Глобализационных процессов теории 5 страница
Шкала Д,с. — опросник, определяющий степень толерантности чел. по отношению к др. людям в соответствии с тем, насколько близки или далеки они от гр., в к-рую входит данный чел.
Лит.: Bogardus Ε. Fundamentals of Social Psychology. N.Y., 1950; Dawes R.M. Fundamentals of Attitude Measurement. N.Y.; L„ 1972; Rejoice D. Sythole // International Encyclopedia of" Sociology / Ed. by F.N. Magil. L.; Chi., 1995.
ff.ff. Шихирев
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -
различия между макро- и микрогруппа-мн, а также индивидами, выделяемые по мн. основаниям. Отношение к Д.с. составляет специфику разных идеологий, полит, течений и культур.
На одном полюсе — отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности, источнику соц. разнообразия. Множество соц. сред, уровней дает чел. возможность выбора, поощряет его к активности и вместе с тем обеспечивает взаимодополнение или конструктивное противоречие разных образов жизни. Отсюда динамизм и многовариантность обществ, развития. В этом контексте особое внимание отводится индивидуальным различиям. Признание самоценности каждой личности, ее уникальности, а значит, и права на собственное самоутверждение, на автономию в гр., об-ве, в этическом смысле означает высокую взаимную терпимость, широкое пространство для личностного суверенитета. В полит, смысле это означает развитую свободу вертикальной и горизонтальной мобильности, особый статус меньшинства, а также принятие индивидом на себя ответственности за свою судьбу, за риск собственного выбора.
На противоположном полюсе — отношение к Д.с, как пороку об-ва, источнику несправедливости и массовых конфликтов. Вызываемое Д.с. имущественное и статусное неравенство неизбежно приводит к эксплуатации, кл. борьбе угнетенных с угнетателями. Поэтому Д.с. нуждается в преодолении, а об-во — в выравнивании любых соц. различий. Индивид в этой ориентации выступает как элемент целого, его ценность опред. вкладом в целое (орг-цию, общий труд).
Между обоими полюсами сложились промежуточные варианты отношения к Д.с. Основания для Дх. могут относиться как к объективным признакам (экон., профессион ал ьным, образовательным, демогр. и т.п.), так и к признакам массового и индивидуального сознания. Эти основания не всегда совпадают. Так, нек-рые гр. сознания — макро- и микрогруппы — охватывают разные профес-
ДИФФУЗИОНИЗМ
сиональные, возрастные и иные гр. (напр., по идеол., культ, пристрастиям).
Анализ Д,с. очень важен для управления соц. процессами. Особенно в переходные периоды развития об-ва. Такой анализ имеет большое значение, напр., для определения соц. базы реформ, т.е. поиска той категории нас, на к-рую может опираться та или иная реформа. Скажем, коммерциализация нар. хоз-ва требует выделения т.н. социально-активного элемента об-ва как структурного образования, являющегося носителем инновационного начала в об-ве. Формирование и расширение т.н. среднего класса есть фактор стабилизации и благосостояния об-ва. По мере развития об-ва одни основания для Д.с. могут углубляться (напр., имущественные, идеол. и т.д.), др. способны исчезать (сословные), соц. значение третьих сглаживаться (половые), а вариативность четвертых может нарастать (религ.).
Лит.: Пригожий А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990; Тихонова Н.Е. Факторы соц. стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999; Пригожий А.И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, методы, преодоления. М., 2007.
- A.M. Пригожий
ДИФФУЗИОНИЗМ(от лат. diftusio — распространение) — культурологическая концепция, объясняющая развитие культуры об-ва гл. о. проникновением элементов культуры из одного или неск. внешних культ, центров. Д. признает распространение элементов культур разл. путями: в рез-те завоевания к.-л. области носителями др. культуры, через миграцию ч. нас. из района др. культуры, торговлю, стремление подражать народам, обладающим более высокой культурой, даже в рез-те распространения веры и знаний миссионерами и т.п.
Д. возник как противопоставление однолинейному эволюционизму, рассматривавшему развитие об-ва как цепь послед, изменений обществ, системы, связанных с развитием культуры, обу-
словленным преимущественно внутренней причиной — перманентным изобретением ее новых элементов. На первых диффузионистов оказали влияние фи-лос. идеи Э. Бернхайма, утверждавшего, что несовершенные органы чувств и нервная система не позволяют чел. достоверно познавать объекты окружающей среды, а потому в истории все случайно, и элементы культуры возникали как нечто уникальное. На Д. заметно влияние и социопсихолога Г. Тарда, считавшего, что развитие культуры связано, прежде всего, с распространением новаций отд. творцов, усваиваемых др. из-за стремления к подражанию.
