Сравните теории справедливости и соц драмматургии
Теория справедливости явл продолжением теории обмена.
1) из множества факторов, влияющих на процесс обмена, наиб значение имеет фактор справедливости.
3 аксиомы справедливости:
- люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения что они вкладывают и что получают взамен.
- неэквивалентность вклада и вознаграждения вызывает беспокойство, усиление психического напряжения. Недооценка – чувство обиды, переоценка – чувство вины.
- люди, не удовлетворенные своими взаимоотношениями, стремятся восстановить справедливость.
3 пути восстановления справедливости:
- уменьшая свой вклад
- требуя увеличить вознаграждения
- разрыв отношений
Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.
Сравните теории символический интеракционизм и соц драмматурги
Символический интеракционизм: сущность символическиго интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция определяется символом, который выступает в качестве стимула. Символом явл все, чему мы придаем смысл, что для нас значимо.
Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.
19. Сравните понятия Целерациональное и Ценностно—рациональноедействие
Целерациональное действие предполагает осознание цели, средств ее достижения, возможной реакции других людей.
Ценностно—рациональное действие основывается на сознательной вере в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.
Сравните понятия аффектное и традиционное действие
Аффективное действие совершается под влиянием аффекта, т. е. бессознательного психологического импульса или чувства.
Традиционное действие осуществляется на основе традиций, привычек.
Сравните понятия коллектив и группа
Коллектив – это формальная группа на производстве, или относительно компактная группа людей, занятых решением конкретной производственной задачи.
Группа – это совокупность людей, кот. определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе и считаются её членами сточки зрения других людей.
Сравните понятия открытая и закрытая система стратификации
Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая и открытая. Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты перехода из одной страты в другую. Примером такой стратификации является кастовый строй в Индии, касты в странах Африки. Кастовый строй не типичен для современного общества. Открытая кастовая стратификация не знает формальных ограничений перехода из одной страты в другую, запрета смешанных браков, запрета на занятие той или иной профессией и т. д. С развитием современного общества растет социальная мобильность, т. е, активизируется переход из одних страт в другие.
Сравните понятия открытые и закрытые вопросы
В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.
Веер возможных ответов должен исчерпывать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а также ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить», и другие.
Выделяют три разновидности закрытых вопросов:
- «да — нет»;
- альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;
- вопросы-меню, позволяющие респонденту выбирать одновременно несколько ответов.
Выбор ответа из веера предложенных вариантов предполагает возможность одновременного сотрудничества в нескольких названых формах.
Сравните понятия функционально-психологические и контактные вопросы.
Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сломать лёд».
Функционально – психологические вопросы задаются для снятия напряжения и перехода от одной темы к другой.
Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры
Назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка.