Методы сбора эмпирической информации
Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).
Опрос основан на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей. Это наиболее распространенный, зачастую лучший, а иногда и единственный способ узнать, о чем думают люди, почему они поступают именно так, а не иначе. Сложились две разновидности опроса — анкетирование и интервью. Опрос — это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:
• психологического состояния респондента в момент опроса;
• ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
• содержания анкеты или устного вопроса.
Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознания. Различают вопросы:
• открытые, не содержащие подсказку;
• закрытые (с перечнем вариантов ответов), респондент только обводит код выбранного варианта ответа, допускающего возможность уйти от ответа типа: «затрудняюсь ответить», «немогу оценить» и т.д.
• прямые, личные;
• косвенные, безличные.
По содержанию вопросы могут быть о фактах сознания и о фактах поведения о личности респондента.
По функциям вопросы делятся на основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.Неосновные направлены на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов (контрольные). Вопросы-фильтры задаются в том случае, когда необходимо получить данные о тех респондентах, которые компетентны в изучаемой проблеме, и отсечь ту часть респондентов, кто не может отвечать на данный вопрос. Контрольные вопросы необходимы для проверки искренности респондентов, непротиворечивости их ответов.[3]
Метод наблюдения. Это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование метода наблюдения связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и дает моментальный снимок объекта, характеризуя его состояние здесь и сейчас. Наблюдение позволяет избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. [3]
Эксперимент — это метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их воспроизводить.
Из определения следует, что эксперимент представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания. Он предполагает использование результатов наблюдения, сравнения и измерения. Характерная особенность эксперимента как метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Кроме того, он может воздействовать как на сам процесс познания, так и на условия, в которых происходит данный процесс.
Это превращает эксперимент в весьма эффективный метод эмпирического исследования, чему в немалой степени содействует также тесная связь эксперимента с теорией. Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем от поисков и интерпретации данных наблюдения.
Утверждение экспериментального метода в науке — длительный процесс, который берет свое начало в античном мире и средневековой схоластике. Однако основателем экспериментальной науки по праву
считается Галилей. Он не только создал приборы для наблюдений и экспериментирования, но и осуществил ряд искусных экспериментов. В дальнейшем запросы научного и технического прогресса вызывают необходимость все более широкого применения эксперимента. Что касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо. В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько значимым, что уже рассматривается как одна из основных форм практической деятельности.[4]
Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей исследования.
Основное назначение: извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса.
Документ, как объект анализа — это специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Автор документа (коммуникатор) – это лицо, создавшее документ, передающее в нем информацию, а именно свое изложение событий, содержание ранее составленных документов, свое отношение к передаваемому (информации, событиям, действиям людей).
Предмет анализа документов – это признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования.
По статусу документы:
·официальные (отражают общественные связи и выражают коллективные точки зрения)
· неофицальные (письма, воспоминания)
Все эти документы состовляются и утверждаются государственнами или общественными органами и могут выступать в качестве юридического доказательства.
По форме фиксации информации:
· письменные (архивы эмпирических данных, базы данных)
· иконографические (кино, видео, фотодокументы, картины)
Типы анализа документов:
· традиционный (классический)
· формализованный (коллическтвенный – контент-анализ)
Традиционный – все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения принятой исследователем в каждом конкретном случае.[5]