Материалы к Теме 1 (Вводной).

Вопрос лекции

№ 3 Социологическое исследование как измерение в широком смысле

Поскольку существует взаимообратная связь между развитостью теорий какой-либо науки и адекватностью представлений о ее предметной области, то считается, что о предмете социологии в строгом смысле (например, для определения социологии в британской энциклопедии) еще рано говорить, поскольку вопрос об этом принципиально не может быть решен без наличия достаточно развитых социологических теорий.

В качестве «временных» (т.е. соответствующих данному этапу развития социологии) можно принять, например, следующие определения социологии:

Социология занимается изучением людей в процессе их взаимодействия в определенных конкретно-исторических формах.

Социология – наука о структуре, законах и механизмах функционирования и развития социальных отношений, складывающихся в результате деятельности социальных субъектов, и проявляющихся на различных уровнях: личности, организации, социального института, общества, человечества.

Что такое социологическое исследование?

Например, это “система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления” (Как провести соц-е иссл-е /Под ред. М.К.Горшкова и Ф.Э.Шереги. – М.: 1985. С.12.). Это общее определение, достаточное в рамках курса по общей социологии.

Чем является социологическое исследование с точки зрения процедуры измерения?[1]

В соответствии с принципами репрезентационной теории измерений под измерением понимается определенного рода моделирование реальности. В процессе моделирования происходит, во-первых, определение (а) эмпирической системы как моделируемого фрагмента реальности, и (б) выделение математической системы, являющейся основой для построения искомой модели, а, во-вторых, разработка совокупности определенных действий как алгоритма, преобразующего эмпирическую систему в математическую[2]. В этом контексте разработка программы социологического исследования представляет собой построение шагов этого алгоритма.

Но традиционный взгляд на измерение может быть расширен, если все исследование рассматривать как единую процедуру измерения, обеспечивающую формирование и уточнение концептуальной схемы предмета исследования. При этом к концептуальной схеме выдвигается требование быть необходимой и достаточной для теоретического описания свойств объекта, знание которых необходимо в процессе выработки решения той практически значимой задачи, на которую ориентировано данное исследование.

Подчеркивая существенную в социологическом исследовании роль классификации(способаобобщения эмпирически непосредственно наблюдаемых признаков изучаемого объекта на основе его разбиения на однородные группы)[3], типологизации(способа выявления качественно отличных друг от друга, внутренне однородных групп объектов, характеризующихся совокупностью признаков произвольной природы – абстрактных признаков как свойств идеализированных объектов)иизмерения(интерпретации эмпирически наблюдаемых признаков изучаемого объекта в терминах выбранной формальной либо содержательной теоретической модели), представляется продуктивным следующее определение социологического исследования как концептуального измерения.

Социологическое исследование как измерение в широком смысле – это сбор и интерпретация новых фактов в терминах выбранной или построеннойв соответствии с поставленной задачей теоретической модели с помощью методов, адекватных операциональным определениям свойств конструктов, лежащих в основании данной модели.

Уточним ключевые термины такого понимания социологического исследования.

Под моделью понимается промежуточная вспомогательная система, которая может выступать в виде естественной или искусственной знаковой системы, полученной в результате моделирования[4]. Моделирование – это метод практического и теоретического опосредованного оперирования объектом, в ходе которого исследуется непосредственно не сам интересующий объект, а промежуточная вспомогательная система (естественная или искусственная), которая: а) находится в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способна в ходе познания (на известных этапах) замещать в определенных отношениях изучаемый объект и давать в процессе ее исследования информацию об интересующем объекте[5]. Моделирование – не только метод, но и сам процесс построения модели или обоснования того, что данная система может служить моделью объекта (прототипа). Так, в структурно-номинативном подходе теория рассматривается как сложная концептуальная полисистема, в которой возможно выделение подсистем, их элементов и структур, в частности модельно-репрезентативной подсистемы, через которую осуществляется связь теории с реальностью и в которой основным элементом является модель[6].

