Глобализационных процессов теории 5 страница

Шкала Д,с. — опросник, определяю­щий степень толерантности чел. по от­ношению к др. людям в соответствии с тем, насколько близки или далеки они от гр., в к-рую входит данный чел.

Лит.: Bogardus Ε. Fundamentals of Social Psychology. N.Y., 1950; Dawes R.M. Fundamentals of Attitude Measurement. N.Y.; L„ 1972; Rejoice D. Sythole // International Encyclopedia of" Sociology / Ed. by F.N. Magil. L.; Chi., 1995.

ff.ff. Шихирев

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -

различия между макро- и микрогруппа-мн, а также индивидами, выделяемые по мн. основаниям. Отношение к Д.с. со­ставляет специфику разных идеологий, полит, течений и культур.

На одном полюсе — отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности, источ­нику соц. разнообразия. Множество соц. сред, уровней дает чел. возможность вы­бора, поощряет его к активности и вме­сте с тем обеспечивает взаимодополне­ние или конструктивное противоречие разных образов жизни. Отсюда дина­мизм и многовариантность обществ, раз­вития. В этом контексте особое внима­ние отводится индивидуальным различи­ям. Признание самоценности каждой личности, ее уникальности, а значит, и права на собственное самоутверждение, на автономию в гр., об-ве, в этическом смысле означает высокую взаимную тер­пимость, широкое пространство для лич­ностного суверенитета. В полит, смысле это означает развитую свободу верти­кальной и горизонтальной мобильности, особый статус меньшинства, а также принятие индивидом на себя ответствен­ности за свою судьбу, за риск собствен­ного выбора.

На противоположном полюсе — от­ношение к Д.с, как пороку об-ва, источ­нику несправедливости и массовых кон­фликтов. Вызываемое Д.с. имуществен­ное и статусное неравенство неизбежно приводит к эксплуатации, кл. борьбе уг­нетенных с угнетателями. Поэтому Д.с. нуждается в преодолении, а об-во — в выравнивании любых соц. различий. Индивид в этой ориентации выступает как элемент целого, его ценность опред. вкладом в целое (орг-цию, общий труд).

Между обоими полюсами сложились промежуточные варианты отношения к Д.с. Основания для Дх. могут относить­ся как к объективным признакам (экон., профессион ал ьным, образовательным, демогр. и т.п.), так и к признакам массо­вого и индивидуального сознания. Эти основания не всегда совпадают. Так, нек-рые гр. сознания — макро- и мик­рогруппы — охватывают разные профес-



ДИФФУЗИОНИЗМ

сиональные, возрастные и иные гр. (напр., по идеол., культ, пристрастиям).

Анализ Д,с. очень важен для управле­ния соц. процессами. Особенно в пере­ходные периоды развития об-ва. Такой анализ имеет большое значение, напр., для определения соц. базы реформ, т.е. поиска той категории нас, на к-рую мо­жет опираться та или иная реформа. Скажем, коммерциализация нар. хоз-ва требует выделения т.н. социально-актив­ного элемента об-ва как структурного образования, являющегося носителем инновационного начала в об-ве. Форми­рование и расширение т.н. среднего класса есть фактор стабилизации и бла­госостояния об-ва. По мере развития об-ва одни основания для Д.с. могут уг­лубляться (напр., имущественные, идеол. и т.д.), др. способны исчезать (сослов­ные), соц. значение третьих сглаживать­ся (половые), а вариативность четвертых может нарастать (религ.).

Лит.: Пригожий А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990; Тихонова Н.Е. Факторы соц. стра­тификации в условиях перехода к ры­ночной экономике. М., 1999; Приго­жий А.И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, методы, преодоления. М., 2007.

- A.M. Пригожий

ДИФФУЗИОНИЗМ(от лат. diftusio — распространение) — культурологическая концепция, объясняющая развитие культуры об-ва гл. о. проникновением элементов культуры из одного или неск. внешних культ, центров. Д. признает распространение элементов культур разл. путями: в рез-те завоевания к.-л. области носителями др. культуры, через мигра­цию ч. нас. из района др. культуры, тор­говлю, стремление подражать народам, обладающим более высокой культурой, даже в рез-те распространения веры и знаний миссионерами и т.п.

