Реализуемых (или нереализуемых) в практической деятельности
Циальное настроение, следовательно, проявляет себя как функциональная
единица социального, психосоциального и психосознательного освоения дейст-
вительности.Такие компоненты социального настроения, как эмоции, чувства,
складывающиеся под воздействием социальной практики, формируют умо-
настроения, ценностные ориентации и убеждения.
В зависимости от степени осознания причин происходящих событий, вы-
звавших то или иное настроение, оно может выступать в качестве нерас-
члененного общего социально-психологического фона (приподнятое, подав-
ленное настроение и т.д.), либо как четко идентифицированное состояние
(скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.).
Учитывая, что одной из характерных черт феномена социального на-
строения является его транслируемость от одного человека к другому, от одной группы людей к другой, можно констатировать некую социальную и психо-
физическую взаимосвязь и взаимозависимость индивидов одного настроения.
В социальном настроении опосредованно отражается социальный опыт
людей, живущих в различных условиях и обладающих дифференцированными
знаниями, привычками, стремлениями. Быстрое изменение настроения чело-
века сначала может быть и не замечено окружающими людьми, но пов-
торяющиеся его проявления требуют к себе повышенного внимания, а затем и
изучения причин, вызывающих эти изменения.
Роль социального настроения, его способность выступать в одних случаях
в качестве ускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдержи-
вающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп, в
свою очередь, зависит от многих обстоятельств, охватывающих совокуп-
ность политических, экономических, социальных и духовных процессов, а
также структуру психики личности и психосоциальных отношений между
людьми.
Сущность социального настроения проявляется в ряде общих закономер-
ностей: оно всегда имеет социальное содержание; определенные условия
и среда характеризуют различные стадии его проявления; социальное на-
строение всегда имеет своих конкретных носителей.
Сущность социального настроения также обусловлена тем, что психофизио-
логическое, эмоциональное состояние людей, их поведение, зависят от степени
разрешаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социаль-
ных интересов, преломляющихся через психику, сознание, и определяющих
действия индивидов.
Социальное настроение формируется деятельностью в процессе освоения
действительности и затем конструктивно влияет на эту действительность, вы-
ражаясь через эмоциональные состояния, умонастроения, ценностные ориен-
тации и убежденность индивидов.
Социальное настроение есть целостная форма
жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего обществен-
ного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительностьи сте-
Пень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой
и населением, различными организациями и институтами социальных уста-
Новок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием
Реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции
реализуемых (или нереализуемых) в практической деятельности.
6. Субкультуры и контркультуры как результат социокультурной дифференциации и интеграции.
Субкультура- это специфическое образование, отражающее культурную неоднородность общества и фиксирующее устойчивое или временное отличие ценностных ориентаций, социальных и культурных устремлений конкретной группы людей от господствующей в обществе культуры. В послевоенный период на Западе, а затем и в России получили распространение различные молодежные субкультуры, характеризующие специфические настроения и стремления молодежи к самовыражению в культурных формах — внешний вид и одежда, поведение, формы общения и т. д., - отличных от общепринятых.
В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:
1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры, мажоры, хиппи.
2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии.
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются "зеленые" - экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.
Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить.
Различие субкультуры и контркультуры не всегда можно установить с достаточной определенностью. Некоторые субкультуры враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды. Так, криминальный мир имеет свою субкультуру — ценности, нормы, язык, даже примитивную художественную культуру (блатные песни). Она чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных групп. С другой стороны, наблюдается стремление использовать понятие контркультуры для описания процессов возникновения инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.
9.Социальная мифология как проблема теоретической социологии и предмет прикладного исследования.
Социальная мифология — это система обобщенных знаковых ценностей, которые актуальны в конкретном социуме. Это эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесняющее реальное. Социальная мифология является комплексом представлений, существующем в массовом сознании и во многом определяющем восприятие жизни людей. Она распространяется через средства массовой коммуникации, массовую культуру, образовательные учреждения. Социальные мифы обычно отвечают общественным настроениям и становятся важной частью картины мира.
10.Понятие религии. Социальный смысл религиозной жизни.
Религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого.
Любую религию характеризуют черты: надежда в существование загробного мира, вера в сверхъестественную возможность предметов, явлений природы.
Символы и действия, которые связывают человека с потусторонним миром являются одной из форм культуры.
Функции религии:
Важнейшей функцией религии является компенсаторная, состоящая в религиозном «восполнении» действительности, в религиозном утешении. В религии происходит мнимое снятие противоречий и конфликтов: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в равенство греховности перед богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», фактическое бессилие человека компенсируется всесилием бога, смертный оказывается бессмертным, вообще мир зла и несправедливости заменяется «царством божиим» («царством небесным»). Важное значение при этом имеет психологический аспект компенсаторной функции, который особенно отчетливо проявляется в молитве и покаянии. При их совершении происходит как бы переход от состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней разорванности, скорби и тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, гармонии, радости, успокоенности, прилива сил).
На определенных исторических этапах религия может выступать как фактор интеграции общества, выполняя таким образом интегративную функцию. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия может способствовать стабильности данного общества или становлению нового.
