Особенности изучения социальной инфраструктуры города в социологии.
Как было показано в параграфе 1, с точки зрения социологии, город – это прежде всего форма общности людей, обладающих социально-демографическими и культурными особенностями и находящихся в условиях, которые определяются экономическим развитием, сложившейся инфраструктурой и другими факторами. Кроме того, городская среда не просто сложная по структуре, но и динамично развивающаяся коммуникативная система.
Возникновение города связано в своей основе с экономической необходимостью. А результатом возникновения города является развитие территориальной общности людей, откуда возникает одна из основных функций города - социальная функция, которая заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности населения.[27]
Сфера, выполняющая эту функцию, в работах начала периода её изучения различными учеными называлась по-разному, то есть существовало множество терминов для обозначения одной и той же социальной реальности: «непроизводственная сфера», «нематериальная сфера экономики», «сфера услуг», «нематериальное производство», «духовное производство», «социальная сфера», «социальная инфраструктура».
Ряд ученых считал, что понятие «социальная инфраструктура» было сформулировано, как попытка более четко зафиксировать ту область исследований и практической деятельности, которая связана со сферами жизни населения, обеспечивающими соответствующий уровень благосостояния, услуг, качества жизни вне непосредственной сферы материального производства.[28]
В настоящее время понятие «социальной инфраструктуры» рассматривается многими науками, и однозначного определения не имеет. Определение зависит от специфики постановки и решения задач общественного развития в стране, регионе, городе, районе, населенном пункте, от классификации основных составляющих процесса общественного воспроизводства.[29]
В отечественной социологической литературе наиболее устоявшимся взглядом на социальную инфраструктуру является дефиниция, изложенная в социологических исследованиях Института социально-политических исследований РАН. «Инфраструктура социальная (от латинского «infra» – под, «structura» - строение) – устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, обеспечивающих общие и специфические условия для рациональной организации основных видов деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Она характеризует взаимодействие материально-вещественной сферы и социального субъекта (личности, группы, класса, общества), т.е. предусматривает оценку состояния и возможностей её исследования для удовлетворения индивидуальных, групповых и общественных интересов».[30]
Ж.Т. Тощенко, обобщая представления, сложившиеся в настоящем времени в науке, делает вывод о том, что социальная инфраструктура характеризует связи (прямые и обратные) материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). «Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов деятельности – трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой».[31]
С. П. Федулов отмечает, что в понимании социальной инфраструктуры существует, по меньшей мере, два концептуальных подхода.
С точки зрения «отраслевого» подхода, социальная инфраструктура является совокупностью отраслей, подотраслей, отдельных предприятий, организаций, учреждений, т. е. структурных элементов хозяйственной системы, создающих условия, необходимые для нормальной жизни населения, в первую очередь его трудоспособной части, и способствующих, тем самым, развитию производственной сферы.[32]
Представители «деятельностного» подхода понимают сущность социальной инфраструктуры как целостной системы элементов, направленной на формирование условий, необходимых для организации полноценного бытия человека в различных сферах и гармоничного развития личности.[33] Так, Ж.Т. Тощенко, являясь представителем данного подхода, отмечает, что социальная инфраструктура, т.е. комплекс организаций и учреждений, создающих предпосылки для эффективной организации производства и повседневной деятельности населения, является особо важным объектом социального развития городов.[34]
Таким образом, по С. П. Федулову, социальная инфраструктура представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей.[35]
М. В. Каллагов, рассматривая сущность социальной инфраструктуры, обнаруживает ряд дополнительных её характеристик, позволяющих раскрыть суть понятия:
· социальная инфраструктура есть закономерный и необходимый результат всего предшествующего социально-исторического развития общества, без освоения которого невозможна рациональная организация всех сфер жизни современного общества. При этом её содержание и структура прямо и непосредственно зависят от уровня развития производительных сил и характера общественного уклада, способствующего или препятствующего её всемерному совершенствованию;
· социальная инфраструктура – это система учреждений и организаций, имеющих не столько техническое, сколько социально-экономическое значение, так как создает условия для оптимизации деятельности прежде всего самого человека;
· при рассмотрении социальной инфраструктуры необходимо помнить, что она – условие жизнедеятельности не только какой-то отдельной социальной группы, но и всего населения;
· характеризуя социальную инфраструктуру, недостаточно учесть, сколько тех или иных объектов, призванных создавать социальных фон жизнедеятельности людей, приходится на город, регион, страну. Важно также учитывать то обстоятельство, насколько равномерно и пропорционально распределены элементы социальной инфраструктуры в соответствии с типом, характером и плотностью расселённости населения;
· развитие социальной инфраструктуры, призванной удовлетворять жизненно важные потребности людей, нельзя рассматривать в отрыве от уровня их социально-профессионального и культурного уровня ценностных ориентаций и т.д., в свою очередь представляющих собой важный регулирующий механизм совершенствования самой инфраструктуры.[36]
Следует отметить, что в выделении отраслей, составляющих социальную инфраструктуру города, исследователи в целом придерживаются одного направления, но есть и различия в определении составляющих компонентов. К тому же, с течением времени составляющие компоненты социальной инфраструктуры изменяются: некоторые отрасли отходят на второй план по значимости, другие же, наоборот, приобретают значимость для социологических исследований в современном обществе.