Д. возник как противопоставление однолинейному эволюционизму, рас­сматривавшему развитие об-ва как цепь послед, изменений обществ, системы, связанных с развитием культуры, обу-

словленным преимущественно внутрен­ней причиной — перманентным изобре­тением ее новых элементов. На первых диффузионистов оказали влияние фи-лос. идеи Э. Бернхайма, утверждавшего, что несовершенные органы чувств и нервная система не позволяют чел. до­стоверно познавать объекты окружаю­щей среды, а потому в истории все слу­чайно, и элементы культуры возникали как нечто уникальное. На Д. заметно влияние и социопсихолога Г. Тарда, считавшего, что развитие культуры свя­зано, прежде всего, с распространением новаций отд. творцов, усваиваемых др. из-за стремления к подражанию.

Д. оформился в Германии в нач. 20 в. Отд. идеи Д. развивал нем. географ и эт­нограф Ф. Ратцель, связывавший куль­туры с геогр. условиями, характерными для опред. «культ, зон», а их развитие, гл. о., с контактами разных народов и преемственностью поколений. Его выра­жение «круги форм» подразумевало ареалы распространения предметов ма­териальной культуры опред. формы. Нем. филолог, этнограф, историк-афри­канист и культуролог Л. Фробениус со­ставил карту культур Африки, также вы­деляя ареалы культур по формам пред­метов и описывая связи между ними как передачу элементов одной культуры др. Позднее он создал «культурно-морфоло­гическую школу», приписывавшую куль­туре, подобно живому организму, этапы рождения, взросления, старения и смер­ти, собственный мужской и женский ха­рактер и даже «культ, душу». Фробениус утверждал, что культура создается в оп­ред. геогр. условиях под влиянием разл. видов хоз-ва независимо от воли чел., являющегося только носителем культу­ры, а не создателем.

Наиб, полно Д. выразился в концеп­ции «культ, кругов» «культ.-ист. школы» Ф. Гребнера. Исходя из произвольно сформированных наборов элементов ма­териальной культуры у народов, нахо­дившихся на до государственной стадии развития, Гребнер выделил неск. изна­чальных «культ, кругов». Он рассматри­вал их как существующие независимо от



ДОКУМЕНТ

воли людей и остановившиеся в разви­тии. Лишь только частичное или полное наложение одного круга на др. приво­дит, по его мнению, к умножению куль­туры или возникновению нового круга. Наслаиваясь один на др., «культ, круги» образуют лишь временные слои. Гребнер отрицал развитие культур их создателя­ми и признавал лишь распространение элементов «культ, круга» через диффу­зию.

Австрийский лингвист и этнограф В. Шмидт выдвинул положение о рас­пространении идеи «первобытного боже­ственного откровения» из «древнейшего» «пигмейского» «культ, круга». В отличие от Гребнера Шмидт и последователи его «венской католической школы» (Й. Ген-кель, В. Копперс, П. Шебеста и др.) строили «культ, круги» исходя из эле­ментов духовной культуры, к-рые также диффузно распространялись из неск. «культ, кругов». Нек-рые выделяют в кач-ве осн. процесса Д. аккультурацию. Они считают прародиной всех цивили­заций к.-л. древнейшее гос-во, откуда будто бы и распространились элементы культуры по земному шару. А, Элиот-Смит, У. Перри, С. Графтон и др. вы­ступили как сторонники панегиптизма. Создатель «гел политической школы» Графтон считал древнейшей культуру, характеризующуюся культом солнца, мегалитами, идолами и т.п. Ее последо­вателем был и норвежский этнограф и археолог Т. Хейердал (не веривший в возможность создания однородных предметов в разных ч. земного шара), к-рый также считал, что сходство эле­ментов в разных культурах объясняется диффузией этих элементов из одной из них гл. о. в рез-те миграции.

