Представления коллективные
процедурой и инструментом иссл-я. Измерение правильности осуществляется путем выдвижения гипотез о возможных систематических ошибках измерения и проверки этих гипотез, напр.: не связано ли данное распределение опрошенных по изучаемому признаку с тем, что респонденты используют лишь ч. шкалы? Не влияет ли порядок предъявления проблем экспертам на их ранжирование по важности? Не влияет ли оценка респондентами престижа первой профессии в списке на оценку престижа остальных профессий? Поэтому при измерении правильности используются обычно те или иные стат. показатели, применяемые для проверки гипотез (критерии значимости различий долей, средних и т.п.). Исследователь никогда не гарантирован, что ему удалось учесть все возможные систематические ошибки, но чем больше факторов, к-рые могли бы привести к систематическим смещениям, учтено, тем более правильной явл. полученная информация (см. Качество социологического исследования, Валидность (обоснованность) социологической информации, Надежность социологической информации, Точность (устойчивость) социологической информации, Измерения ошибки).
Лит.: см. Надежность социологической информации.
В. И. Паниотто
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ-
одно из осн. понятий сод-и Э. Дюркгей-ма. П.к. выражают коллективные чувства и идеи, к-рые обеспечивают единство и сплоченность соц. гр., являясь т.о. важнешим фактором соц. солидарности. Они выражаются в мор. максимах, юридических кодексах, религ, верованиях и т.п. Могут находить выражение в разного рода материальных символах, имеющих важное значение для жизни соц. гр. или всего об-ва, а также в общих концептах (категориях), выражающих коллективный опыт. Будучи важнейшими соц. фактами, П.к. явл., по Дюркгей-му, предметом соц-и.
Лит.: Дюркгейм Э. О разделении обществ, труда. Метод соц-и. М., 1991;
Осипова Е.В. Соц-я Эмиля Дюркгейма. М., 2000.
Е.В. Осипова
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ- сравнительная, интегральная оценка значимости соц. объектов или деятельности субъектов с позиции опред. системы ценностей; обществ, признание, авторитет, внимание, к-рыми они пользуются в об-ве.
В науч. оборот понятие «престиж» было введено англ. учеными в 1911 в связи с необходимостью разработки дифференцированных оценок разл. видов труда. В наст, время существует ряд подходов к определению природы П.с. и престижных оценок. В политологии подчеркивается компенсаторная природа престижа, он рассматривается через стремление к власти, контролю над событиями и людьми. В психологии — через призму уважения или в контексте мотивации достижения. Констатируется также факт стремления к престижу как компенсации чувства неполноценности. В социологии выделяются стратификационный и аксиологический подходы, а также позиция символического интерак-ционизма.
В теории соц. стратификации П.с, исследуется как мера соц. статуса и одно из оснований деления об-ва на страты. Аксиологический подход выявляет ценностную природу П.с возможности с его помощью демонстрировать и ранжировать феномены обществ, жизни в соответствии с их соц. значимостью. С позиции символического интеракционизм^ П.с. рассматривается под углом зрения ролевого взаимодействия и функции символьного опознания.
Понимание смысла термина «престиж» затруднено его первоначальны ν значением, производным от лат. praesi:-gium (иллюзия, очарование, обман чувств), послед, наслоениями социетать-ных отношений, отчужденными формами орг-ции обществ, жизни, В обыденном сознании, а нередко и в науч. иссл-яг П.с. в наст, время неправомерно отожде-
ПРИЗНАК МНОГОМЕРНЫЙ
ствляется со статусом, авторитетом, уважением, привлекательностью.
Однако это далеко не одно и то же.
Статус, прежде всего, — это формальная объективная характеристика положения чел. или к.-л. соц. ин-та в об-ве. Престиж же, авторитет, уважение, привлекательность явл. способами субъектной оценки соц. статуса, дифференциации об-ва на статусы, а также идентификации соц. объектов и субъектов внутри одного статуса. Они представляют собой по преимуществу неофициальные, латентные психол. характеристики, к-рые существуют в виде признания, влияния, «веса», значения, внимания со стороны окружения, обществ, и индивидуального мнения. Авторитет не задается априори, а приобретается, зарабатывается за счет успешности выполнения соц. функций и признания этого успеха, доверия к качествам, достоинствам и заслугам его носителя. Он наиб, близок к уважению, к-рое есть не что иное, как одобрение, относящееся к правильному выполнению обязанностей статуса (К. Дэвис, У, Мур). Что касается привлекательности, то она явл. рез-том индивидуального мнения, особым эмоциональным отношением к специфическим кач-вам др. субъекта или особенностям объекта, обусловленным их непосредственной значимостью для респондентов.
П.с, т.о., как и авторитет, уважение, привлекательность представляет собой общественно-индивидуальную оценку, но в отличие от них имеет более безличностную, соц. окраску, демонстрируя положение данного феномена в иерархической системе обществ, отношений. Он явл. скорее стимулом достижения этого положения, чем мотивацией его достижения, что обеспечивается авторитетом, уважением и привлекательностью.
