Редмет и метод ИСУ. Этапы ИСУ.

ИСУ – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т.е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний, как в теории, так и на практике.

ИСУ может быть разбито на следующие этапы:

· выявление необходимости исследования ( наличие проблемы или задачи, которую необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

· постановка цели исследования;

· определение объекта и предмета исследования. Объектом может быть подразделение, организация в целом, отрасль, национальное хозяйство. Предметом может быть задача или проблема. Проблема – критическое рассогласование между желаемым и реальным.

· определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

· определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных);

· определение результатов исследования.

ИСУ необходимо проводить:

· при совершенствовании системы управления действующей организации;

· разработке системы управления вновь создающейся организации;

· в период реконструкции;

· в период изменения формы собственности.

Метод «мозговой атаки»

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») – метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе.

Выделяют 2 следующие формы применения метода «мозговой атаки»:

· обычное заседание: проводится заседание, на котором руководителем поочередно опрашиваются участники, которые называют проблемы. составляется список проблем.

· проведение заседания по круговой системе: составляются группы, состоящие из 3-4 человек. Каждый представитель группы записывает на бумаге 2-3 идеи, которыми потом обменивается в пределах своей группы. Выдвинутые идеи изучаются другими участниками и дополняются новыми. В каждой подгруппе осуществляется троекратный обмен идеями, после которого составляется сводный перечень выдвинутых идей. Затем составленные перечни подгрупп передаются на рассмотрение группе.

При проведении метода «мозговой атаки» необходимо руководствоваться следующими правилами:

· существует запрет на критику выдвигаемых идей;

· предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;

· среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные идеи, высказанные экспромтом;

· вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;

· предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям( развитие уже высказанной идеи);

· при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;

· участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;

· высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников.

Организация метода «мозговой атаки» осуществляется по следующей методике.

На первом этапе формулируется задача на основе двух положений:

- что мы хотим получить в итоге; - что мешает нам при достижении наших желаний.

Для рассмотрения данной задачи формируется творческая группа, состоящая из 5-7 человек (но не меньше 3) своем составе имеет две подгруппы:

- постоянное ядро, состоящее из руководителя группы и сотрудников, легко генерирующих идеи. В обязанности руководителя входит: определение задачи, которая будет решаться с помощью «мозгового штурма», осуществление подбора и обучение участников необходимым приемам работы, обеспечение деятельности участников сеанса, оценивание выдвинутых идей, подведение итогов штурма.

- временные участники, которые приглашаются в зависимости от характера решаемой задачи.

Приглашение на сеанс получают за 2-3 дня вместе с информацией о вопросах повестки дня в письменной или устной форме.

Продолжительность сеанса 25-30 мин. Выдвинутые идеи, предлагаемые решения и их усовершенствования фиксируются в протоколе. Все идеи высказываются короткими фразами. Предпочтения отдаются количеству, а не качеству.

Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:

- групповое мышление порождает на 70% больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;

- тренирует умственные способности участников;

Дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы;

Метод «сценариев»

Метод «сценариев» - один из методов экспертных оценок, помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившейся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования. Сценарий – описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования.

Составление сценария разделено на следующие этапы:

-формулировка вопроса.

- определение сфер влияния – изучается влияние окружения на объект исследования;

- установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию;

- введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические успехи, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при составлении сценариев;

- определение последствий

- принятие решения

Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сценария. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют следующие роли:

- выявляют общие закономерности системы;

- анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей;

- определяют источники этих факторов;

- анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации;

- создают вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению поставленной проблемы.

Метод «дерева целей»

Метод «дерева целей» основан на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. «Дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях. «Дерево целей» строится при помощи двух операций:

· декомпозиции – операции выделения компонентов;

· структуризации – операции выделения связей между компонентами.

Процесс построения «дерева целей» имеет следующие этапы:

· разработка сценария;

· формулировка цели;

· генерация подцелей;

· уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);

· оценка существенности подцелей;

· проверка целей на осуществимость;

· проверка элементарности подцелей;

· построение дерева целей.

При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:

· Каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;

При декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т.е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения.

· Декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;

· Развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;

· Вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

· Развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.

Методы наблюдения и опроса в ИСУ

Наблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте. Основу наблюдения составляет восприятие, ощущение.

Наблюдение классифицируется:

- по основанию наблюдения за объектом изучения –

· прямое наблюдение – непосредственное наблюдение за поведением, например, рабочих в процессе производства продукции. Недостатком проведения данного вида исследования является изучение объекта только в определенных условиях. В результате этого полученные частичные данные могут не соответствовать характеристикам этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя может также повлиять на результаты наблюдения;

· косвенное – наблюдение, осуществляемое по результатам ранее проведенных наблюдений, например изучение данных о производительности труда каждого работника.

- степени информированности объекта исследования о наблюдении-

· открытое – объекту исследования известно, что за ним происходит наблюдение;

· скрытое - объекту исследования неизвестно, что за ним происходит наблюдение;

- уровню формализации –

· структурированное – проводимое по ранее разработанному детальному плану;

· неструктурированное – фиксируются все виды поведения изучаемого объекта;

- условиям проведения-

· полевое – наблюдение, проводимое за объектом в естественных условиях его функционирования;

· лабораторное – наблюдение, проводимое за объектом исследования, помещенным в искусственные условия.

Метод наблюдения разбивается на несколько этапов:

· определяется цель наблюдения, объект наблюдения;

· собирается необходимый материал, необходимый для проведения наблюдения;

· определяется способ наблюдения;

· проведение наблюдения.

При проведении наблюдения следует соблюдать правила:

· элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно;

· один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях- стандартных, конфликтных и т.д.

· различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность)

· описание событий не смешивают с интерпретацией.

Недостатки метода наблюдений:

· субъективные - связанные с личностью наблюдателя. Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, сложившихся предпочтений наблюдателя;

· объективные – недостаток временного ресурса.

Метод опроса

Опрос – метод сбора информации путем обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами. В основе этого метода стоит человек (респондент), который становится источником информации. С помощью этого метода можно получить характеристики, которые не поддаются прямому наблюдению.

Правила проведения опроса:

· респондент должен знать, кто и с какой целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдаче истинной информации;

· вопросы должны быть однозначны и понятны;

· вопросы должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок, неоскорбительны для респондента.

· вопросы не должны нести интеллектуальную и психологическую перегрузку;

· исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента.

Опрос позволяет:

· собрать статистическую и документальную информацию;

· исследовать объекты, недоступные прямому наблюдению;

· обеспечить высокий уровень стандартизации, так как респондентам задают одинаковые вопросы;

· экономить материальные и временные ресурсы.

Результаты обрабатываются при помощи методов математической статистики.

Наши рекомендации