Система и структура обслуживания пользователей библиотек
Систэма уключае розныя узаемасвязаныя падраздяленни,формы,пункты абслугоування,якия функциянуюць у пэунай зоне абслугоування.
Першасным элементам систэмы з-ял пункт абслугоування-працоунае месца работника библиятэки,у абавязанасци якого уваходзиць выкананне працэсау звязаных з непасрэдным абслугоуваннем чытачоу,задавальненне запытау,правядзенне кансультаций.
Да систэмы абс-ння чытачоу у биб-цы прымальныя асноуныя палажэнни матэматычнай тэорыи массавага абслугоування.Кожная
Библиятэка з-яул систэмай абслугоування,забяспечвае задавальненне запытау чытачоу и мае пэуную прапускную здольнасць.Прапускная здольнасць залежыць ад колькасци пасадачных месцау чытальнай зале ,месцау у гардеробе,рацыянальнай арганизацыи абанемента и иншых фактарау,у тым лику квалификацыи супрацоуникау.
Стр-ра абслугоування уключ шматфункциональн падраздзяленни и пункты,яны забяспечв комплекс паслуг,а таксама звышнарматыуных,дадатковых паслуг.Функц падраздзяленни забяспечваюць выкарыст инф рэсурсау и арганизацыю вольнага часу карыстальникау у памяшканни б-ки або садзейничаюць выкарыст дак-ау па-за биб-ай.
Чыт зала-спец абсталяв памяшканне якое выкарыст для для прадстаулення чытачам дак-ау у яе межах.Асабливасци чыт залы у тым шо какр-ки б-ки атрымливаюць магчымасць карыстацца на месцы усими инф рэсурсами б-ки у тым лику рэдкими книгами и каштоуными дак-ми,энцык-ми,даведниками.
Абанемент-форма индыв калект абслугоування кар-ау,якая прадугледжвае вывдачу дак-ау для выкарыстання па-за б-ай на пэуных умовах
Рэкрэацыйная служба б-эк садзейничаиць павышэнню эфектыунасци абслугоування кар-ау(адпачынак,арганизацыя сталовай)
Сярод пазастацыянарных формау абслугоування найбольш распаусюдж з-яул библ пункты,пры неабходнасци иснуюць выязныя чыт залы.
Сістэма чытальных залаў, характарыстыка іх дзейнасці ў бібліятэках розных тыпаў. Напрамкі і змест дзейнасці ЧЗ, спецыфіка асноўнага і падсобнага фондаў у ЧЗ бібліятэк рознага тыпу. Арганізацыя абслугоўвання карыстальнікаў у ЧЗ: тэхналагічны працэс.
ЧЗ как форма осуществления библиотечного обслуживания читателя и как специально оборудованное помещение библиотеки, в котором ему предоставляются книги и другие издания, хранящиеся в фондах, претерпел большие изменения со времени своего возникновения в библиотеках античности и древнего мира, где обычным было сочетание книгохранилища с залом для чтения и ЧЗ, в сущности, отождествлялся с библиотекой. Именно в ЧЗ первоначально реализовывалась такая родовая функция б-ки как обслуживание чит-ей. Зачастую в то время чит-ль приходил в б-ку (в ЧЗ) не столько читать, сколько переписывать тексты, поэтому в арабских б-ках, например, уже с 8 в. чит-лю бесплатно предоставлялись бумага и чернила.
В этот период сложился классический вид ЧЗ: просторный, светлый, полукруглый или прямоугольный зал с высокими потолками, украшенный прекрасными статуями, бюстами героев, философов и поэтов. Свитки или книги были расположены на стеллажах или в шкафах, стоящих вдоль стен, а в середине пространства были места для чит-ей; в арабских б-ках пол покрывался коврами.
ЧЗ предоставлял чит-ям много удобств: они имели возможность пользоваться всем фондом б-ки, в том числе редкими и ценными изданиями, энциклопедиями, обращаться к периодике прошлых лет и т.д. В ЧЗ легче было познакомиться с новинками. Там чит-ль мог получить квалифицированный совет б-ря, всегда готового придти на помощь. Кроме того, в ЧЗ часто организовывались регулярные консультации для таких категорий чит-ей, как аспиранты, дипломники и др.
В целом запросы чит-ей выполняются в ЧЗ полнее, чем на абонементе. Работа в ЧЗ комфортна не только физически, но и психологически: работая в ЧЗ, человек попадает в определенную атмосферу, «не нейтральную для человека», где одновременно работают над книгами многие люди и возникает нечто, что поддерживает и повышает уровень вашей работы. Так сегодня ЧЗ некоторых зарубежных, особенно университетских, б-ек предоставляют своим чит-ям возможность работать на собственном портативном компьютере, «скачивать» на свой диск инфориацию из библиотечных баз данных . т.п.
Существуют общие и специализированные ЧЗ. Общий ЧЗ типичен для небольшой б-ки. Он предназначен для всех чит-ей, и его фонд включает все виды и типы изданий, которые комплектует б-ка. Как правило, в общем ЧЗ работает один или два (посменно) б-ря, выполняющие всю необходимую работу: запись чит-ля, выдачу издания, консультирование, прием выданного. Более крупные б-ки обладают развернутой сетью специализированных ЧЗ, организуемых в зависимости от контингента читателей б-ки и от вида изданий, которые б-ка комплектует.
Различают следующие виды спец-ых ЧЗ:
- по группам читателей (для студентов, для преподавателей, для младших школьников, для старших школьников и тд)
- по отраслям знаний (гуманитарный ЧЗ, технический ЧЗ и тд)
- по виду изданий (зал периодики, зал диссертаций, зал патентов, зал редких книг и тд)
В особенно крупных б-ках, например, в Рос. гос. б-ке, Б-ке Академии Наук существует также зал новых поступлений, где чит-ль может оперативно познакомиться с новыми приобретениями б-ки, т.е.до того, как они будут занесены в каталоги.
Довольно часто практикуется организация временных ЧЗ, таких как летние читальни в садах и парках, а также в студенческих общежитиях.
Библиотечное обслуживание в ЧЗ осуществляется на основании именного читательского билета, который является единым для абонемента и других отделов б-ки. Во многих зарубежных странах чит-ий билет един для всех б-ек, а следовательно, и чит-ых залов города.
Режим работы ЧЗ заметно отличается от режима работы других отделов б-ки: они работают, как правило, до позднего вечера. ЧЗ многих зарубежных университетских б-ек во время сессии работают до 2-4 часов утра. Более того, каждый студент университета имеет электронный ключ от ЧЗ своей б-ки и может войти туда для занятий в любое время дня и ночи. Система фиксирования номера ключа обеспечивает сохранность фонда. В целом проблема хищения из ЧЗ и порчи изданий актуальна для российских и зарубежных б-ек. Основным средством предотвращения этих явлений считается штрихкодирование фонда, оснащение каждой книги магнитным индикатором, электронный контроль на выходе из б-ки. Такие технологии повсеместно внедрены в американских и европейских б-ах и постепенно входят в практику российских б-ек.
№12. Даследванні у галіне сацыялогіі чытання. Гісторыя і сучаснасць.
Социология чтения представляет собой самостоятельный крупный раздел социологии культуры. В отечественной науке она выделилась в специальное направление в 70-е гг. ХХ в. В настоящее время в научной среде еще не сложилось единого понимания ее статуса. Исследователи определяют социологию чтения как самостоятельную научную дисциплину, специальную социологическую теорию, подраздел библиотековедения.
Советской социологией чтения накоплена обширная эмпирическая база данных. Социологические исследования чтения в нашей стране имеют давние традиции. Основные методы изучения чтения сформировались уже к началу ХХ в. и в модифицированной форме используются по сей день. Изучение читательской аудитории в дореволюционной России было одним из наиболее развитых направлений прикладных социологических исследований, т.к. чтение является мощным каналом идеологического влияния. Начинавшиеся как инициативная деятельность энтузиастов-просветителей, с 20-х гг. ХХ в. отечественные исследования чтения приобретают организованный характер, осуществляются государственными учреждениями, исследовательскими коллективами. В 70-е гг. ХХ в. исследовательская деятельность становится централизованной, осуществляется под эгидой Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, отличается масштабностью охвата регионов. С начала 1990-х гг. начинается процесс регионализации исследований, дифференцируется их проблематика.
В современных социологических исследованиях чтения выделяется ряд комплексных направлений: изучение общественного мнения о книгах и библиотеках как показателе отношения к представленным в них нормам и ценностям культуры; анализ сложившейся структуры книжного обращения в социальном и культурном контексте, определение специфики библиотек различного типа в этой структуре; исследование формирования различных типов читательского понимания литературы в условиях семьи, школы, других социальных институтов и т.д.
Отечественная социология чтения носит преимущественно прикладной характер, следствием чего является отсутствие единой социологической теории чтения, различия в подходах исследователей к определению понятия «читатель», несопоставимость методик и результатов большинства исследований. Тем не менее, накопление обширного банка эмпирических данных позволяет в настоящее время перейти от преимущественно описательных исследований к аналитическим и прогностическим, выявляющим тенденции изменения чтения и читательского облика различных социальных групп.