Австрийские и нем. археологи X. Юн­кер, О. Менгин, М. Битак, И. Хофман и др., исходя из диффузионистских идей и не считаясь с хронологией, рассматри­вали значительные изменения в культу­ре исключительно как рез-т миграции племен и народов. При этом поздние культуры у них могли оказаться предше­ственницами более ранних и развитых культур.

Лит.: Александров Э.Г. Диффузионизм в зарубежной зап. этнографии // Концеп­ции зарубежной этнологии: Критические этюды. М., 1976; Токарев С.Л. История за­рубежной этнографии. М., 197S; Этноло­гическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. Μ., 1991; Орлова Э.А. Введение в соц-ю и культ, антропологию. М., 1994; Ratzel F. Antropogeographie. Stuttgart. Bd. 1-2. 1882-1891; Bernheim Ε. Einfuhrung in die Geschichtswissenschaft. Leipzig, 1909; Menghin 0. Weltgeschichte der Steinzeit. Wien, 1931; Frobentus L. Kulturgeschichte Africas: Prolegomena zu einer Historischen Gestaldehre. Zurich, 1933.

И.Т. Кремле'в

ДОКУМЕНТ— один из источников, используемых в социол. иссл-ях для по­лучения первичной эмпирической ин­формации. Док. связи между разл. соц. ин-тами, орг-циями, соц. гр. отражают существенные характеристики соц. про­цессов, их правовые, экон. соц.-психол. и мн. др. аспекты. Д. фиксируют со­стояние и изменения соц. процессов во времени. Д. — это согласно определению ГОСТа средство закрепления разл. спо­собами на специальном материале (но­сителе) информации о фактах, событиях, явл. объективной действительности и мыслительной деятельности чел, Д. явл. предметом изучения мн. наук, выде­ляющих их разл, содержательные и функциональные характеристики. Это — делопроизводство как специальная дис­циплина, связанная с управленческой наукой, это — источниковедение, архи­воведение, связанные с изучением истор. процессов и мн. др. Социологу необхо­димо иметь четкое и полное представле­ние о существующих док. источниках, содержащих информацию по изучаемой проблеме (см. Классификация докумен­тов), а также владеть методикой их ана­лиза (см. Контент-анализ) и использова­ния на разл. этапах социол. иссл-я.

Лит.: Коробейников B.C. Редакция и аудитория. М, 1983; Герчиков В.И. Соц. планирование и социол. служба в про­мышленности: методология с позиций практики. Новосибирск, 1984; Методы



Ж

ЖУРНАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ В РОССИИ — в наст, время в РФ выходят журналы, стремящиеся отражать всю гамму тематических проблем соц-и:

«Вопросы социологии*. Основан в 1992, Выходит нерегулярно. В редкол­легии журнала — представители МГУ, ИС РАН, Центра интеллектуальных ре­сурсов и кооперации в области обществ, наук (ЦИРКОН) и Центра прикладных полит, иссл-й (ИНДЕМ);

«Реферативный журнал отечествен­ной и зарубежной литературы по социо­логии». Изд. с 1991 четыре раза в год Ин-том науч, информации по обществ, наукам (ИНИОН);

«Социологические исследования». Науч. и обществ.-полит. журнал РАН. Основан в июле 1974 в Москве. До 1986 выходил четыре раза в год; до 1990 вклю­чительно — шесть раз в год. С 1991 — ежемесячно. Освещает теор. проблемы соц-и и рез-ты социол. иссл-й;

«Социологический журнал». Учреж­ден ИС РАН в 1994. Выходит четыре раза в год при поддержке междунар. фондов. Освещает широкий круг про­блем фундаментальной и прикладной соц-и;

«Социология власти». Изд. с 1989 шесть раз в год. Учредитель — Россий­ская академия гос. службы при Прези­денте РФ. Осн. рубрики: теория, методо­логия и методика социол. иссл-й; эмпи­рические иссл-я в области экон., соц. и полит, отношений; классика социол. мысли;

«Социология: методология, методы, математические модели». Выходит нере­гулярно с 1991. Его учредители — ИС РАН и Центральный экон.-матем, ин-т (ЦЭМИ) РАН. Ставит своей задачей поддержание достойного уровня мето-

