Год обучения (3-4 семестры)
Тема 1. Теория коммуникации в системе наук (4/4 ч.).
Предметная область теории коммуникации. Структура коммуникативного знания. Междисциплинарный характер коммуникативного знания. Философская, социологическая, психологическая, лингвистическая, культурологическая и техническая грани коммуникации. Политология и коммуникация. Прикладные науки и коммуникация. Классификация и модели коммуникаций. Функции теории коммуникации.
Тема 2. Законы и категориальный аппарат теории коммуникации. (2/2 ч.).
Законы коммуникации. Основные категории теории коммуникации. Материальная, техническая, психическая и социальная коммуникация. Социальная коммуникация как смысловая коммуникация. Проблема понимания. Псевдокоммуникация. Категории социального пространства и социального времени, коммуникативного пространства и времени. Понятия коммуникация, общение и информация. Различные подходы в определении понятий.
Тема 3. Коммуникативная деятельность и общение. (6/6ч). Общение как коммуникация и вид человеческой деятельности. Общение и познание, преобразование, оценочная деятельность и художественное творчество. Структура и типология общения (участники общения, код, канал и контекст). Типология участников (личности, группы, объективированные субъекты и квазисубъекты). Функциональное, интерперсональное и ролевое общение. Вторичная функционализация общения в контексте тоталитарной или массовой культур ХХ в. Виды, уровни и формы коммуникативной деятельности по А.В. Соколову. Микрокоммуникация. Медикоммуникация. Макрокоммуникация. Сотрудничество и конфликт в коммуникационной деятельности. Игра как творческое коммуникативное действие. Псевдоигра. Правда и ложь в коммуникативной деятельности.
Тема 4. Коммуникационные каналы (6/6 ч). Разновидности коммуникационных каналов. Устная коммуникация. Схема устной коммуникации. Функции естественного языка и речи. Проект искусственного международного языка эсперанто. Коммуникационные барьеры. Документная коммуникация. Функции документов.Система документной коммуникации в XX веке.Коммуникационные барьеры. Цензура как орудие коммуникационного насилия. Электронная коммуникация. Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации. Функции электронной коммуникации. Коммуникационные барьеры. Глобальная коммуникационная система Интернет.
Тема 5. Коммуникация как предмет исследования в истории мысли (4/4 ч.).
Проблема коммуникации в античной культуре. Привлечение интереса к проблемам языка софистами. Платон о происхождении языка в диалоге «Кратил». Аристотель и Цицерон о риторике. Целостная риторическая система Квинтилиана. Христианское осмысление человеческих отношений. Существо приоритетности не индивидуального, а «соборного» (церковного) существования человека. Искусство экзегетики и гомилетики. Рождение антропоцентрической картины мира в эпоху Возрождения и Нового времени. Расцвет риторического искусства в эпоху Возрождения и его упадок в эпоху Просвещения. Разработка теорий социального договора. Проблемы коммуникации в фундаментальных исследованиях XX – начала ХХI вв. Скрытые механизмы, определяющие человеческие взаимоотношения в современном мире («отчуждаемый труд» – К. Маркс, человек – «ресентимент» – Ф. Ницше, «бессознательное» – З. Фрейд, «поле отношений власти» – М. Фуко, мир «симулякров» – Ж. Бодрийяр). Разработки теории понимания (герменевтики). Семиотика как наука о знаках. Структурная лингвистика Ф. Соссюра. Воля к коммуникации: понятие экзистенциальной коммуникации в философии К. Ясперса. «Языковые игры» (Л. Витгенштейн, П. Уинч).
Тема 5. Эволюция коммуникаций. Культурно-исторические формы коммуникации по И.И. Докучаеву (8/8 ч.).
Коммуникация у животных. Различия коммуникации животных и человека. Возникновение языка. Теории происхождения языка: божественного происхождения, звукоподражания, теория междометий (эмоциональная теория), трудовая теория. Первобытное общество и функциональное общение. Предковые, примитивные, переходные и классические формы человека. Каналы (практические, символические и практически-символические) и контексты (семья, охота, земледелие, религиозный культ, торговля, политика, война) функционального общения. Общинно-родовая форма (ритуально-мифологическая) первобытного мировосприятия. Обобщения через партиципацию. Пралогическое мышление. Коммуникация в земледельческих и скотоводческих обществах. Аристократическая форма господства в эпоху античности. Кризис функционального общения в Античном мире и рождение творческой личности. Рождение интерперсонального и ролевого общения. Политическое общение Античности. Война, судебная и политическая риторика. Модификация религиозного функционального общения. Соревнование (агон) и игра. Теоцентрическая определенность связности сущего в средневековом мире. Религиозное функциональное общение. Город как среда формирования новых типов общения как начало перехода от традиционной к креативной культуре. Интерперсональное и ритуальное общение в креативной культуре. Человеческий разум как законодатель отношений в эпоху Нового времени. Новоевропейский и традиционный, городской и сельский типы коммуникации. Становление ролевого общения в эпоху абсолютизма, становление интерперсонального общения в эпоху романтизма и позитивизма и кризис ролевого и интерперсонального общения в эпоху массовых коммуникаций.
