Потенциал человеческого развития
практики, для к-рых проблема взаимосвязи экон. роста и развития чел. выступала в кач-ве одной из ключевых.
Чел. развитие (эквиваленты термина — развитие чел. и П.ч.р.) как особая соц. концепция возникла в кон. 1980-х гг., когда в экон. развитых странах достаточно четко обозначились тенденции перехода к постиндустриальному типу соц. изменений, к информационному об-ву. Науч. мысль пришла к этой концепции через категории чел. и соц. капиталов. Первая формулировалась в 1950—1960-х гг. в публикациях амер. ученого Т. Шульца и его последователей и понималась как совокупность знаний и квалификации соц. тр. работников, выполняющая двойственную функцию: 1) средства производства; 2) предмета длительного пользования. Тем самым подчеркивалась экон. роль образования, науки и здравоохранения, к-рые обычно рассматривались лишь как потребляющие и непроизводительные.
Новое видение поступательных соц.-экон. изменений отводит чел. развитию центральное место не только традиционно в духовной сфере, но и в кругообороте воспроизводственных связей. Концепция роста П.ч.р., делая акцент на расширении возможностей жизненного выбора чел., т.е. степени его свободы как важнейшей цели и критерия соц. развития, превращает чел., или соц., его измерение в определяющую доминанту, а материально-вещный потенциал — в условие развития об-ва.
В условиях новой соц. реальности, проявляющейся в таких чертах, как глобальный, информационный, коммуникативный, медийный, инновационный характер обществ, развития, от технологий high-tech осуществляется переход к технологиям high-hume. Благодаря информационным, интеллектуальным технологиям гл. становится изменение чел. сознания — индивидуального и коллективного. На наших глазах, следовательно, не только изменяется предмет труда, но и формируется личность постиндустриального типа, и именно это центральное звено глобальных соц. перемен
призвано стать осн. предметом совр. теории и обществ, практики.
Концепция П;ч.р. (проще: чел. развития) в совр. период все больше привлекает внимание мир. общественности, междунар. орг-ций, гос. органов, СМИ, ин-тов гражд. об-ва. Она разрабатывается крупными науч. коллективами и отд. исследователями во мн. странах мира, обсуждается на конгрессах ученых и межправител ьственных конференциях, используется в гос. и муниципальном управлении, в сферах образования и культуры. Ежегодная, начиная с 1990, публикация Программой развития ООН (ПР ООН) всемирных докладов о чел. развитии (Human Development Reports), регулярная подготовка нац. докладов в более чем 120 странах мира (в т.ч. в России с 1995) принесли этой концепции широкую известность.
С позиций концепций П.ч.р. процессы развития в об-ве не могут сводиться только к экон. росту, объему материальных благ и услуг. Поэтому традиционные макроэкономические показатели: объем ВВП и среднедушевой доход — не выражают целостного характера этого развития во всем его многообразии. Более точно и комплексно позволяет его учитывать индекс чел. развития (ИЧР)(иногда называют индекс развития чел. потенциала, ИРЧП),предложенный ПР ООН как комбинация индексов долголетия, образованности и уровня жизни.
В основе определения критериев и индикаторов ИРЧПлежит принцип безусловности выбора, согласно к-рому каждый чел., располагая возможностью выбора, безусловно, предпочтет более долгую жизнь, высокий уровень образования и материальный достаток. Хотя, разумеется, три названных измерения отражают значительно больший спектр чел. возможностей и способностей, нежели то, что лишь непосредственно вытекает из их определений. Все эти составляющие формализованы и удобны для межстрановых сравнений.
Базовым показателем долголетия, являющимся одним из наиб, распространенных индикаторов междунар. стати-
ПОТРЕБЛЕНИЕ
стики, служит средняя ожидаемая при рождении продолжительность предстоящей жизни. Измерителями степени образованности в модели чел. развития выступают такие показатели, как уровень грамотности и полнота охвата обучением. Для численного представления уровня жизни используется такой индикатор, как скорректированный реальный ВВП на душу нас. (специальный индикатор материального благосостояния как измерения чел. развития).
Многоуровневый расчетно-аналитический аппарат, подробный инструментарий разработки, реализации и оценки эффективности программ чел. развития, применимость прикладных приемов на нац. и региональном уровне обусловили высокую практическую значимость концепции роста П.ч.р. Для России же и др. стран СНГ, в нач. 1990-х гг. испытавших соц.-экон. кризис, к-рый сопровождался деформацией соц. сферы и резким падением уровня жизни, эта концепция приобрела особую актуальность, поскольку реализация осн. на ней подходов предоставляет доп. средства для преодоления последствий кризиса и активизации соц. политики.
Лит.: Жуков В.И. Потенциал чел.: индекс соц. развития россиян. М., 1995; Основы изучения чел. развития. М., 1998; Чел. развитие: новое измерение соц.-экон. прогресса. М.. 2000; Чел. и соц. развитие: Сб. М, 2003; Всемирные доклады о чел. развитии (ПР ООН, Нью-Йорк, 1990—2003); Левашов В.К. Гражд. об-во в совр. России (социол. измерения). М., 2006.