Д. оформился в Германии в нач. 20 в. Отд. идеи Д. развивал нем. географ и этнограф Ф. Ратцель, связывавший культуры с геогр. условиями, характерными для опред. «культ, зон», а их развитие, гл. о., с контактами разных народов и преемственностью поколений. Его выражение «круги форм» подразумевало ареалы распространения предметов материальной культуры опред. формы. Нем. филолог, этнограф, историк-африканист и культуролог Л. Фробениус составил карту культур Африки, также выделяя ареалы культур по формам предметов и описывая связи между ними как передачу элементов одной культуры др. Позднее он создал «культурно-морфологическую школу», приписывавшую культуре, подобно живому организму, этапы рождения, взросления, старения и смерти, собственный мужской и женский характер и даже «культ, душу». Фробениус утверждал, что культура создается в опред. геогр. условиях под влиянием разл. видов хоз-ва независимо от воли чел., являющегося только носителем культуры, а не создателем.
Наиб, полно Д. выразился в концепции «культ, кругов» «культ.-ист. школы» Ф. Гребнера. Исходя из произвольно сформированных наборов элементов материальной культуры у народов, находившихся на до государственной стадии развития, Гребнер выделил неск. изначальных «культ, кругов». Он рассматривал их как существующие независимо от
ДОКУМЕНТ
воли людей и остановившиеся в развитии. Лишь только частичное или полное наложение одного круга на др. приводит, по его мнению, к умножению культуры или возникновению нового круга. Наслаиваясь один на др., «культ, круги» образуют лишь временные слои. Гребнер отрицал развитие культур их создателями и признавал лишь распространение элементов «культ, круга» через диффузию.
Австрийский лингвист и этнограф В. Шмидт выдвинул положение о распространении идеи «первобытного божественного откровения» из «древнейшего» «пигмейского» «культ, круга». В отличие от Гребнера Шмидт и последователи его «венской католической школы» (Й. Ген-кель, В. Копперс, П. Шебеста и др.) строили «культ, круги» исходя из элементов духовной культуры, к-рые также диффузно распространялись из неск. «культ, кругов». Нек-рые выделяют в кач-ве осн. процесса Д. аккультурацию. Они считают прародиной всех цивилизаций к.-л. древнейшее гос-во, откуда будто бы и распространились элементы культуры по земному шару. А, Элиот-Смит, У. Перри, С. Графтон и др. выступили как сторонники панегиптизма. Создатель «гел политической школы» Графтон считал древнейшей культуру, характеризующуюся культом солнца, мегалитами, идолами и т.п. Ее последователем был и норвежский этнограф и археолог Т. Хейердал (не веривший в возможность создания однородных предметов в разных ч. земного шара), к-рый также считал, что сходство элементов в разных культурах объясняется диффузией этих элементов из одной из них гл. о. в рез-те миграции.
Австрийские и нем. археологи X. Юнкер, О. Менгин, М. Битак, И. Хофман и др., исходя из диффузионистских идей и не считаясь с хронологией, рассматривали значительные изменения в культуре исключительно как рез-т миграции племен и народов. При этом поздние культуры у них могли оказаться предшественницами более ранних и развитых культур.
Лит.: Александров Э.Г. Диффузионизм в зарубежной зап. этнографии // Концепции зарубежной этнологии: Критические этюды. М., 1976; Токарев С.Л. История зарубежной этнографии. М., 197S; Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. Μ., 1991; Орлова Э.А. Введение в соц-ю и культ, антропологию. М., 1994; Ratzel F. Antropogeographie. Stuttgart. Bd. 1-2. 1882-1891; Bernheim Ε. Einfuhrung in die Geschichtswissenschaft. Leipzig, 1909; Menghin 0. Weltgeschichte der Steinzeit. Wien, 1931; Frobentus L. Kulturgeschichte Africas: Prolegomena zu einer Historischen Gestaldehre. Zurich, 1933.
