Е) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Для освоения дисциплины прежде всего необходимы программы MS Office (Word, PowerPoint, Exel).

Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

http://www.rsl.ru (Российская государственная библиотека)

http://www. nlr.ru (Российская национальная библиотека)

http://lib.volsu.ru/bibl/lib.php (Научная библиотека ВолГУ)

Образовательная и специализированная информация по журналистике

www.poynter.ru (Институт Пойнтера)

www.ruj.ru (Союз журналистов России)

www.cjes.ru (Центр экстремальной журналистики России)

www.gdf.ru (Фонд защиты гласности)

www.evartist.narod.ru (библиотека работ по журналистике)

www.gipp.ru (Гильдия издателей периодической печати (ГИПП)

www.journalist-virt.ru (журнал "Журналист")

www.mediareview.by.ru (Интернет-журнал медиакритики и медиаобразования)

www.mediasprut.ru (проект "МедиаСпрут")

www.pdi.ru (Институт развития прессы (ИРП)

http://Witrina.ru (портал печатных СМИ России)

http://edu.of.ru/mediaeducation/ (Российский общеобразовательный портал)

http://www.mediascope.ru/ (МЕДИАСКОП (Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ).

http://lib.walla.ru (Публичная Электронная Библиотека)

http://www.iqlib.ru (Электронная библиотека IQlib)

http://www.gumer.info (Библиотека ГУМЕР - гуманитарные науки)

Часть III.

Примерные вопросы для экзамена по социологии журналистики

1. Социология и журналистика: формы и направления взаимодействия.

2. Специфика и принципы социологического подхода в журналистике.

3. Социология журналистики как научная дисциплина: объект, предмет, цель, задачи, структура.

4. Назначение, понятие и структура социожурнналистики.

5. История развития социология журналистики в России: предпосылки возникновения, специфика, этапы.

6. История развития социологии журналистики в России 20 – рубежа 21 вв. Социологические центры и издания.

7. Социология журналистики в России начала 21 в.:

8. Развитие российской социологии журналистики 19 в. в русле литературной критики. Роль работ Н.М.Карамзина, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова.

9. Этапы формирование представлений о системе массовых коммуникаций в современной науке: хронологические границы, ведущие тенденции, основные имена.

10. Особенности организации исследований в области социологии журналистики. Этапы и процедура исследований.

11. Качественные социологические методы в труде журналиста.

12. Количественные социологические методы в труде журналиста. Особенности применения контент-анализа в социологии журналистики.

13. Особенности рейтинговых измерений в социологии журналистики.

14. Анализ, интерпретация и формы репрезентации результатов количественных социологических исследований в социологии журналистики.

15. Анализ, интерпретация и формы репрезентации результатов качественных социологических методов в социологии журналистики.

16. Исторический генезис массовых коммуникаций как части социальной системы: традиционное общество.

17. Исторический генезис массовых коммуникаций как части социальной системы: каналы коммуникации и особенности развития коммуникативных процессов в индустриальном обществе.

18. Предпосылки формирования и основные характеристики информационного общества.

19. Негативные тенденции и последствия современных информационных технологий и пути их преодоления.

20. Понятие массовой коммуникации: виды, особенности, признаки журналистики как вида МК.

21. Коммуникативный процесс и его структура. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент ка субъекты информационных отношений.

22. Понятие и классификация функций журналистики как разновидности МК.

23. Понятие и классификация дисфункций журналистики. Примеры деструктивной роли МК в современном мире.

24. Актуальные проблемы взаимоотношений СМК и современного общества.

25. Принципы функционирования СМК в современном информационно-коммуникативном пространстве.

26. Понятие коммуникатора. Цели его изучения. История вопроса.

27. Социологические методы исследования редакции и журналиста.

28. Социальные и нравственно-этические аспекты личности журналиста. Социологический портрет современного российского журналиста.

29. Социальный и профессиональный статусы журналиста. Социологический портрет современного американского журналиста.

30. Понятие аудитории СМИ. Цели, задачи, методы ее изучения. Сущность и значение обратной связи.

31. Основные тенденции коммуникативного поведения аудитории в современном информационно-коммуникативном пространстве.

32. Аудитория СМИ: потенциальная, реальная, целевая. Субъективные и объективные характеристики аудитории. Понятие информационных потребностей.

33. Социологические публикации в прессе: источники, основные требования к социологической информации. Проблема достоверности.

34. Социологическая информация в журналистском произведении: критерии отбора, интерпретации, приемы комментирования.

35. Типы, виды, жанры социологических публикаций в СМИ.

36. Социологическая информация в журналистском произведении: приемы репрезентации и формы интерпретации социологических данных.

37. Социологический анализ журналистского текста: методика изучения языковой модели издания.

38. Социологический анализ журналистского текста: социолингвистические особенности современных российских СМИ.

Наши рекомендации