Тема 6. Хронология общественных коммуникационных систем по А.В. СОКОЛОВУ. Развитие технических средств коммуникации. (6/4 ч.).
Понятие коммуникационной системы и ее эволюция. Понятие коммуникативной революции. Уровни коммуникационной культуры. Археокультурная словесность. Палеокультурная книжность. Развитие технических средств коммуникации: письменность (предметное письмо, пиктография, иероглифическое письмо, изобретение алфавита). Мануфактурная неокультурная книжность, книгопечатание (изобретение печатного станка, «эра Гуттенберга»). Индустриальная неокультурная книжность, рост журнально-газетной индустрии). Мультимедийная коммуникационная культура. Электронные средства (телеграфия, телефон, радиосвязь, телевидение, компьютер, глобальная сеть).
4. Структура дисциплины «Основы теории коммуникации»
Название тем | Количество часов | |||||||||||||
Дневная форма | Заочная форма | |||||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||||
л | c | п | лаб | с.р. | л | c | п | лаб | с.р. | |||||
Курс 2 | ||||||||||||||
Семестр 3 | ||||||||||||||
Тема 1.Теория коммуникации в системе наук | - | - | - | - | ||||||||||
Тема 2. Законы и категории теории коммуникации. | - | - | ||||||||||||
Тема 3. Коммуникативная деятельность и общение. | - | - | ||||||||||||
Тема4. Коммуникационные каналы. | - | - | - | |||||||||||
Всего за 2 семестр | - | - | - | - | ||||||||||
Курс 2. Семестр 4. | ||||||||||||||
Тема 5. Коммуникация как предмет в исследовании мысли. | - | - | - | - | ||||||||||
Тема 6. Эволюция коммуникаций. Культурно-исторические формы коммуникаций. | - | - | - | - | ||||||||||
Тема 7.Хронология общественных коммуникационных систем по А.В. Соколову. | - | - | - | - | ||||||||||
Всего за 4семестр | - | - | ||||||||||||
Всего часов | - | - | - | |||||||||||
Темы семинарских занятий
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Тема 1.Теория коммуникации в системе наук | ||
Тема 2. Законы и категории теории коммуникации. | ||
Тема 3. Коммуникативная деятельность и общение. | ||
Тема4. Коммуникационные каналы. | ||
Тема 5. Коммуникация как предмет в исследовании мысли. | ||
Тема 6. Эволюция коммуникаций. Культурно-исторические формы коммуникаций. | ||
Тема 7.Хронология общественных коммуникационных систем по А.В. Соколову. | ||
Итого |
Темы практических занятий
Согласно учебному плану не предусмотрены.
Самостоятельная работа
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Тема 1.Теория коммуникации в системе наук | ||
Тема 2. Законы и категории теории коммуникации. | ||
Тема 3. Коммуникативная деятельность и общение. | ||
Тема4. Коммуникационные каналы. | ||
Тема 5. Коммуникация как предмет в исследовании мысли. | ||
Тема 6. Эволюция коммуникаций. Культурно-исторические формы коммуникаций. | ||
Тема 7.Хронология общественных коммуникационных систем по А.В. Соколову. | ||
Итого |
Индивидуальные задания
Индивидуальные задания согласно учебному плану не предусмотрены.
Методы обучения
Образовательные технологии направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Это предполагает сочетание традиционных лекционно-семинарских форм учебной деятельности с широким использованием активных и интерактивных способов проведения занятий (элементы беседы в ходе лекций, проблемная лекция, элементы ролевых игр на семинарских занятиях, разбор конкретных ситуаций, дискуссии по проблемному вопрос, выполнения творчески-прикладных заданий, проведения современных мультимедийных презентаций и др.).
Методы контроля
Контроль знаний студентов состоит из текущего и итогового контроля.
Контроль успеваемости.
Текущий контроль успеваемости на семинарских занятиях и по результатам самостоятельной работы (конспект темы, реферат, тестирование), промежуточная аттестации студентов по результатам работы семестра, контрольная работа.
Оценочные средства включают контрольные задания и вопросы, тематику самостоятельных работ, рефератов, докладов и т.п. Совокупность оценочных средств по дисциплине должна позволять выявить уровень сформированности заявленных компетенций.