Факты, на которые опирается эмпирическое социологическое исследование, имеет смысл подразделить (в значительной мере условно) на онтологические и гносеологические.Онтологические факты – то, на что направлено внимание познающего субъекта в исследовательской ситуации, что существует независимо от него и какой-либо теоретической точки зрения (теории). Онтологические факты служат для выделения эмпирически данного объекта научного исследования. Гносеологические факты – те события, явления и процессы, понимание (определение) значения которых происходит только в рамках той или иной теоретической точки зрения (теории), то есть в рамках того или иного теоретического объяснения (определенной понятийной объяснительной схемы). Гносеологические факты служат для выделения предметной области теории.

Онтологическими фактами, например, являются зафиксированные в ходе опроса ответы респондентов на вопросы в социологических анкетах. Гносеологическими же фактами становятся эти ответы респондентов, в результате их интерпретации в рамках определенной модели измерения, т.е. на основе выбранной статистической методики их анализа и в терминах специальной социологической теории.

Сопоставление класса (из классификации, полученной в ходе эмпирического исследования) онтологических фактов с типом (из типологии, построенной в теоретической модели) гносеологических фактов позволяет в социологическом исследовании осуществлять переход от эмпирического уровня познания к теоретическому. И наоборот. Сопоставление типа гносеологических фактов с классом онтологических фактов делает возможным в исследовании переход от теоретического уровня познания к эмпирическому.

Следующее уточнение связано с тем, как могут влиять получаемые в социологическом исследовании результаты, характеризующие достижение его научной новизны в исследовательском предмете, на гносеологические факты в предметной области используемой в нем теории. В результате исследования происходит уточнение и/или расширение базы гносеологических фактов используемой теории за счет введения таких новых отношений – гипотетически (или на основе эмпирического наблюдения) выдвинутых и эмпирически подтвержденных – между представленными в терминах понятийного аппарата данной теории элементами исследуемой области, которые расширяют «тело» теории, но не затрагивают (не изменяют) ее концептуальное «ядро». Если выявленные новые гносеологические факты и отношениязатрагивают (изменяют) концептуальное «ядро» используемой теории, то появляются предпосылки для возникновения другой теории, отличающейся от данной.

Из сказанного следует, что при разработке программы социологического исследования самое серьезное внимание необходимо уделять обеспечению взаимосвязи выбранного фрагмента изучаемой социальной реальности, теоретического понятийного каркаса исследования и процедуры измерения.

Социологическое знание, как и другое конкретно-научное (или специально-научное) знание (в отличие от философского) обращается к фактам, чтобы иметь эмпирические основания, эмпирический базис.

Факты, на которые опираются в случае эмпирического описания, называются онтологическими, а в случае теоретического объяснения – гносеологическими.

Далее, важно понять, как происходит построение концептуального ядра теории в качестве понятийной модели?

Для построения концептуального ядра теории как понятийной модели применяются так называемые конструкты[7]. Конструкты – это идеализированные объекты с установленными свойствами, используемые в качестве познавательных “шаблонов” для построения когнитивной (познавательной) объяснительной схемы, в частности теоретического описания свойств эмпирически данных объектов[8]. В основе построения конструктов лежит абстракция идеализации.

Идеализация как форма познания предполагает мысленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от некоторых его свойств или пополнения их. Абстракции выполняются на системе моделей (если таких систем нет, абстракции семантически пусты). Непустые, содержательные абстракции, если выполняются на материальных моделях, именуются материальными, а, если на моделях идеальных, называются идеальными.

Идеальные содержательные абстракции фиксируют предметные признаки непосредственно не существующие в действительности, но имеющие в ней некие аналоги. Данный этап абстракций образует множество идеализаций. Они расширяют разрешающие возможности интеллекта, позволяют теоретизировать, строить отвлеченные схемы концептуализации реальности.

Присутствие в познании идеализаций служит показателем его развитости и соответствует теоретической стадии[9].

Можно выделить следующие виды конструктов по степени общности:

· универсальные философские (категориальные), например, движение, материя, форма и т.п.

