Предмет ИН. Уровни реконструкции Н.
Предмет, структура и функции истории науки. Модели её развития
Вопросы:
- уровни реконструкции И[стории] Н[ауки], предмет ИН (1)
- классические модели ИН
a) кумулятивные концепции Н (2)
b) концепция научных революций (3)
- неклассические модели ИН
a) кейс стадис, case studies (4)
b) модельная концепция ИН (5)
Литература:
● Глава 1 в учебнике “И[стория] и Ф[илософия] классической Н”.
● Журнал “И[стория] Н и Т[ехники]” №7 за 2003-ий год, и №6 за 2002-ой год.
13-ая комната в 1-ом корпусе – библиографический отдел в 1-ом корпусе – литература по всем темам. Обязательно будут занятия (в этом или следующем семестре).
>> Узнать у Сергея Кузьмина - когда?
Отступление про цитирование (для реферата): цитирование бывает 3-х видов:
1. полное - в кавычках и с постраничной сноской
2. неполное - смесь цитирования и своей интерпретации
3. изложение - пересказ идей автора своими словами
Предмет ИН. Уровни реконструкции Н.
ИНи Т- одна из самых молодых отраслей. Целенаправленная разработка началась только в XIX.
Сколько существует историй Н? 2 истории: объективная, 2-ая – субъективная - как её трактовали? – трактовок много
До XIX ИНиТ понималась как раздел Ф[илософии], общей истории культуры или входила в другие Н.
Объект, предмет и другие проблемы ИН являются дискуссионными до настоящего времени.
Нет учебников и монографий, где была бы описана ИН в целом.
Профессионально ИН сложилась только к концу XIX. До сих пор в нашей и других странах нет профессиональной ФН и Т. Очень мало специалистов.
Основные направления (функции):
1. Хронологическая систематизация успехов в той или иной области Н и Т
2. Описание механизмов развития Н и возникновения идей
3. Внимание к человеческому элементу в научной деятельности
4. Воссоздание социокультурного и мировоззренческого контекста
5. Изучение или анализ новаций и традиций научно-технического сообщества
4 точки зрения на ИН
ИН может быть представлена в 2-х направлениях:
Презентизм – стремление рассказать о прошлом языком сегодняшнего дня (от англ. рrеsеnt - наст. время, современность), направление в методологии истории 20 в. (особенно в США в 20-40-х гг.), исходит из того, что ист. Н всегда анализирует прошлое с позиций современности; т.о. происходит модернизация истории. Презентизм (present - настоящее) – жизнь в настоящем, не имеющая темпоральных горизонтов или перспектив, когда время сознания синхронно времени жизни. Это ситуация, когда сознание не имеет собственного времени.
Антикваризм – желание восстановить картину прошлого во всей его внутренней целостности без учета сегодняшнего дня.
2 направления анализа ИН:
● Интернализм – взаимное влияние Н (изнутри)
● Экстернализм – влияние потребностей на развитие Н (извне) – учет социального контекста
2 вида исследователей ИН:
● Институализированный специалист – получающий за это деньги от государства (первые специалисты появляются во Франции в XVIII).
● Философ
Существуют определенные модели развития Н – эти модели получили название: модели реконструкции Н и Т.
Выписать: что такое модель и что такое реконструированная модель?
Модель – мера, образец, норма, образ, аналог определенного фрагмента реальности (сущ. > 37 определений моделей).
Наш учёный Уемов: Модель - система, которая служит для извлечения информации по другой системе.
Любой историк использует в своей деятельности модели.
Реконструкция – в исторической Н применяется 2 типа моделей:
● реконструкции – по фрагментам и следствиям
● ретроспективные – аккумуляционные модели
Виды моделей:
● Мыслительная модель
● Математическая модель – образы + знаки + символы
Семиотика – Н о знаках и знаковых системах. В Ф – Ф знака.
Реконструированные модели – по каким-то сохранившимся остаткам тот или иной исследователь пытается сказать нам, что такое Н и Т, как возникла и т.д.
Концепция моделей Н и Т. Существует несколько моделей ИН, которые классифицируются по различным основаниям:
1. по характеру:
1. статическими – без движения, раскрывается, что такое Н, что в себя включает: элементы, компоненты, связи между ними
2. динамические модели
1. генезис Н – как Н возникла
2. функционирование Н
3. развитие Н
2. содержательные: анализ содержания модели ИН
3. по уровню:
1. предметный или частнонаучный, модель развития физической Н, химической и т.д.
2. общенаучный уровень
3. науковедческий или техноведческий – с позиции всех наук
4. философский уровень НиТ
2 раздела:
• Историческая И
• Философская И НиТ
Общие модели И НиТ:
- доклассические модели
- классические (кумулятивные, научных революций)
- неклассические
- неонеклассические
- постнеонеклассические
Науковедческие Н:
● ИН
● Науковедение
● …и т.д. всего более 30 Н
Языки:
● Искусственные
● Естественные: самый первый язык – миф > религия > наука > философия
● Феномен – то, как на самом деле есть
● Отражение феномена в понятиях
● Концепты строим различного уровня – исторические концепции: предыстория, классическая, неклассическая любовь, постнеонеклассическая любовь. Концепты: Классические и Неклассические