Э.М. Андреев
ПОТРЕБЛЕНИЕ- использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей, в процессе к-рого эти продукты перестают быть потребительными ценностями (благами), прекращают свое существование. П. подразделяется на производственное и непроизводственное.
Непроизводственное П. — особый процесс, отличный от собственно производства и входящий в кач-ве необходи-
мого элемента (звена) в обществ, производство в широком смысле наряду с собственно производством, распределением и обменом. В ходе его перестают быть потребительными ценностями созданные в процессе собственно производства предметы П. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Непроизводственное П. делится на личное, когда удовлетворяются потребности отд. людей, и обществ., в процессе к-рого удовлетворяются потребности того или иного конкр. об-ва (социоистор. организма). Непроизводственное П. явл. собственно П.
Производственное П. — не особый процесс, отличный ог собственно производства, а то же самое собственно производство, но выступающее в данном контексте не как создание новых потребительных ценностей, а как использование средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем они были, изнашиваются, исчезают. Собственно производство представляет П. не только средств производства, но и рабочей силы.
Характер П. в том или ином конкр. об-ве зависит прежде всего от уровня развития производительных сил и типа производственных отношений. В об-ве. разделенном на обществ, кл., личное потребление представителей разл. кл. далеко не одинаково. Важную роль в определении характера П. играют виды хоз. деятельности (охота, рыболовство, животноводство, земледелие и т.п.), а также особенности природной среды.
Наряду с отмеченными выше факторами на П. в значительной степени влияли и культ, традиции, к-рые особенно сильно сказывались на личном Π Люди, находившиеся на одной и той же стадии обществ, развития и жившие ε сходных природных условиях, но относившиеся к разным народам, по-разному питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т.п. С процессом личного П. связано множество разл. норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные приемы приго-
ПРАВИЛЬНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
товления пищи и разные блюда, но и разнообразные нормы, определяющие где, когда, с кем и каким именно образом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто утилитарное, но и символическое значение. Этнокульт. специфика П. была особенно значительной в докапиталистических (традиционных) об-вах, включая первобытное. С переходом к индустриальному кап. рыночному об-ву она начинает утрачиваться, однако этот процесс еще далеко не завершился,
Особое место занимает П. предметов роскоши, к-рое нередко именуется престижным П. Роскошь и потребность в ней возникли еще на стадии предклассо-вого об-ва и существовали на протяжении всей истории кл. (цивилизованного) об-ва. Но это касалось лишь незначительного меньшинства об-ва — в основном господствующего кл. и нек-рых связанных с ним гр. С появлением в развитых кап. странах Запада широкого слоя обеспеченных людей, включающего значительную ч., если не большинство, трудящихся, возникло массовое престижное П., к-рое ведет в наст, время ко все более растущему расточительству природных ресурсов.
Лит.: Веблен Т. Теория праздного кл. М., 1984; Маркс К. Введение (Из экон. рукописей 1857—1859 гг.) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12; Он же. К критике полит, экономии. Предисловие // Там же. Т. 13; Он же. Капитал. Т. 1 // Там же. Т. 23; Печчеи А. Чел. кач-ва. М., 1985; Семенов Ю. И. Введение во всемирную историю. Вып. 1, 2. М., 1997—1999; Он же. Философия истории от истоков до наших дней: Осн. проблемы и концепции. М.. 1999.
Ю.И. Семенов
ПОТРЕБНОСТЬ - состояние недостатка в ч.-л., стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды, соц. гр., орг-ции, предприятия, учреждения, об-во в целом. Чел. П. бывают неосо-
знанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образования ценностей. Осознание П. служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели, решения, действия.
П. составляют единую систему и классифицируются по разл. критериям: материальные и духовные (культ.), индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т.д. По критерию происхождения П. делятся на естеств. (биогенные, первичные) — в самосохранении, т.е. пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.; и социогенные, вторичные: в самоутверждении, общении, разл. достижениях, в дружбе, любви и т.д.; в знаниях, саморазвитии, в творчестве, самовыражении, самореализации.
Не только вторичные, но и первичные П. людей, в отличие от животных, носят обществ., а не просто биол. характер. Они опосредуются обществ, производством, об-вом, к-рое опред. конкр. формы их проявления и удовлетворения,
Соц-ей изучаются соц. П. людей: в общении, достижениях, лидерстве, шире—в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социоге-нез вторичных П., особенности обществ, формирования конкр. проявлений и способов удовлетворения П.
Лит.: Михайлов Н.Н. Потребности как социол. категория. Челябинск, 1974; Прогнозирование соц. потребностей молодежи. М., 1978; Проблемы формирования социогенных потребностей. Т. 1—2. Тбилиси, 1974-1981.
И. В. Бестужев-Лада
ПРАВИЛЬНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - отсутствие систематических ошибок, связанных с