Методика социологического исследования.

Тема 16 Проведение социологического исследования на предприятии

1. Понятие социологического исследования. 1

2.Методика социологического исследования. 2

3.Методы социологического исследования. 5

4 Массовый опрос. Анкетирование и интервью.. 6

Понятие социологического исследования.

Для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование. Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.

Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.

2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов и рекомендаций .

Виды исследований:

1. Разведывательное (пилотажное) исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий. Применяется для проверки гипотез и уточнения задач.

2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления. Позволяют выяснить причинно-следственную связь элементов, характеристик объекта.

В зависимости от других критериев различают:

сплошные и выборочные в зависимости от величины выборки. В случае выборочного соц.исс изучается часть совокупности и результаты распространяются на всю совокупность;

точечное (разовое) и повторное . Точечные дают информацию о состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.

Повторные в свою очередь делятся на:

панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через разные промежутки времени,

кагортные когда изучаются более специфические совокупности в течение определенного времени (например, группа людей одного поколения или одного года рождения)

трендовые, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через равные промежутки;

лонгитюдные, когда изучаются определенные объекты принадлежащие какой-то совокупности через определенные промежутки в процессе развития (обычно молодежь в процессе развития)

Методика социологического исследования.

Социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программа включает:

- определение проблемы, объекта и предмета исследования;

- предварительный системный анализ объекта исследования;

- характеристику цели и задач исследования;

- интерпретацию и операционализацию основных понятий;

- формулирование рабочих гипотез;

- определение стратегического плана исследования;

- составление плана выборки;

- описание методов сбора данных;

- описание схемы анализа данных.

Программа должна ответить на два основных вопроса:

- во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;

- во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?

Если цели недостаточно ясны, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

Задачи- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном- прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

При теоретической или прикладной ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

Объект социологического исследования- общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс.

Предмет социологического исследования- это центральный вопрос проблемы. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран.

Например, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, населённого пункта. Предметом является миграция- перемещение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования- оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задача- нахождение наилучших путей этой оптимизации (для прикладного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретического исследования)

Один и тот же объект можно описать по-разному в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. От того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методика сбора и анализа данных).

Методы выборки.

Генеральная совокупность-совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования.

Выборка или выборочная совокупность- часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации о всей совокупности в целом.

1. Квотная выборочная совокупность.

Этот метод предполагает не менее четырёх признаков, по которым определяются респонденты. Обычно применяется при большой генеральной совокупности.

2. Метод основного массива.

Предполагает опрос 60-70% генеральной совокупности.

3. Метод гнездовой выборки.

В качестве респондента выступает не отдельный индивид, а какая-то группа.

Этот метод будет представительным, если состав групп схож.

4. Метод серийной выборки.

При этом методе генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально отбирается единица анализа (элементы выборной или обследованной совокупности: могут быть как индивиды, так и группы).

5. Метод механической выборки.

Из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбираетется необходимое число респондентов.

6. Сплошной метод.

Применяется при небольшой генеральной совокупности.

Интерпретация данных.

После того как получены результаты исследования, данные наблюдения и измерения, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных. "Язык наблюдений" как бы переводится на "язык теории" - действие, обратное тому, которое осуществлялось перед исследованием. Такая интерпретация осуществляется в процессе теоретического обобщения эмпирических данных и оценки истинности выдвинутых гипотез.

Наши рекомендации