дол. компетентности профессиональных социологов;

«Текущая библиография по социоло­гии*. Выпускается с 1995 ИНИОН на

компакт-дисках и в виде библиографи­ческих указателей лит. по философии и соц-и, выходящих ежемесячно;

«Экономические и социальные пере­мены. Информационный бюллетень». Выходит с 1993 шесть раз в год. Учреж­ден Всероссийским центром изучения обществ, мнения (ВЦИОМ), междисци­плинарным академическим центром соц. наук (Интерцентр), Академией нар. хоз-ва (АНХ). Систематически публику­ет цифровые табл. о рез-тах опроса по разл. проблемам.

Существует также ряд журналов, в к-рых материалы по соц-и публикуются вместе со ст. по др. общественно-гума­нитарным наукам:

«Мир России. Социология. Этноло­гия». Учрежден Гос. ун-том — Высшей школой экономики, Ин-том экон. про­блем переходного периода, ред. журнала «Мир России». Выходит с 1992 четыре раза в год;

«Политические исследования». Учреж­ден Ин-том сравнительной политологии РАН, Московским гос. лингвистическим ун-том, Московским городским педаго­гическим ун-том. Изд. с 1991. Выходит шесть раз в год;

«Свободная мысль». Учрежден Меж­дунар. фондом соц., экон. и полит, иссл-й. Выходит с 1992 шесть раз в год;

«Социально-гуманитарные знания». Учрежден Министерством общего и профессионального образования РФ. До янв. 1999 назывался «Социально-поли­тический журнал». Выходит с 1973 еже­месячно.

М.Р. Тулъчинекий



ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ- общий принцип, в силу к-рого совместное дей­ствие случайных факторов приводит при нек-рых весьма общих условиях к рез-ту, почти не зависящему от случая. Первым примером действия этого прин­ципа может служить сближение частоты наступления случайного события с его вероятностью при возрастании числа испытаний (часто использующееся на практике, напр., при использовании частоты встречаемости к.-л. кач-ва рес­пондента в выборке как выборочной оценки соотв. вероятности).

Лит.: Больших чисел закон // Матем. энциклопедия. Т. 1. М., 1977; Бернул-ли Я. О законе больших чисел. М., 1986; Гмурман В.Е. Теория вероятностей и ма­тем. статистика. М., 1998; Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М., 2001; Теория статистики с основами теории вероятно­сти. М., 2001.

Ю.Н. Толстова

ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ- в теории вероятностей конкретный вид распре­деления вероятностей. Чаще всего речь идет о функции распределения или плотности распределения нек-рой ве­личины случайной. З.р. может носить разный характер. Так, плотность рас­пределения может быть непрерывной (рис. 1—3) и дискретной (рис. 4). Не­прерывное распределение может быть симметричным (см. рис. 1) и скошен­ным (см. рис. 2), с «горбами» (см. рис. 1 и 2) и без них (см. рис. 3) и т.д. Широко распространено (что объясня­ется центральной предельной теоремой) и играет большую роль в статистике математической нормальное (гауссово) распределение, плотность вероятности к-рого (см. рис. 1) задастся формулой /1<χ) = (1/σ(2π),/1)β-*Ι-μ)7201, где μ - ма-

тем. ожидание (см. Величины средние), σ2 — дисперсия (см. Меры рассеяния).

Для моделирования распределения доходов нас. используется логарифмиче­ски нормальное распределение с плот­ностью Р(х) = -Ι-ί-"*/"^53, где χσ(2π)'

глобализационных процессов теории 5 страница - student2.ru

т — медиана (см. рис. 2), а также рас­пределение Парето Р(х) = с/хг*\ с > 0 (см. рис. 3), Для моделирования средне­го времени ожидания обслуживания (в т.н. теории очередей) — распределение Пуассона ί\χ) = X"-e~i/x!, λ — матем. ожидание (см. рис. 4).