Так, одними из первых среди отечественных исследователей, М. В. Борщевский и др. в 1975 году выделили 8 отраслей сферы «нематериального производства» города:
1. Жилищно-коммунальное обслуживание.
2. Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение.
3. Просвещение.
4. Культура и искусство.
5. Наука и научное обслуживание.
6. Кредитование и государственное страхование.
7. Управление.
8. Партийные и общественные организации.[37]
Дополненной и модифицированной классификацией стал подход Ю. И. Саенко к отраслям социальной инфраструктуры. В 1991 году исследователь проанализировал 12 отраслей социальной инфраструктуры, добавив такие сферы как торговля, общественное питание, быт, обслуживание, пассажирский транспорт, связь, церковь, и разделяя здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение. Такие отрасли как наука и научное обслуживание, кредитование и государственное страхование, управление, партийные и общественные организации Ю. И. Саенко перенес в разряд «институциональной инфраструктуры».[38]
Также в 1991 году Ю. Н. Казаковым и Б. С. Мовчаном была предложена своя классификация отраслей социальной сферы города, которая имела такой вид:
1. Сфера распределения, обмена – включает в себя торговлю, кредит и страхование.
2. Сфера потребительских услуг – включает жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание, пассажирский транспорт, связь.
3. Сфера охраны здоровья населения – включает здравоохранение, санаторно-курортное обслуживание и отдых, социально обеспечение и общественное содержание населения, физкультуру и спорт.
4. Сфера формирования общественного мнения и научного мировоззрения, куда включено просвещение (народное образование и подготовка кадров), культура и искусство.
5. Сфера управления и охраны общественного порядка, включающая государственное управление, общественные организации, органы обороны и охраны общественного порядка.[39]
В. П. Кондратов, анализируя изменения составляющих социальной инфраструктуры, происходящие с течением времени, отмечает, что «несмотря на то, что классификация Ю. Н. Казакова и Б. С. Мовчана достаточно полна, она отражает состояние социальной инфраструктуры, характерной для российских городов 90-х годов. Изменения в социальной жизни, произошедшие к настоящему времени, повлекли за собой преобразования социальной инфраструктуры. Возникло и утвердилось большое количество политических партий, общественных организаций, которые участвуют в процессе управления государством, имеют влияние на формирование общественного мнения. Также, в современном обществе заметное влияние на культуру населения оказывает религия».[40]
Таким образом, В. П. Кондратов в 2004 году предлагает более современный вариант классификации отраслей социальной инфраструктуры:
I. Распределение, обмен.
1) Торговля.
2) Кредит и страхование.
II. Потребительское обслуживание.
1) Жилищное хозяйство.
2) Коммунальное хозяйство.
3) Бытовое обслуживание.
4) Общественное питание.
5) Пассажирский транспорт.
6) Связь (обслуживание населения).
III. Охрана здоровья.
1) Здравоохранение.
2) Санаторно-курортное обслуживание и отдых.
3) Социальное обеспечение и общественное содержание населения.
4) Физкультура и спорт.
IV. Формирование общественного мнения и мировоззрения.
1) Образовательная система.
2) Культура и искусство.
3) Религия.
V. Управление и охрана общественного порядка.
1) Государственное управление.
2) Общественные организации.
3) Политические партии.
4) Органы обороны и охраны общественного порядка.[41]
В настоящее время при изучении города, как системы, социологи опираются на материально-вещественную структуру города, предложенную в теории менеджмента. Так, в городе выделяются следующие главные подсистемы:
– территория;
– население;
– градообразующая сфера;
– градообслуживающая сфера, или городское хозяйство;
– социальная сфера.[42]
Опираясь на данную классификацию, под градообразующими исследователи понимают предприятия и организации, продукция и услуги которых в основном поставляются за пределы города. Благодаря градообразующим предприятиям реализуется принцип территориального разделения труда в системе государства или региона. Состав градообразующей сферы города во многом предопределяет лицо, облик города, профессиональную и квалификационную структуру трудоспособного населения. Специфика отраслей градообразующей сферы предопределяет стиль жизни в городе. В градообразующей сфере население получает работу, формируется налоговая база города, население может получать отдельные коммунальные и социальные услуги.[43]
Градообслуживающая сфера представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. Предприятия градообразующей сферы обеспечивают содержание жилищного фонда, предоставляют населению жилищные, коммунальные, транспортные, бытовые, торговые и другие услуги. Одновременно они оказывают коммунальные и транспортные услуги предприятиям социальной сферы, частично градообразующим предприятиям, а также создают рабочие места.
Учреждения и организации социальной сферы предоставляют населению медицинские, образовательные, культурные, досуговые, физкультурно-спортивные и другие услуги, создают рабочие места.