И.Т. Кремле'в
ДОКУМЕНТ— один из источников, используемых в социол. иссл-ях для получения первичной эмпирической информации. Док. связи между разл. соц. ин-тами, орг-циями, соц. гр. отражают существенные характеристики соц. процессов, их правовые, экон. соц.-психол. и мн. др. аспекты. Д. фиксируют состояние и изменения соц. процессов во времени. Д. — это согласно определению ГОСТа средство закрепления разл. способами на специальном материале (носителе) информации о фактах, событиях, явл. объективной действительности и мыслительной деятельности чел, Д. явл. предметом изучения мн. наук, выделяющих их разл, содержательные и функциональные характеристики. Это — делопроизводство как специальная дисциплина, связанная с управленческой наукой, это — источниковедение, архивоведение, связанные с изучением истор. процессов и мн. др. Социологу необходимо иметь четкое и полное представление о существующих док. источниках, содержащих информацию по изучаемой проблеме (см. Классификация документов), а также владеть методикой их анализа (см. Контент-анализ) и использования на разл. этапах социол. иссл-я.
Лит.: Коробейников B.C. Редакция и аудитория. М, 1983; Герчиков В.И. Соц. планирование и социол. служба в промышленности: методология с позиций практики. Новосибирск, 1984; Методы
Ж
ЖУРНАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ В РОССИИ — в наст, время в РФ выходят журналы, стремящиеся отражать всю гамму тематических проблем соц-и:
«Вопросы социологии*. Основан в 1992, Выходит нерегулярно. В редколлегии журнала — представители МГУ, ИС РАН, Центра интеллектуальных ресурсов и кооперации в области обществ, наук (ЦИРКОН) и Центра прикладных полит, иссл-й (ИНДЕМ);
«Реферативный журнал отечественной и зарубежной литературы по социологии». Изд. с 1991 четыре раза в год Ин-том науч, информации по обществ, наукам (ИНИОН);
«Социологические исследования». Науч. и обществ.-полит. журнал РАН. Основан в июле 1974 в Москве. До 1986 выходил четыре раза в год; до 1990 включительно — шесть раз в год. С 1991 — ежемесячно. Освещает теор. проблемы соц-и и рез-ты социол. иссл-й;
«Социологический журнал». Учрежден ИС РАН в 1994. Выходит четыре раза в год при поддержке междунар. фондов. Освещает широкий круг проблем фундаментальной и прикладной соц-и;
«Социология власти». Изд. с 1989 шесть раз в год. Учредитель — Российская академия гос. службы при Президенте РФ. Осн. рубрики: теория, методология и методика социол. иссл-й; эмпирические иссл-я в области экон., соц. и полит, отношений; классика социол. мысли;
«Социология: методология, методы, математические модели». Выходит нерегулярно с 1991. Его учредители — ИС РАН и Центральный экон.-матем, ин-т (ЦЭМИ) РАН. Ставит своей задачей поддержание достойного уровня мето-
дол. компетентности профессиональных социологов;
«Текущая библиография по социологии*. Выпускается с 1995 ИНИОН на
компакт-дисках и в виде библиографических указателей лит. по философии и соц-и, выходящих ежемесячно;
«Экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень». Выходит с 1993 шесть раз в год. Учрежден Всероссийским центром изучения обществ, мнения (ВЦИОМ), междисциплинарным академическим центром соц. наук (Интерцентр), Академией нар. хоз-ва (АНХ). Систематически публикует цифровые табл. о рез-тах опроса по разл. проблемам.
Существует также ряд журналов, в к-рых материалы по соц-и публикуются вместе со ст. по др. общественно-гуманитарным наукам:
«Мир России. Социология. Этнология». Учрежден Гос. ун-том — Высшей школой экономики, Ин-том экон. проблем переходного периода, ред. журнала «Мир России». Выходит с 1992 четыре раза в год;
«Политические исследования». Учрежден Ин-том сравнительной политологии РАН, Московским гос. лингвистическим ун-том, Московским городским педагогическим ун-том. Изд. с 1991. Выходит шесть раз в год;
«Свободная мысль». Учрежден Междунар. фондом соц., экон. и полит, иссл-й. Выходит с 1992 шесть раз в год;
«Социально-гуманитарные знания». Учрежден Министерством общего и профессионального образования РФ. До янв. 1999 назывался «Социально-политический журнал». Выходит с 1973 ежемесячно.
М.Р. Тулъчинекий
ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ- общий принцип, в силу к-рого совместное действие случайных факторов приводит при нек-рых весьма общих условиях к рез-ту, почти не зависящему от случая. Первым примером действия этого принципа может служить сближение частоты наступления случайного события с его вероятностью при возрастании числа испытаний (часто использующееся на практике, напр., при использовании частоты встречаемости к.-л. кач-ва респондента в выборке как выборочной оценки соотв. вероятности).