Рис. 1. Нормальное распределение; μ = 0,
глобализационных процессов теории 5 страница - student2.ru

Рис. 2. Логнормальное распределение; μ=1,σ

Рис. 3, Распределение Парето; с = 2

Рис. 4. Распределение Пуассона; λ = 1

З.р. мн. случайных величин хорошо изучены, и для них рассчитаны стат. табл., позволяющие опред., какова веро­ятность наугад выбранного значени слу­чайной величины попасть в ту или иную область ее определения. Таковы З.р., на­званные выше, а также часто использую­щиеся при проверке стат. гипотез распре­деления χ (см. Коэффициент парной свя­зи номинальных признаков), Стьюдента, Фишера (см. Анализ дисперсионный).



ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ

Лит.: Хастшгс Н.г Пикок Дж. Спра­вочник по стат. распределениям. М., 1980; Большее Л.Н., Смирнов Н.В. Табл. матем. статистики. М., 1983; Гмурман В. Е. Теория вероятностей и матем. статисти­ка. М., 1998; Калинина В.В., Панкин В.Ф. Матем. статистика. М., 1998; Вент-цельЕ.С. Теория вероятностей. М., 2001; Теория статистики с основами теории вероятностей. М., 2001.

Ю.Н. Толстоеа

ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ - в соц-и О. Кон­та осн. закон обществ, прогресса, к-рый явл. одновременно истор. и логи­ческим: три стадии развития чел, ума со­ответствуют трем аналогичным стадиям развития истории. Первую — теологиче­скую, или фиктивную, стадию, охваты­вающую древность и раннее Средневе­ковье (до 1300), Конт делил на три пе­риода: фетишизм, политеизм и моноте­изм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Цр. Греция и Цр. Рим) жизнью наделялись «фиктив­ные существа», вмешательством к-рых объяснялись все явления. Эпоха моноте­изма — эпоха христианства. В Средневе­ковье Конт призывал искать образцы гармоничных отношений между гос-вом и религией.

Метафизическую стадию (с 1300 по 1800) Конт рассматривал как переход­ную, для к-рой характерно разрушение старых верований — фундамента об­ществ, порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Просвещение, Французская революция 1789—1799 гг. Им сопутствовало распространение «негативной» критической философии, приведшей к упадку авторитетов. «Мета­физический дух» этой эпохи санкциони­ровал сомнения, мор. испорченность и полит, беспорядки. Об-во, погруженное в анархию, нуждается в новой идеоло­гии, выполняющей интегрирующую роль. .

Такова, по Конту, философия пози­тивизма, знаменующая наступление третьей стадии — позитивной. Свиде­тельством вступления в позитивную ста-

дию явл. распространение наук, рост их обществ, значения, развитие промыш­ленности, гармоническое развитие всех элементов жизни при определяющем развитии мор. позитивизма. Победа аль­труизма над эгоизмом, рост соц. чувств, быстрое развитие материальной культу­ры, обеспечивающие справедливость и мир, — таковы осн. черты контовской соц. утопии.

Теория обществ, развития Конта бы­ла умозрительной, априори сконструи­рованной общей схемой, не учитываю­щей многообразия конкр. форм истор, развития. Приводя в кач-ве иллюстра­ций только те истор. факты, к-рые под­тверждали его схему, Конт не смог оп-ред. ни движущих сил, ни направления будущего развития об-ва, к-рое как бы завершалось позитивной стадией. Ус­кользали от его внимания также и спе­цифика обществ, жизни, ее материаль­ные основы. З.т.с. как закон развития об-ва был аналогом закона умственного развития человечества. Однако, если рассматривать контовскую теорию об­ществ, развития в истор. контексте, то нельзя не увидеть ее не к-рых досто­инств. К последним относится подчер­кивание закономерности соц. эволюции, истор. подход, критика провиденциализ­ма и иррационализма в истор. науке, выяснение связей опред. форм религии с соц.-полит, орг-цией об-ва. Все это вы­годно отличало теорию Конта от типич­ных волюнтаристских и теологических концепций.