· общенаучные (теоретико-системные, математические и др.), например, система, структура, ряд натуральных чисел, геометрическая точка, квадрат, множество, пространство элементарных событий и т.п.

· специально-научные, например, физическая точка, абсолютно твердое тело, универсальный язык, социальный институт, личность и т.п.

Применение конструктов – это процедура редукции (сведения) признаков эмпирически данных объектов к свойствам конструктов, когда признаки первых сопоставляются со свойствами вторых.

Таким образом, конструкт играет центральную роль в формировании теоретической модели изучаемого явления с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций.

Особую роль в построении специально-научного знания выполняют методы. В научном исследовании методы различаются по следующим целевым направлениям:

· Методы получения эмпирического описательного знания (классификационного описания объекта), например, в социологических исследованиях – это методы сбора первичной социальной информации;

· Методы создания типологического описания объекта как теоретического знания (методы создания теоретических моделей) например, математические методы.

· Методы экспериментальной проверки теоретических моделей.

Таким образом, методы социологического исследования не могут мыслиться в отрыве от понимания роли фактов и конструктов в процессе построения научного знания. Выбор метода сбора первичных социологических данных (фактов) связан с выбором теоретической точки зрения (теории), позволяющей на основе используемого в основании теорииконструкта (или системы конструктов) и операциональных определений его свойств, соответствующих познавательным возможностям выбираемого метода, получить наиболее адекватное описание существенных для данной исследовательской ситуации признаков предметной области, в которой необходимо применить выбираемый метод. При условии, что свойства конструкта, используемого в выбираемой теории, наиболее адекватны природе изучаемого социального явления, условиям решения практической и познавательной задач исследования.

Требования, предъявляемые к методам и методическому инструментарию исследования для достижения научной новизны, вырабатываются в каждом конкретном случае в зависимости от следующего:

· поставленной задачи научного исследования

· выбранного идеала научности

· типа исследования (эмпирического, прикладного, теоретико-прикладного и т.д.)

· стратегического плана исследования (поискового, описательного, объяснительного)

· предметной области привлекаемой теории.

Чтобы провести методически грамотное социологическое исследование, необходимо:

· уяснить правила его подготовки и проведения

· понять границы его возможностей

· разработать программу и бизнес-план исследования

· соблюдать исследовательскую дисциплину

· опираться на общенаучную культуру.

Подготовительный этап социологического исследования предполагает выполнение следующих работ, включающих определенные научные процедуры и операции:

· выбирается теоретическая и исследовательская парадигма, в которой будет проводиться исследование

· выстраивается замысел и общая логика исследования

· выбирается теоретическая основа исследования

· разрабатываются методические документы для сбора информации

· формируется исследовательская группа специалистов

· предусматривается организационное и материально-техническое обеспечение исследования.

Итак, социологическое исследование – это процесс, в котором каждая из его составляющих является элементом входа и выхода этого процесса, выполняя определенную функцию.

В качестве основных компонент социологического исследования (как измерительной процедуры) можно выделить следующее:

· факты из социальной жизни как объект изучения

· социальные отношения как предмет исследования

· методы сбора, обработки социологической информации ипроверки гипотез исследования

· гипотезы как теоретические предположения, требующие проверки

· измерения как интерпретации возможных вариаций (различных значений) переменных.

Переменнойназывается такой вид понятия, в котором задан определенный диапазон градаций качественного или количественного различения его содержания.

Выявление зависимости между переменными служит способом установления вероятностной причинно-следственной связи в изучаемом объекте.

Научное исследование стремится выявить и измерить диапазон вариаций какого-то определенного явления, а затем объяснить эти вариации влиянием другого явления. Первое явление обозначают как зависимую переменную. А второе (явление), объясняющее или являющееся причиной первого, называют независимой переменной[10].

Когда исследователи и, в частности социологи, предполагают взаимосвязь между независимой и зависимой переменными, они формируют гипотезу – ключевое звено исследовательского процесса.

Наши рекомендации