Лит.: Больших чисел закон // Матем. энциклопедия. Т. 1. М., 1977; Бернул-ли Я. О законе больших чисел. М., 1986; Гмурман В.Е. Теория вероятностей и матем. статистика. М., 1998; Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М., 2001; Теория статистики с основами теории вероятности. М., 2001.
Ю.Н. Толстова
ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ- в теории вероятностей конкретный вид распределения вероятностей. Чаще всего речь идет о функции распределения или плотности распределения нек-рой величины случайной. З.р. может носить разный характер. Так, плотность распределения может быть непрерывной (рис. 1—3) и дискретной (рис. 4). Непрерывное распределение может быть симметричным (см. рис. 1) и скошенным (см. рис. 2), с «горбами» (см. рис. 1 и 2) и без них (см. рис. 3) и т.д. Широко распространено (что объясняется центральной предельной теоремой) и играет большую роль в статистике математической нормальное (гауссово) распределение, плотность вероятности к-рого (см. рис. 1) задастся формулой /1<χ) = (1/σ(2π),/1)β-*Ι-μ)7201, где μ - ма-
тем. ожидание (см. Величины средние), σ2 — дисперсия (см. Меры рассеяния).
Для моделирования распределения доходов нас. используется логарифмически нормальное распределение с плотностью Р(х) = -Ι-ί-"*/"^53, где χσ(2π)'
т — медиана (см. рис. 2), а также распределение Парето Р(х) = с/хг*\ с > 0 (см. рис. 3), Для моделирования среднего времени ожидания обслуживания (в т.н. теории очередей) — распределение Пуассона ί\χ) = X"-e~i/x!, λ — матем. ожидание (см. рис. 4).
Рис. 1. Нормальное распределение; μ = 0, |
Рис. 2. Логнормальное распределение; μ=1,σ
Рис. 3, Распределение Парето; с = 2 |
Рис. 4. Распределение Пуассона; λ = 1
З.р. мн. случайных величин хорошо изучены, и для них рассчитаны стат. табл., позволяющие опред., какова вероятность наугад выбранного значени случайной величины попасть в ту или иную область ее определения. Таковы З.р., названные выше, а также часто использующиеся при проверке стат. гипотез распределения χ (см. Коэффициент парной связи номинальных признаков), Стьюдента, Фишера (см. Анализ дисперсионный).
ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
Лит.: Хастшгс Н.г Пикок Дж. Справочник по стат. распределениям. М., 1980; Большее Л.Н., Смирнов Н.В. Табл. матем. статистики. М., 1983; Гмурман В. Е. Теория вероятностей и матем. статистика. М., 1998; Калинина В.В., Панкин В.Ф. Матем. статистика. М., 1998; Вент-цельЕ.С. Теория вероятностей. М., 2001; Теория статистики с основами теории вероятностей. М., 2001.
Ю.Н. Толстоеа
ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ - в соц-и О. Конта осн. закон обществ, прогресса, к-рый явл. одновременно истор. и логическим: три стадии развития чел, ума соответствуют трем аналогичным стадиям развития истории. Первую — теологическую, или фиктивную, стадию, охватывающую древность и раннее Средневековье (до 1300), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Цр. Греция и Цр. Рим) жизнью наделялись «фиктивные существа», вмешательством к-рых объяснялись все явления. Эпоха монотеизма — эпоха христианства. В Средневековье Конт призывал искать образцы гармоничных отношений между гос-вом и религией.
Метафизическую стадию (с 1300 по 1800) Конт рассматривал как переходную, для к-рой характерно разрушение старых верований — фундамента обществ, порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Просвещение, Французская революция 1789—1799 гг. Им сопутствовало распространение «негативной» критической философии, приведшей к упадку авторитетов. «Метафизический дух» этой эпохи санкционировал сомнения, мор. испорченность и полит, беспорядки. Об-во, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. .
Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии — позитивной. Свидетельством вступления в позитивную ста-
дию явл. распространение наук, рост их обществ, значения, развитие промышленности, гармоническое развитие всех элементов жизни при определяющем развитии мор. позитивизма. Победа альтруизма над эгоизмом, рост соц. чувств, быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающие справедливость и мир, — таковы осн. черты контовской соц. утопии.