Лит.: Конт О. Осн. законы соц. дина­мики или общая теория естеств. про­гресса человечества// Зомбарт В. Соц-я: Хрестоматия, Л., 1926; Ocunoea Е.В. Опост Конт и возникновение позитиви­стской соц-и. М., 1995; Соловьев Вл.С. Теория Огюста Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества // Соловьев Вл.С. Собр. соч. Т. 1. СПб., б/г. ■ . ■■- Е.В. Ocunoea

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СТАТИСТИЧЕ­СКАЯ — такая форма закономерной связи явлений, при к-рой вытекающее из нее предсказание носит вероятност-



ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

ный характер. Обычно З.с. противопо­ставляются динамическим закономерно­стям. Предсказание, осуществленное на основе последних, имеет не вероятност­ный, а точный, опред., однозначный вид. З.с. — это закономерность, характе­ризующая изучаемую совокупность в среднем. Вероятностный характер пред­сказаний в З.с. обычно бывает обуслов­лен действием множества случайных факторов, к-рое имеет место в стат. со­вокупностях. З.с. возникает как рез-т взаимодействия большого числа элемен­тов, составляющих совокупность, и ха­рактеризует не столько поведение ее отд. элемента, сколько всю совокупность в целом. Проявляющаяся в З.с. «необхо­димость» возникаег вследствие взаимной компенсации и уравновешивания мно­жества случайных факторов, «пробива­ет* себе дорогу через массу случайно­стей, контрпримеров, отступлений от нее. Роль изучения З.с. для социолога огромна. Это объясняется тем, что такие закономерности адекватно описывают массовые явления случайного характера, т.е. такие явления, к-рые в основном интересуют социолога. Когда целью иссл-я явл. поиск З.с, когда делаются априорные предположения о справедли­вости такого рода закономерностей, го­ворят об использовании социологом стат. подхода.

Поиск З.с, как правило, сводится к поиску стат. оценок (см. Оценивание статистическое) параметров распреде­лений (см. Распределение вероятностей) величин случайных, вообще говоря, мно­гомерных.

Нельзя связывать стат. закономерно­сти только с законами развития больших соц. систем и, как следствие, с реализ­мом социологическим (в контексте анали­за известной дилеммы о соотнесении за­кономерностей развития об-ва в целом и свободной воли отд. чел.). Стат. модели могут использоваться и при попытке «понять» отд. чел. (см. Социология пони­мающая), и при изучении разного рода гр. людей, в том числе об-ва в целом. Пример применения стат. подхода к изу­чению отд. чел. — использование стат.

распределений для описания плюрали­стичное™ мнения одного респондента относительно к.-л. объекта (см., напр., Метод парных сравнений). Примером ис­пользования того же подхода для гр. людей может служить решение постав­ленных социологом задач путем приме­нения методов анализа многомерного статистического, скажем, к рез-там ан­кетного опроса представителей этих гр.

Лит.: Толстова Ю.Н. Анализ социол. данных: методология, дескриптивная статистика, изучение связей между но­минальными признаками. М,, 2000.

Ю.Н. Толстова

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ- выраже­ние существенной, всеобщей и необхо­димой связи соц. явлений и процессов, прежде всего, связей деятельности соци­альной людей или их собственных соц. действий. З.с. опред. отношения между разл. индивидами и соц. общностями в их соц. деятельности. Это относительно устойчивые и систематически воспроиз­водимые отношения между народами, кл., соц.-демогр. и профессиональными гр., а также между об-вом и трудовым коллективом, об-вом и семьей, об-вом и личностью и т.д. З.с. складываются в разл. сферах чел. деятельности, в первую очередь в сфере материальной деятель­ности, и осуществляются посредством деятельности людей.

Создавая в процессе соц. деятельно­сти об-во, чел. опред. направление, со­держание и характер его функциониро­вания и развития. Именно поэтому З.с. — это законы соц. деятельности лю­дей, их собственных действий,

В соответствии с З.с. люди создают условия и обстоятельства своей жизне­деятельности и применяют З.с под воз­действием этих условий и обстоятельств. Действие одного и того же З.с. проявля­ется в разл, ситуациях по-разному, по­этому оно рассматривается как тенден­ция, а не как постоянная величина.

З.с задаются естеств. ходом событий, являясь рез-том целенаправленных по­следовательных действий мн. индивидов в соц. ситуациях и объективных связях

Наши рекомендации