристики людей, их шансы на продвижение и карьеру. Образцом такого типа общества провозглашается США. |
Второй тип | общество универсального образца предписания, которому свойственны тенденция к установлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих населению ценности и нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности, и жесткий социальный контроль. Статусные и ролевые характеристики людей определяются в зависимости от результатов коллективных действий. Пример такого типа общества - Советский Союз и фашистская Германия. |
Третий тип | общество партикуляристского образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижениям в некоторых сферах жизнедеятельности. Экономика такого типа общества является, как правило, монокультурной. Статусные и ролевые характеристики людей определяются семейными и общинными связями. Историческим примером такого типа общества может служить Древний Китай. |
Четвертый тип | общество партикуляристского образца предписания, в котором отсутствует ориентация на достижения, предписания имеют ограниченный характер, а населению свойственно пассивное и даже негативное отношение к труду. Статусные и ролевые характеристики людей определяются традиционным образом жизни и установившимся режимом диктатуры. Типичным примером такого типа общества являются страны Латинской Америки. |
Парсонс считал, что люди должны стремиться к продолжительному стабильному состоянию общества. О нарушении этого состояния свидетельствуют возникающие конфликты и противоречия. Чтобы достичь социального равновесия, необходимо, во-первых, согласовать функционирование всех систем социального действия; во-вторых, удовлетворить потребности большинства членов общества; в-третьих, добиться эффективности социальной интеграции, социализации и социального контроля. В процессе социализации через усвоение языка, традиций, духовных ценностей и других культурных элементов действующее лицо приобретает навыки социальных ролей и желание исполнять свои роли и приобщается к культуре. Чем лучше в процессе социализации будет подготовлена личность к ролевым действиям, тем легче она будет интегрироваться в социальную систему и, следовательно, тем меньше будет нарушаться социальное равновесие. К главной функции социального контроля относится предотвращение отклонения от принятых норм поведения и культурных образцов и обеспечение тем самым четкости выполнения ролевых ожиданий. Социальный контроль может реализовываться посредством санкций и ритуалов, насилия и принуждения, через семейные и образовательные институты, через влияние политических институтов и лидеров социальных групп. Если механизмы социального контроля не срабатывают, то в обществе начинают происходить социальные изменения, которые могут привести к хаосу и дисгармонии. К основным источникам возможных социальных изменений Т. Парсонс относил такие, как "отклоняющееся поведение", социальные конфликты, негативное воздействие систем образования, науки, морали, искусства, религии.