Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Особенностью изучения данной учебной дисциплины является учет специфики факультета и специальности «социология».

На семинарских занятиях необходимо прорабатывать основные вопросы, учитывая региональную специфику и современные публикации. Более тщательное изучение курса предполагает также конспектирование основных тезисов.

Для изучения дисциплины рекомендуется использовать не только тексты лекций и основную литературу к курсу, но и дополнительную литературу, информацию из средств массовой информации.

При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как «Социс», «Социологический журнал», «Вестник МГУ», серия 12, 14 и 16, «Общественные науки и современность», «Полис», «Социально-гуманитарные знания», «Социология 4М», «Общественные науки и современность», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:

- программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет);

- программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»).

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Для обеспечения проведения занятий по дисциплине «Социология муниципального управления и местного развития» требуются мультимедийные аудитории с видеопроектором и ПК (или ноутбуком).

Иные сведения и (или) материалы

Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются адаптированные формы проведения с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей: для лиц с нарушением зрения задания предлагаются с укрупненным шрифтом, для лиц с нарушением слуха – оценочные средства предоставляются в письменной форме с возможностью замены устного ответа на письменный, для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двигательные формы оценочных средств заменяются на письменные/устные с исключением двигательной активности. При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для выполнения задания. При выполнении заданий для всех групп лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие индивидуального помощника-сопровождающего для оказания технической помощи в оформлении результатов проверки сформированности компетенций.

Составитель программы Орлова Анна Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук

Макет рабочей программы дисциплины (модуля) разработан в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, одобрен научно-методическим советом (протокол № 8 от 09.04.2014 г.) и утвержден приказом ректора от 23.04.2014 № 224/10.

Макет обновлён с поправками в части подписей на титульной странице, п.3 добавлена строка для указания часов, проводимых в активной и интерактивной формах обучения, добавлен п. 12.1 Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (протокол НМС № 6 от 15.04.2015 г.), утвержден приказом ректора.

Наши рекомендации