В современной науке принято считать, что социальная инфраструктура охватывает градообслуживающую и социальную сферы и обеспечивает бесперебойную жизнедеятельность города. Из этого следует, что структура социальной инфраструктуры включает в себя подотрасли градообслуживающей и социальной сферы.[44]
В состав градообслуживающей сферы входят:
1) жилищно-коммунальный комплекс;
2) транспортный комплекс;
3) строительный комплекс;
4) службы общественной безопасности, обеспечивающие на территории города, в том числе, экологическую безопасность;
5) комплекс потребительского рынка;
6) системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды.
Социальная сфера включает в себя следующие компоненты:
1) объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемологического и ветеринарного надзора, иные лечебно-профилактические учреждения;
2) объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, социальные приюты и т.д.;
3) объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, центры, лаборатории, расположенные на территории города;
4) объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах цирки, концертные залы, филармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;
5) объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;
6) объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.[45]
Согласно Ж.Т. Тощенко, градообслуживающая сфера характеризуется «совокупностью рабочих мест, связанных с обслуживанием населения. Сюда входят транспорт, детские учреждения, школы, здравоохранение, торговля, бытовое обслуживание, учреждения культуры, коммунальное хозяйство, внутригородская связь и т.д., т.е. то, что общество дает человеку. В настоящее время это бремя обязанностей во все большей степени возлагается на сам город, на его возможности и ресурсы, что при отсутствии четкой нормативной, правовой и финансовой базы ставит города в очень тяжелое положение».[46] По мнению Ж.Т. Тощенко, разделение города на градообразующую и градообслуживающую сферы условно, но с позиции методологии исследования города, необходимо.
Ж.Т. Тощенко также проводит анализ объектов социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, и выделяет следующие составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения.[47]
Исходя из современного понимания структуры города, первопричиной его возникновения считается создание градообразующего предприятия. Но, при изучении города, городских условий, проблем, качества жизни населения, необходимо акцентировать внимание на градообслуживающей и социальной сферах, то есть на социальной инфраструктуре города в целом, ведь именно она призвана обеспечивать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности населения.
Социальная инфраструктура города по сути своей является сферой воспроизводства человека, поддерживая определенный уровень жизни, обеспечивая условия для формирования адекватного образа жизни.[48]
Для решения проблем социальной структуры города большое значение имеет ее соответствие ожиданиям жителей, т.е. степень разнообразия структуры, реальные возможности социально-профессионального продвижения и осуществления социальных перемещений.
Отсутствие этих условий становится причиной миграции населения. Естественно, что это снижает эффективность капитальных вложений и значительно тормозит экономическое и социальное развитие городов.
При всей важности социально-пространственных и архитектурно-планировочных проблем городов определяющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Общая характеристика жизни горожан как в нашей стране, так и во всем мире далека от идеального положения.[49] Безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля стоят на одном месте с такими неотложными вопросами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, причастность молодежи к различным формам отклоняющегося поведения, рост преступности и т.д. Проявляется отчуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия.
Таким образом, при изучении города и проблем городской среды центральной фигурой должен стать человек как житель, основной задачей – организация его жизни.
Изучая значение социальной инфраструктуры российских городов, С. П. Федулов отмечает, что «для современных российских городов проблемы пространственной и временной организации социальной инфраструктуры особенно остры. Выступая по своей сущности материальной основой городского развития, выполняя функции по обеспечению, поддержанию и сохранению взаимосвязей между всеми подсистемами города, осуществляя рационализацию городского образа жизни, в современных условиях она оказалась и состоянии полной стагнации, а ее отдельные виды и элементы находятся в процессе активного разрушения».[50]
Исследователи выделяют основные условия эффективности социальной инфраструктуры:
1) Необходимо наличие объектов градообслуживающего комплекса, представляющих населению необходимые блага и услуги;
2) Важна сформированность у потенциальных потребителей соответствующих потребностей и определенной нормативно-ценностной системы;
3) Населению должна быть предоставлена объективная информация о существующих объектах социальной инфраструктуры;
4) Блага и услуги должны быть доступны;
5) Уровень обслуживания должен удовлетворять потребителей.[51]
Только при наличии данных условий социальная инфраструктура может эффективно выполнять свои функции, которые в конечном итоге ведут к достижению основной цели – воспроизводству человека.
Необходимо отметить, что социальная инфраструктура воздействует на качество жизни не глобально, а через каждого индивида, вызывая изменения, как в сфере материального благополучия, так и в сфере морально-нравственной удовлетворенности.
Таким образом, исследователи города и городских условий в разное время по-разному классифицировали отрасли социальной инфраструктуры, считали важными те или иные компоненты. В данной дипломной работе составляющие компоненты социальной инфраструктуры будут определяться следующим образом:
1) жилищно-коммунальная сфера;
2) сфера здравоохранения;
3) сфера культуры и искусства;
4) сфера физкультуры и спорта;
5) сфера образования и науки;
6) сфера торговли;
7) сфера общественного питания;
8) сфера занятости;
9) сфера безопасности;
10) сфера бытового обслуживания;
11) сфера рекреации и досуга.