Теория обществ, развития Конта была умозрительной, априори сконструированной общей схемой, не учитывающей многообразия конкр. форм истор, развития. Приводя в кач-ве иллюстраций только те истор. факты, к-рые подтверждали его схему, Конт не смог оп-ред. ни движущих сил, ни направления будущего развития об-ва, к-рое как бы завершалось позитивной стадией. Ускользали от его внимания также и специфика обществ, жизни, ее материальные основы. З.т.с. как закон развития об-ва был аналогом закона умственного развития человечества. Однако, если рассматривать контовскую теорию обществ, развития в истор. контексте, то нельзя не увидеть ее не к-рых достоинств. К последним относится подчеркивание закономерности соц. эволюции, истор. подход, критика провиденциализма и иррационализма в истор. науке, выяснение связей опред. форм религии с соц.-полит, орг-цией об-ва. Все это выгодно отличало теорию Конта от типичных волюнтаристских и теологических концепций.
Лит.: Конт О. Осн. законы соц. динамики или общая теория естеств. прогресса человечества// Зомбарт В. Соц-я: Хрестоматия, Л., 1926; Ocunoea Е.В. Опост Конт и возникновение позитивистской соц-и. М., 1995; Соловьев Вл.С. Теория Огюста Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества // Соловьев Вл.С. Собр. соч. Т. 1. СПб., б/г. ■ . ■■- Е.В. Ocunoea
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКАЯ — такая форма закономерной связи явлений, при к-рой вытекающее из нее предсказание носит вероятност-
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ
ный характер. Обычно З.с. противопоставляются динамическим закономерностям. Предсказание, осуществленное на основе последних, имеет не вероятностный, а точный, опред., однозначный вид. З.с. — это закономерность, характеризующая изучаемую совокупность в среднем. Вероятностный характер предсказаний в З.с. обычно бывает обусловлен действием множества случайных факторов, к-рое имеет место в стат. совокупностях. З.с. возникает как рез-т взаимодействия большого числа элементов, составляющих совокупность, и характеризует не столько поведение ее отд. элемента, сколько всю совокупность в целом. Проявляющаяся в З.с. «необходимость» возникаег вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайных факторов, «пробивает* себе дорогу через массу случайностей, контрпримеров, отступлений от нее. Роль изучения З.с. для социолога огромна. Это объясняется тем, что такие закономерности адекватно описывают массовые явления случайного характера, т.е. такие явления, к-рые в основном интересуют социолога. Когда целью иссл-я явл. поиск З.с, когда делаются априорные предположения о справедливости такого рода закономерностей, говорят об использовании социологом стат. подхода.
Поиск З.с, как правило, сводится к поиску стат. оценок (см. Оценивание статистическое) параметров распределений (см. Распределение вероятностей) величин случайных, вообще говоря, многомерных.
Нельзя связывать стат. закономерности только с законами развития больших соц. систем и, как следствие, с реализмом социологическим (в контексте анализа известной дилеммы о соотнесении закономерностей развития об-ва в целом и свободной воли отд. чел.). Стат. модели могут использоваться и при попытке «понять» отд. чел. (см. Социология понимающая), и при изучении разного рода гр. людей, в том числе об-ва в целом. Пример применения стат. подхода к изучению отд. чел. — использование стат.
распределений для описания плюралистичное™ мнения одного респондента относительно к.-л. объекта (см., напр., Метод парных сравнений). Примером использования того же подхода для гр. людей может служить решение поставленных социологом задач путем применения методов анализа многомерного статистического, скажем, к рез-там анкетного опроса представителей этих гр.
Лит.: Толстова Ю.Н. Анализ социол. данных: методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М,, 2000.
Ю.Н. Толстова
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ- выражение существенной, всеобщей и необходимой связи соц. явлений и процессов, прежде всего, связей деятельности социальной людей или их собственных соц. действий. З.с. опред. отношения между разл. индивидами и соц. общностями в их соц. деятельности. Это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, кл., соц.-демогр. и профессиональными гр., а также между об-вом и трудовым коллективом, об-вом и семьей, об-вом и личностью и т.д. З.с. складываются в разл. сферах чел. деятельности, в первую очередь в сфере материальной деятельности, и осуществляются посредством деятельности людей.
Создавая в процессе соц. деятельности об-во, чел. опред. направление, содержание и характер его функционирования и развития. Именно поэтому З.с. — это законы соц. деятельности людей, их собственных действий,
В соответствии с З.с. люди создают условия и обстоятельства своей жизнедеятельности и применяют З.с под воздействием этих условий и обстоятельств. Действие одного и того же З.с. проявляется в разл, ситуациях по-разному, поэтому оно рассматривается как тенденция, а не как постоянная величина.
З.с задаются естеств. ходом событий, являясь рез-том целенаправленных последовательных действий мн. индивидов в соц. ситуациях и объективных связях