Специалисты выделяют целый ряд функций, к-рые П.с. выполняет в обществ, жизни:
1) поощрительную;
2) регулятивную;
3) дистанцирующую (как мера неравенства и различия);
4) интегративную;
5) индикаторную (как показатель значимости);
6) символьного опознания (П.с. оформляется в символы, обладатель к-рых наделяется привлекательными чертами и достоинствами; отсюда возникает возможность манипулирования обществ, мнением, достигая иллюзорные пути признания и уважения);
7) иллюзорно-компенсаторную (провокация иллюзий как средства компенсации желаемых, но отсутствующих характеристик),
П.с. позволяет удовлетворить одну из самых значимых чел. потребностей — потребность в обществ, признании, что явл, условием для самоутверждения и самоуважения личности и без чего невозможен переход к более совершенным способам мышления и действия. Однако в совр. условиях острого кризиса старых форм поведения и сознания девиации престижных оценок создают угрозу углубления противоречий между тенденциями изменения соц. реальности, знаниями о ней и рез-тами чел. деятельности.
Лит,: Комдева В.В. Престиж как явле
ние духовной жизни об-ва // Социаль
но-гуманитарные знания. 2000. № 6;
Кравченко С.А. Социол. энциклопедиче
ский англо-русский словарь. М., 2002;
Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред.
Г.В. Осипов, Л.Н, Москвичев, 2-е изд. М.,
2008. ■-.-■•
В, В, Кошева
ПРИЗНАК МНОГОМЕРНЫЙ- это
и-мерный вектор Х~ (Х\, Хг, —, X*), составленный из признаков одномерных Х\, Χι, ..., Х„. Набор значений этих признаков называется значением П.м. Если все одномерные признаки первичны, то значение П.м. можно рассматривать как многомерное наблюдение (см. Наблюдение в статистике). Совокупность значений П.м. обычно рассматривается как массив многомерных данных, матрица данных. Такие данные нередко явл, исходными для анализа многомерного статистического. При этом П.м. чаще всего интерпретируется как многомерная величина случайная. Часто используется гео-
ПРИЗНАК ОДНОМЕРНЫЙ
метрическая интерпретация объектов как точек признакового пространства, координатные оси κ-poro соответствуют рассматриваемым одномерным признакам. А координаты каждого изучаемого объекта — это отвечающие ему значения этих признаков.
Ю.Н. Телешова
ПРИЗНАК ОДНОМЕРНЫЙ(пере меиная, величина, характеристика) — нек-рос общее для всех изучаемых объектов (единиц наблюдения) кач-во, копкр. проявления к-рого (значения П.о.) меняются от объекта к объекту и могут быть измерены. Др. слонами, каждому объекту, рассматриваемому как носитель упомянутого кач-ва. может быть приписан опред. матем. конструкт (напр., число). Именно совокупности значений признаков чаше всего служат теми матсм. моделями эмпирических соииол. данных, к-рые яил. рез-тами измерения в социологии. В соииол. иесд-ях П.о. часто отождествляется с индикатором (см. Индикаторы). Примерами могут служить признаки, отвечающие вопр. соииол. анкеты (см. Анкета социологическая, Вопрос): пол, возраст, образование респондента, его удовлетворенность работой, установка на протестное поведение и т.д.
П.о. служит выборочным аналогом величины случайной.
При интерпретации значений П.о. необходимо иметь в виду, что очень часто само понятие «П.о.» яил. следствием онред. видения социологом изучаемых объектов. При использовании П.о., отвечающего анкетному вопр., важно также учитывать, что семантика его значений зависит от восприятия опрашиваемым этою вопр. и может быть разл. для разных ιρ. респондентов.
П.о. можно разделять на разные гр. В зависимости от того, каким образом получаются их значения и как в этих значениях отражаются интересующие исследователя закономерности. Часто П.о. деляг на качественные (значения такого П.о. получаются по шкале, тип к-рой ниже типа интервальной шкалы, см. Шкала) и количественные (используется
либо интервальная шкала, либо шкала более высокого типа). Подмножеством качественных П.о. служат поминальные, называемые также атрибутивными, категориальными, альтернативными. Совокупность объектов описывается набором значений такого П.о., если каждая ее единица принадлежит либо не принадлежит к одной из тех категорий (атрибутов, альтернатив), к-рыс выступают в кач-ве значений рассматриваемою П.о. Поа, номинальным П.о. с совместными альтернативами понимается тот, к-рому отвечают категории, не являюшиеся взаимоисключающими (напр., вонр. в анкете может предполагать наличие песк. ответов).
Любой номинальный П.о.. принимающий η значений, можно свести к η бинарным (дихотомическим, принимающим два значения) признакам: каждому объекту поставить в соответствие такую последовательность из 0 и 1, /-и член к-рой равен I, если объект принимает /-е значение рассматриваемого номинального П.о. (т.е. принадлежит к соотв. категории, обладает отвечающим ей свойством) (см. Анализ регрессионный качественный).
Одной из существенных особенностей социол. данных явл. то, что альтернативы, отвечающие отд. значениям номинального П.о., нередко характеризуют столь разные свойства объектов, что каждой из них (или их гр.) зачастую имеет смысл придать статус самостоятельного признака. Традиционный стат. aim данных (см. Анализ многомерный статистический), когда каждый П.о. входит в строящуюся матем. модель как имеющий вполне опрел, смысл цельный показатель, в таком случае становится неприемлемым. Возникает потребность » «поальтернативном» ан&тизе, переходе с «яз.» признаков на «яз.» альтерната; Одна альтернатива (гр. альтернатив) может оказаться связанной с иитсресу»-щим исследователя явлением, а др. — нет (см. Поиск взаимодействий).
Количественные П.о. разделяют к» дискретные и непрерывные. Значения»» первых служат целые числа (число лете*