Вопрос 27. Социальные организации. Исследования бюрократической системы управления.
Вопрос 26. Понятие социальной организации. Типология организаций.
В повседневной практике мы часто используем понятие «организация», при этом каждый раз вкладываем в него самое различное содержание. Как указано в «Философском энциклопедическом словаре», понятие организация (франц. organisation, от позднелат. organizo — сообщаю, стройный вид, устраиваю) употребляется в следующих значениях:
1. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
3. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, которые обусловлены его строением.
Понятие организация применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятиями структура, система и управление. Как правило, в понятии организация фиксируются динамические закономерности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей. Применительно к социальным объектам употребляют понятие «социальная организация».
Типология социальных организаций.
Существует много типологий социальных организаций, но наиболее распространённой является деление на формальные и неформальные. Главным критерием разделения служит степень формализации сущих в системах связей, статусов и норм.
1) Формальная организация. Основные элементы формальной организации (по сути дела, механизм функционирования):
а) Разделение труда. Разделение труда в организации выступает в виде должностей, за каждой из которых закреплены определённые функции. Должностные позиции образуют иерархическую структуру: во-первых, по сходству функциональных задач (в различных организационных подразделениях), во-вторых по принципу руководства - подчинения (в лестнице зависимостей). Должностные функции выступают здесь и как определённые полномочия. Такая структура должностей является в то же время и структурой власти.
б) Система коммуникаций, образующая каналы организационных связей. Эти каналы обеспечивают прохождение деловой информации и являются средством служебного общения.
в) Различные регуляторы, нормирующие и планирующие её деятельность. К ним относятся принятые нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы вознаграждения, стимулирования и принуждения.
Формальная организация рациональна и безлична.
2) Неформальная организация. Проявляется на практике в двух вариантах: неформальная и социально- психологическая.
В неформальной организации - спонтанно развиваемая членами данной организации система связей отношений, деятельности, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных. Следовательно, основные черты (по сути дела, механизм функционирования):
а) спонтанность (незапланированность возникновения),
б) существование и функционирование параллельно с формальной организацией,
в) служебное, деловое содержание,
Обычно, в неформальной организации компенсируют недостатки формальной.
Вопрос 27. Социальные организации. Исследования бюрократической системы управления.
М. Вебер считал бюрократию «идеальным типом» организации. Он предполагал наличие следующих свойств:
1) управленческая деятельность осуществляется постоянно;
2) установлены определенный уровень и компетенция каждого индивида в системе;
3) нужна специальная система подготовки чиновников. М. Вебер рассматривал бюрократию как эффективную форму социальной организации. Он считал, что она необходима, потому что создает дисциплину, повиновение, ограничение ответственности, безличность. В социологии часто критиковалась модель бюрократии, которую представил М. Вебер. Конечно, Вебер отмечал и недостатки бюрократии: игнорирование конфликтных ситуаций, отсутствие гибкости.
Должностные позиции в бюрократической организации строго соподчинены друг другу и расположены в иерархическом порядке. Каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим начальством и за свои личные решения, и за действия подчиненных. Объем власти руководителя над подчиненным четко обозначен. Его действия ограничены соответствующими правилами и инструкциями. Приказы должностного лица – не личная прихоть, а воплощение общих инструкций, которые руководитель лишь реализует, но не сочиняет.
Исторический опыт показывает, что идеальной организации нет и быть в природе не может.
Бюрократия при социализме связана с административно-командной системой, с сверхцентрализацией во всех сферах общественной жизни.
Борьба с бюрократией должна идти с помощью развития демократии, участия людей в принятии социально значимых для общества решений, совершенствования самоуправления, создания системы общественно-государственного контроля.
Бюрократия – специфическая форма управленческих структур и отношений. Считается, что бюрократия – это негативная черта деятельности государства или организации, которая характеризуется образованием группы людей, которые осуществляют функцию управления и имеют задачи, интересы и цели, отличные от задач общества. Бюрократия характеризуется наличием привилегированного слоя служащих, разрывом между исполнительной властью и законодательной, безличной системой управления, служебной зависимостью, авторитарностью сознания.
В обществе тенденция к бюрократизации есть всегда, но общество должно способствовать ограничению таких тенденций.
Бюрократия обладает определенными социальными характеристиками, которые анализировал К. Маркс:
1) монополия чиновников на принятие решений;
2) стремление к закрытости;
3) использование различных привилегий;
4) представление государства главным источником социального порядка и благополучия;
5) волокита и коррупция;
6) минимизация наказаний членов власти.