Религия выполняет и регулятивную функцию. Это значит, что религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Подобную функцию, религия способна выполнять потому, что она аккумулировала в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений людей, который мы в сжатом, афористическом виде обнаруживаем в знаменитых заповедях Моисея («не убий!», «не укради!» и т. д.), в моральных канонах ислама, буддизма.
Существует еще одна важная функция религии — коммуникативная: религия служит средством общения верующих, а всем понятно, как важно общение для человека. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане их общения с богом и «небожителями» и в плане их общения друг с другом. Общение осуществляется прежде всего в культовой деятельности.
11. Основные социологические концепции религии.
Основатель социологии Огюст Конт (1798-1857) интерпретировал религию как способ синтеза общественного единства, что позволяет гармонизировать эгоистические мотивы поведения отдельных индивидов. Теологическая (религиозная) стадия, по мнению Конта, является первым и базовым в общественном развитии человечества.
Возникновение социологии религии как особой отрасли знаний связано с именем Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Главный посыл дюркгеймового осмысления религии состоял в том, что нигде и никогда в истории не существовало общества вполне безрелигиозного, значит религия выполняет в обществе какую-то крайне необходимую функцию.
В своем исследовании «Разделение труда» (1893 г.) Дюркгейм выделил два типа солидарности (взаимодействия) между людьми. Высший тип, названный «органическим», царящего в современном обществе и опирается на разделение труда. Примитивным сообществам свойственна «механическая» солидарность между индивидами, - каждый из них имеет примерно одинаковый уровень знаний, умений и навыков, следовательно, он практически не заинтересован во взаимодействии с другими. При таких обстоятельствах только общие верования сплачивают людей. Религия учреждает реальность, не сводится к сумме межиндивидуальных отношений, а выступает как нечто надиндивидуальная, принудительное относительно отдельного индивида, - общество как таковое. В дальнейшем появляются новые формы общественности - право, политика, денежные отношения, однако все они являются производными от религии, религиозными за сущностью.
Добавим, что Дюркгейм ввел в научный оборот понятие сакрального. Сакральное - объект религиозного воздействия, общение с которым опосредованное ритуалом. На самом деле, по мнению Дюркгейма, сакральное представляет не какую-то трансцендентную (потустороннюю, божественную) реальность, а само общество.
Основной категорией, которой пользовался для объяснения религии Карл Маркс (1818-1883), была категория отчуждения. Религия связана с тем этапом общественного развития, когда существуют присвоение чужого труда и социальное неравенство. В этих условиях продукты человеческого труда господствуют над своими создателями, вещи рассматриваются как нечто более важное, чем люди, которые их создали (такое состояние и фиксируется категорией отчуждения). Вследствие этого человеческое сознание наделяет естественные вещи сверхъестественными свойствами, обожает их. Когда производительные силы общества будут взяты человеком под сознательный контроль, отчуждение будет преодолено, появятся объективные условия для отмирания религии.
При классовой борьбы религия выполняет идеологическую функцию, оправдывает ли, наоборот, осуждает существующий порядок. На примере христианства Маркс пытался показать, как революционная сначала идеология впоследствии превращается в консервативную, «охранную» общественную силу.
Немецкий социолог и философ Макс Вебер (1864-1920) рассматривает религию как один из важнейших мотивов социального действия. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.) Вебер утверждал, что Реформация, которая культивировала аскетический образ жизни, сознательной самодисциплины и рациональные взаимоотношения, пробудила в Западной Европе предпринимательский дух и способствовала быстрому развитию капиталистических отношений. Другим направлением исследовательских интересов Вебера был анализ процесса десакрализации - извлечение магических элементов из отношений между человеком и миром. Вебер пришел к выводу, что формирование представления о мире как о материальной реальности, что ее можно познать и изменить произошло под решающим влиянием иудаизма и христианства. Уменьшение роли религии М. Вебер считал симптомом духовной болезни общества, в конечном итоге должен привести к господству корысти в сознании и поведении людей.
Завершая рассмотрение классических концепций, заметим, что социологические теории религии ХХ ст. есть (в большей или меньшей степени) лишь комбинациями идей, выдвинутых социологами XIX в.
12. Социальный смысл идеологии как социокультурного феномена
Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих человека (людей) в своих действиях стремиться к целям, которые он (они) перед собой поставил (и).
Сущность идеологии – это не только система идей, взглядов, ценностных установок и верований, это ещё и установление связи между мировоззрением и нормами поведения людей; выяснение смысла тех процессов и изменений, которые происходят в обществе. Это также объяснение и оправдание возникающих в обществе новых явлений, структур, отношений через принятую и одобряемую данной общностью (партией, народом, обществом) систему ценностей и идеалов.
Идеология – это ещё и рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира и жизни, позволяющая человеку найти своё место, определить жизненную стратегию и наиболее приемлемый путь.
К тому же идеология – это специфический духовный «реактор», вырабатывающий идеалы, цели и ценности, к которым следует стремиться и которые желательно реализовывать в реальной действительности.
Идеология представляет собой нормативно-символическую систему, дающую возможность индивидам и социальным слоям определиться в окружающем социально-политическом и социокультурном пространстве, выработать для себя определённую позицию и стремиться к изменению социальной действительности в соответствии с собственным проектом.
14. Социокультурное значение науки в современном обществе.
В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.
Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность.
Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей.