Интервью групповое фокусированное
отбора — наличие нек-рого опыта, к-рый и необходимо изучить исследователю. 3. Дискуссия проводится на опред. тему, к-рая предварительно исследуется по др. источникам (стат. данные, профессиональные журналы, пресса, массовые опросы, телевидение и др.). Рез-том такой проработки темы становится «путеводитель» (список направляющих вопр. или «сценарий» дискуссии) и «сти-мульный» материал (видеоматериалы, вырезки из прессы, образцы новой продукции, рекламы и т.д.). 4. Ф.-г. проводится специально обученным ведущим — модератором, к-рый направляет дискуссию так, чтобы выявить как можно больше мнений по обсуждаемой теме. Это достигается особыми умениями модератора контролировать и направлять ход дискуссии. 5. В отличие от др. групповых методов Ф.-г. не подразумевает формирования и вынесения единого группового мнения или решения по обсуждаемой теме, хотя возникающие в процессе беседы гр. единомышленников также учитываются при анализе рез-тов дискуссии. Ход дискуссии записывается на аудио- или видеопленку для анализа в виде текстов (траскриптов).
Метод Ф.-г. был впервые разработан и применен амер. исследователями Р. Мертоном, М. Фиске и М. Кендаллом во времена Второй мировой войны в иссл-и влияния пропагандистских фильмов на аудиторию военнослужащих. В ходе этого иссл-я были разработаны четыре критерия для оценки кач-ва использования Ф.-г. как метода получения эмпирической информации. 1. Полнота охвата темы. В процессе обсуждения вопр., к-рые предусмотрены путеводителем, выявляются новые темы, позволяющие расширить понимание исследуемой проблемы. Это особенно важно для выдвижения новых гипотез, подходов к описанию и объяснению. 2. Специфичность; означает то, что модератор в процессе дискуссии не должен ограничиваться общими (неспецифическими) ответами. Процесс спецификации включает умение модератора конкретизировать общие ответы респондента о восприятии
стимульного материала. 3. Глубина; предполагает, что развертывание дискуссии должно помочь каждому участнику описать эмоциональный, когнитивный и ценностный смысл ситуации и степень своей включенности в нее. Респонденты высказывают не только общие, поверхностные, «беспристрастные» оценки стимульной ситуации, но и символы, опасения, страхи, чувства, знания и идеи, к-рые позволяют раскрыть эмоциональный и ценностный фон высказанных суждений. 4. Личностный контекст. Статус и личный опыт участников задают контекст их реакций. Выявление этого контекста помогает точнее понять истинный смысл их высказываний.
В 1970-е гг. Б. Келдер предложил три подхода к использованию Ф.-г., обусловленных характером целей иссл-я, и соответственно три типа Ф.-г.: 1) исследовательский подход (explorative) используется тогда, когда исследователь заинтересован в простом «пилотажном тестировании операционализированных понятий», предваряющих количественное иссл-е. Их целью явл., напр., проверка того, насколько понятна респонденту лексика вопр. или инструкций в анкете. Др. пример — обобщение или отбор идей и гипотез при разработке программы иссл-я; 2) клинический подход предполагает, что реальные, но неявные причины и мотивы поведения может открыть только специально обученный аналитик при помощи критического оценивания. В клиническом оценивании важную роль играет интуиция и предыдущий опыт диагностики осознаваемых и неосознаваемых причин поведения. Для этого в Ф.-г. используются разл. проективные и ассоциативные методики, позволяющие получить материал для клинического анализа; 3) феноменологический подход, базируется на работах А. Шюца. Осн. целью феноменологических Ф.-г. явл. изучение обыденного сознания, яз., привычек, т.е. «естеств. установок» изучаемой соц. гр., проявляемых в повседневности. Примером такого использования Ф.-г. может быть изуче-
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ние специфического языка потребителя для использования его в рекламе.
В небольших иссл-ях прикладной ориентации, напр. в маркетинговых, метод Ф.-г. может выступать как целостный метод иссл-я, рез-том к-рого явл. транскрипт, отражающий содержание и развитие дискуссии. В более крупных и сложных иссл-ях он может выступать как один из этапов иссл-я, т.е. как метод сбора данных, за к-рым с неизбежностью следует этап их анализа и интерпретации. Рез-том анализа может быть построение теории (в случае качественного иссл-я) или же корректировка и интерпретация смыслов, кроющихся за цифрами массовых опросов (в случае качественно-количественного мссл-я).
Лит.: Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996; Богомолова Н.Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод соц.-психол. иссл-я. Μ., 1997; Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и соц-и. М., 1998; Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социол. иссл-я. 2000. № 10.
О.Б. Клюшкина
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ - 1. Совокупность осуществляемых исследователем предположений о характере данных, полученных в рез-те измерения и подлежащих анализу. При любом подходе к анализу подобные предположения активно используются, даже если социолог не дает себе в этом отчета. Поскольку же в соц-и не редка ситуация, когда с предположениями, на к-рые опираются мн. популярные методы, трудно согласиться, исследователь должен уделять И.д. большое внимание. И.д. должна учитывать свойства эмпирической системы, отображающейся в матем. при измерении (см. Измерение β социологии); модели восприятия респондентами предлагаемых им для оценки объектов (или вопр. в анкете), а также модели порождения данных; тип фактически используемых шкал; характер решаемой с помощью анализа данных задачи; модель, заложенную в выбранном методе анализа, цель иссл-я и т.д.
2. Перевод содержательных представлений на формальный яз. В процессе интерпретации результатов применения математического метода осуществляется обратный перевод.
Лит.: Интерпретация и анализ данных в социол. иссл-ях. М., 19S7; Матем. методы анализа и интерпретация социол. данных. М., 1989; Телешова Ю.Н. Измерение в соц-и. М., 1998.
Ю.Н. Толстова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА — процесс приписывания содержательного смысла полученным в рез-те применения матем. метода формальным символам, выражениям, отношениям и т.д. Чтобы использование метода было эффективным, необходимо соблюдение след, методол. принципов интерпретации.
Принцип согласования интерпретаций означает согласование И.р.п.м.м. с интерпретацией данных. В первую очередь это учет в процессе И.р.п.м.м. той модели, к-рая заложена в используемом методе. Пример: если мы строим типологию изучаемых объектов с помощью метода классификации, направленного на поиск вытянутых сгущений (имеющих форму огурцов) в исходном признаковом пространстве, бессмысленно при интерпретации получившейся классификации отождествлять каждый кл. с его центром тяжести (т.е. с объектом, координаты к-рого равны средним арифметическим значениям классификационных признаков). Такая интерпретация противоречит интерпретации исходных данных, в соотв. с к-рой искомые типы опред. закономерностями, обусловливающими вытянутый вид искомых кл., а отнюдь не средним уровнем рассматриваемых признаков. Центры тяжести разных кл. могут быть близкими. Вычисление средних арифметических для одного кл. может стать некорректным из-за большой растянутости отвечающего кл. сгущения в признаковом пространстве и т.д.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Принцип дополнения формализма — требование, состоящее в том, чтобы в процессе И.р.п.м.м. нашли выход содержательные соображения, не отразившиеся в интерпретации исходных данных. Успешность реализации этого принципа зависит от интуиции исследователя. Напр., оценивая рез-ты классификации респондентов по бюджетам времени, необходимо учесть, что сходство людей, как правило, опред. не только по их временным затратам, но и по механизмам, формирующим тот или иной тип времяпрепровождения. Анализируя такие механизмы для респондентов каждого получившегося кл., можно разработать способы «превращения» классификации в содержательную типологию, что и будет практической реализацией рассматриваемого принципа.
Лит.: Интерпретация и анализ данных в социол. иссл-ях. М., 1987; Матем. методы анализа и интерпретация социол. данных. М., 1989; Толстова Ю.Н. Логика матем. анализа социол. данных. М., 1991.
Ю.Н. Толстова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ- науч.-техн., организационный и соц.-экон. процесс создания средств и условий для удовлетворения информационных потребностей личности, об-ва, гос-ва и др. соц. субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.
До недавнего времени довольно распространенным термином для объяснения взаимоотношений об-ва и ЭВМ был термин «компьютеризация». Однако в наст, время он менее отражает понимание влияния ЭВМ на те или иные сферы об-ва. В обыденном сознании довольно часто компьютеризация и И. отождествляются, обозначая процесс, связанный с использованием ЭВМ в разл. областях деятельности. Однако компьютеризация не тождественна И. и представляет собой лишь опред. этап и вместе с тем одну из сторон реально развертывающегося процесса И.
Под компьютеризацией понимается создание и внедрение ЭВМ в соц.-экон. и духовную деятельность. Довольно часто употребляется и понятие «компьютерная революция», в к-рое вкладывается тот же смысл, что и в компьютеризацию, но акцент делается на качественном обновлении компьютерных средств, к-рые с 1946 по 1990 сменили уже четыре поколения и появились ЭВМ пятого поколения.
Сейчас трудно установить, кто первым использовал термин И., тем более что существуют разл. трактовки этого понятия. В самом общем виде под И. понимается процесс все более полного овладения об-вом информацией как ресурсом развития с помощью средств информатики в целях кардинального повышения интеллектуального потенциала и на этой основе гуманистической перестройки всей жизнедеятельности чел., созидания информационной цивилизации и дальнейшего движения по пути устойчивого развития. Рез-том И. станет информационное об-во — качественно новое состояние как всей цивилизации, так и отд. взятой страны (или го. стран), обеспечивающих доступ каждого чел. либо гр. (коллективов) людей к информационным ресурсам и безопасным новым информационным технологиям. Роль информационных процессов в об-ве существенно возросла, сформировалась информационная сфера (инфосфера), представляющая комплекс информационных ресурсов, соотв. инфраструктуры, системы и средств передачи, формирования и использования информации и регулирования возникающих при этом обществ, отношений.
И. об-ва осуществляется с помощью средств информатики. Эта последняя представляет собой область чел. деятельности, связанную с передачей, хранением и переработкой информации с помощью ЭВМ. Информатикой также называют науч. направление, акцентирующее внимание на использовании ЭВМ в самых разнообразных областях чел. деятельности. Предметом информатики как науки явл. не только информация и закономер-
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
ности ее движения, но и совокупность средств овладения этой информацией, т.е. компьютеры, телекоммуникационные сети и автоматизированные (новые) информационные технологии и т.д.
И. в соц. плане выступает как процесс разрешения противоречия, в наиб, острой форме развернувшегося во 2-й пол. 20 в., между ростом объемов информации (информационным взрывом) и разного рода ограничениями в восприятии, передаче и переработке информации (информационный голод). И. об-ва, разрешая это противоречие, создает возможности формирования новой информационной среды для соц.-экон. и др. процессов, в к-рой информация становится приоритетным ресурсом развития. С одной стороны, И. выступает как социотехнол. процесс, а с др. — как устойчивая тенденция, закономерность цивилизационного развития, важная составляющая процесса глобализации и становления сферы разума (ноосферы). Причем в будущем И., видимо, окажется ведущей глобальной закономерностью устойчивого мир. соц.-экон. развития.
Превращение информации из сопутствующего фактора прогресса об-ва, его экон. роста в фактор, определяющий этот рост, его движение по интенсивному пути — существенная соц. закономерность, с к-рой связаны стоимостные параметры информации, ее роль в развитии товарно-денежных, рыночных отношений и т.д. Отсюда следует и появление особого — информационного производства, развитие комплекса индустрии информатики и т.п.
Рыночные механизмы и конкуренция оказались более благоприятными для развития И., чем жесткое гос. регулирование, к-рое и затормозило компьютеризацию на уровне лишь оборонных и исследовательских программ в тех странах, где рыночные отношения отсутствовали. Достигнув опред. высот в реализации своей экон. функции в демократических развитых гос-вах, И. стала широко проникать в здравоохранение, образование и ιρ. соц. сферы. Тем самым появилась соц. (в узком смысле) функция И., а еще
более узко: образовательная, культ., полит, и иные подфункции И.
И. оказалась одной из наиб, существенных закономерностей прогресса, открывающей перед цивилизацией новые горизонты выживания и глобального развития. Речь идет о кардинальной трансформации кач-ва и уровня жизнедеятельности чел., всех обществ, структур и отношений, каждой страны и всего мир. сооб-ва. Информатика как единство науки, техники и индустрии воздействует на об-во, порождая процессы компьютеризации, медиатизации, интеллектуализации и т.д., вызывая далеко неоднозначные соц. последствия.
Процесс И. обретет эффективность и гуманистическую ориентацию только в случае обеспечения безопасности своего развития и его позитивного влияния на об-во. В ходе И. необходимо обеспечить как нац., так и собственно информационную безопасность. Причем под гуманистической ориентацией И. следует понимать не только то, что в фокусе всего этого процесса должен стоять чел., его свободное и всестороннее развитие, его неотъемлемые права и свободы. Это также и обеспечение необходимых условий для существования и развития всего человечества и, прежде всего, его выживания, без к-рых ценность чел. как личности в принципе не сможет реализоваться.
Вот почему речь должна идти о формировании качественно новой соц.-информационной среды, исключающей либо сводящей к минимуму отрицательные эффекты процесса информатизации. Уже сейчас необходимо вкладывать в новые информационные технологии такое соц. содержание и реализовать такие цели, к-рые исключали бы их антигуманное использование. Одной из важнейших задач развиваемой сейчас соц. информатики явл. разработка информационных технологий, к-рые, наполняясь cou.-гуманистическим содержанием, обеспечивали бы безопасное течение процесса И.
Лит.: Урсул А.Д. Информатизация об-ва (Введение в соц. информатику). М., 1990; Авдеев Р,Ф. Философия информа-
ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
шюнной цивилизации. М., 1994; Соколова И. В. Соц. информация (социол. аспекты). М., 1999; Ващекин Н.П., Пас-хин Е.Н., Урсуя А.Д. Информатизация об-ва и устойчивое развитие. М., 2000; Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Об-во. М., 2001; Кодин К.К. Фундаментальные проблемы информатики. Соц. информатика. М-, 2002.
Н.П. Ващекин, АД. Урсул
ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- со
вокупность представлений, сообщений, сведений о процессах, функционирующих в об-ве. Принято выделять И,с. в широком смысле слова, когда речь идет об информированности в целом об об-ве. Когда же мы имеем дело с информацией, выражающей взгляды отд. людей, описание их потребностей, интересов и т.п., то в этом случае мы говорим об И.с. в узком смысле. Собственно, выражение сущностных, принадлежащих опред. соц. слою, обществ, ин-ту, коллективу типов информации и опред. отличие И.с. от др. видов информации.
Содержание И.с. опред. науч. и практическими знаниями, соотв. конкр. уровню развития об-ва в каждый отд. момент его истор. развития. Влияние об-ва на И.с. проявляется в ее содержании, назначении и формах использования. В этой связи возможна классификация И.с. по источникам, средствам фиксирования.
Источником И.с. явл. соц. практика, к-рая порождает совокупность информационных фактов, определяющих возможности информационного обеспечения развития конкр. обществ, системы.
Средства фиксирования И.с. выражаются в виде набора показателей, к-рые демонстрируют состояние соц. системы и способствуют тому, что позволяет держать ее в заданном режиме. Она может содержаться, в части., в науч. док-тах: кн., ст., отчетах, патентах, диссертациях, докл. и т.п. В наст, время способы передачи И.с. чрезвычайно разнообразны из-за развития видов информационно-поисковых систем. Характер передачи зависит также от того, явл. ли инфор-
мация формализованной, т.е. когда она может использоваться неоднократно и в течение длительного времени. Нефиксированная И.с. используется в момент ее получения и преимущественно в оперативном режиме. Что касается потребления И.с, то она классифицируется в зависимости от цели использования. В этой связи ее можно делить на универсальную, к-рая используется на всех объектах об-ва, пообъектную — для конкр. сфер обществ, жизни и функциональную — для решения специфических задач соц. порядка.
Процесс формирования, определения категории И.с. нельзя считать завершенным. Существенным обстоятельством, определяющим незавершенность и неоднозначность осмысления сущности И.с, явл. многомерность соц. процессов и полифункциональность обществ, отношений, их непрерывная изменчивость.
По мере развития об-ва обогащается и науч. знание об И.с, систематизируются представления о ней, происходит науч. институалиэация соц. информации.
Лит.: Урсул А.Д. Соц. информация // Вопр. философии. 1974. № Ϊ0; Афанасьев В. Г. Соц. информация и управление об-вом. М., 1975; Словарь прикладной соц-и. Минск, 1984; Соц. технологии: Толковый словарь. М.; Белгород, 1995; Энциклопедический социол. словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995; Иванов В.Н. Соц. технологии в совр, мире. М., 1996; Юзвишин И.И. Основы инфор-мациологии: Учеб. М., 2000.
А.Л, Маршак
ИНФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ-
специфическая форма науч. информации, особенность к-рой опред. тем, что соц-я базируется на соц. фактах и оперирует соц. теориями. И.с. обладает рядом обязательных признаков, соотв. методологии социол. иссл-й: систематичностью, репрезентативностью, точностью, определенностью, объективностью и публичностью. Каждый из этих признаков соответствует количественным и качественным методам измере-
ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ
ния, используемым в соц-и. В практике социал. иссл-й выделяется первичная и вторичная И.с. Под первичной понимается такая информация, к-рая носит инновационный характер и. как правило, собрана собственными силами. Вторичная Их. представляет собой данные, к-рые существовали ранее, использовались в др. иссл-ях или уже были собраны и классифицированы стат. и др. учреждениями или частными лицами.
Основой И.с. явл. информация о соп. фактах. Информационное поле соп-и может иметь дело с множеством число-пых показателей, суть к-рых частоты, протяженности и напряженность связей между разл. соц. явл. Факты, определяющие И.с явл. числовым отражением соц. яач. и процессов в соц-и. и их называют соц. индикаторами.
И.с. через сои. индикаторы стремится к достижению макс, адекватности познания, благодаря репрезентативности, надежности и достоверности интерпретируемых данных. За счет получения И.с. в ходе теор. и эмпирических иссл-й происходит прирост нового знания, к-рое выражается в объективных и субъективных показателях. Первые дополняют и уточняют данные соц. статистики, а вторые содержат информацию о мотивах, намерениях, целенолагании, деятельности разл. соц. гр. и ин-тов об-ва.
Лит.: Социол. иссл-е: метод, методика, математика и статистика: Словарь-справочник: В 4 т. Т. 4. Μ., 1991; Энциклопедический социол. словарь / Под ред. Г.В. Осипона. М., 1995: Ядов В.А. Социол. иссл-е: методология. Программы, методы. М.. 1995: Асп Э. Введение в соц-ю. СПб., 1998: Кравченко С.А., Мпацаканян М.О., Покровский Н.Е. Сои-я: парадигмы и темы. М.. 1998: Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Соп-я. М., 1998; Соц-я: Основы обшей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.И. Москвичей. 2-е изд. М., 2008.
А.Л. Маршак
ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ
(от лат. infra — под, structura — строение) — устойчивая совокупность мате-
риально-вещественных элементов, обеспечивающих общие и специфические условия для рациональной орг-ции осн. видов деятельности чел. в разл. сферах обществ, жизни. Она характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и соц. субъекта (личности. гр„ кл., об-ва).
Термин «И.с.» появился в кон. 1940-х гг. и был заимствован из военного лексикона, где им обозначался комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. В наст, время он широко используется в экон. географии, экономике (особенно при анализе проблем размещения производительных сил), в архитектуре, соп-и. Это явилось отражением возросшего значения И.с. для эффективного функционирования обществ, жизни, к-рая немыслима без особой, специфической ч. материально-техн. базы. т.е. той ч. объектов, к-рые образуют «кровеносную», «нервную» системы, обеспечивающих созидающую деятельность людей и всего об-ва. Сюда не включаются (хотя и учитываются) pan. элементы природ-по-геоф. среды.
Родовым понятием инфрастуктуры явл. понятие материально-техн. среды в ее неразрывной связи с потребностями и интересами субъектов обществ, жизни во всех без исключения ее проявлениях, Обычно инфраструктура подразделяется на производственную, соц. и институциональную. Производственная инфраструктура состоит из дорог, разл. видов связи, коммуникаций, транспорта, вспомогательных орг-ций, обеспечивающих снабжение, энергию и т.д. Она представляет собой систему органического взаимодействия оси. и вспомогательных сфер обществ, производства, а также многочисленных подразделений внутри каждой из них.
Что касается И.с, то она представляет собой ту ч. материально-техн, базы, к-рая непосредственно направлена на создание условий, связанных с развитием чел. и его суишостных сил.
И.с. состоит из подвидов (напр., можно выделить соц.-полит., соц.-культ..
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ
соц.-бытовую и т.п.); звеньев (напр., в соц.-культ, есть инфрастуктура дошкольного, среднего и высшего образования, учреждений искусства, баз СМИ) и объектов как линейного (дороги, связь), так и точечного характера (стадионы, школы, клубы). И.с. может рассматриваться также на уровне об-ва, региона, отрасли экономики, предприятия (объединения). Возможен анализ И.с. в рамках экон. зон, терр.-производственных комплексов, промышленных узлов, производственных объединений территориально-рассредоточенного типа.
Важным аспектом рассмотрения И.с. явл. ее анализ в рамках макросреды (всего об-ва), мезосреды (г. или др. нас. пункта) и микросреды (непосредственных условий жизни людей).
Развитие и функционирование И.с. может быть проанализировано и с позиций удовлетворения потребностей нас. Есть такие элементы И.с, к-рые призваны обслуживать повседневную жизнь людей и набор к-рых по месту работы и жительства крайне необходим. Взаимозаменяемость таких элементов практически невозможна. Нельзя наличием учреждений обществ, питания оправдать отсутствие орг-ций здравоохранения или считать, что клуб или дворец культуры может заменить потребность в детских учреждениях. Эти элементы И.с. должны существовать только в полном наборе, ибо они предназначены для рациональной орг-ции всех без исключения сторон повседневной жизни. Но есть в об-ве потребности, к-рые необходимы не всему нас. и не во все периоды жизни чел. Удовлетворение этих потребностей связано с получением высшего образования, занятием туризмом, использованием отд. видов пассажирского транспорта и т.д. Кроме того, ч. элементов И.с. (напр., музеи, театры) не могут быть созданы на всех уровнях соц. орг-ции об-ва. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределения по терр. в зависимости от кол-ва проживающего нас. и нек-рых др. факторов.
И.с. по форме существования представляет собой систему учреждений,
обеспечивающих условия для рациональной орг-ции деятельности людей. Она затрагивает интересы всего нас, т.к. многие ее элементы необходимы не только для воспроизводства условий жизни работника, но и его семьи. Это особенно важно учитывать при строительстве новых предприятий, г., при создании промышленных узлов и терр.-производственных комплексов.
С т.з. соц-и, наиб, приемлемым явл. рассмотрение И.с в связи с осн. видами деятельности чел.: трудовой, соц.-по-лит., соц.-культ., бытовой, охраны природной среды и здоровья людей. Вместе с тем И.с обслуживает не отд. стороны, а всю совокупность деятельности чел. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную орг-цию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное (или оптимальное) развитие всего соц. организма и отд. его составных ч.
Развитие И.с. предполагает использование нормативного подхода, требующего сравнения фактической обеспеченности материально-вещественными элементами в терр. или отраслевом разрезах с научно-обоснованными нормативами и ориентирами. Расхождение показывает наиб, уязвимые места, позволяет принять меры для сокращения или ликвидации величины разрыва, определения степени развитости или отставания И.с
Лит.: Тощенко Ж.Т. Соц. инфрастуктура: сущность и путиразвития. М., 1980; Денисов Н.А. Соц.инфрастуктура России: состояние, проблемы, пути развития. М,, 1988; Тенденции и перспективы развития соц. инфраструктуры. М, 1989; Юферов О. В. Планирование соц.-бытовой инфрастуктуры: социол. подход. М., 1990; Куксанова Н.В. Соц.-бытовая инфраструктура Сибири. Новосибирск, 1993.
Ж.Т. Тощенко
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ- понятие, являющееся синонимом понятий «полевое обследование», «полевые работы»; употребляется для обозначения одного из осн. этапов эмпирического социол.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ
иссл-я — массового сбора первичной со-циол. информации на объектах. И.п. — антоним понятия «лабораторное иссл-е», поскольку проводится в естеств., реальных условиях, в непосредственном контакте с объектом иссл-я. Соц-ей данное понятие заимствовано у этнографов и антропологов, И.п. осуществляется в соответствии с организационно-методическим планом иссл-я. Независимо от специфики используемых методов сбора первичной информации, типа и сложности объекта при проведении И.п. выделяют нес к. общих организационных этапов:
1-й этап — согласование плана И.п. с орг-циями, курирующими его проведение на конкр. объекте или системе объектов: вопр. о сроках полевых работ, конкр. объектах, входящих в выборку, о помещении для полевой лаборатории, подборе исполнителей полевых работ, форме представления рез-тов иссл-я и т.д.;
2-й этап -~ выбор и подготовка помещения для полевой лаборатории {помещения, пригодного для обучения исполнителей полевых работ, приема и хранения первичной информации и т.д.);
3-й этап — формирование штата исполнителей полевых работ {количественный состав исполнителей и совокупность требований, предъявляемых к ним, зависят прежде всего от масштаба и типа выборки, сложности программы, методики сбора данных, запланированных сроков И.п. и т.п.; данные об исполнителях заносятся как в индивидуальные карточки, предназначенные для осуществления контроля за работой отд. исполнителей, так и в общий список);
4-й этап — составление плана-графика И.п., подготовка индивидуальных за-ланий исполнителям полевых работ ι план-график служит для обеспечения четкого и своевременного выполнения отд. операций, к-рые выделяются в организационно-методическом плане иссл-я; задание точно опред. объем, содержание и сроки работы, поручаемой отд. исполнителям, и т.п.);
5-й этап — обучение исполнителей полевых работ (целесообразно использовать такие формы обучения, как устный индивидуальный или коллективный инструктаж за неск. дней до нач. проведения И.п.; выдача тиражированных инструкций каждому исполнителю; пробные выходы исполнителей на опросы с разбором рез-тов их работы; в ходе инструктажа дается краткая информация о целях иссл-я, содержании, метод, принципах и последовательности этапов предстоящей работы, фиксируется внимание на наиб, сложных ее моментах, разъясняется порядок сдачи заполненных док-тов в лабораторию и т.д.);
6-й этап — проведение И.п. (перед сотрудниками полевой лаборатории стоят след. осн. задачи: оперативное устранение трудностей, возникающих в данный период у отд. исполнителей; прием заполненных док-тов; контроль за содержанием работы путем тщательной проверки каждого из заполненных док-тов, выборочного повторного анкетирования, кодирования содержания док-тов; контроль за общим ходом И.п. и соблюдением заданных сроков работы на основе фиксирования рез-тов деятельности исполнителей на индивидуальных карточках; использование наглядной схемы с ежедневным отражением итогов работы; учет и хранение первичной социол. информации и т.п.);
7-й этап — подготовка индивидуальных отчетов исполнителей и итогового отчета о проведении И.п. (в текстах индивидуальных и итогового отчетов отражаются сроки и объем проделанной работы, реализации выборки, отношение респондентов, руководства предприятий и учреждений к иссл-ю, предложения по совершенствованию текста полевого док-та, орг-ции полевых работ и т.д.).
Лит.: Михайлов С. Эмпирическое социол. иссл-е. М., 1975; Таршис Е.Я., Чер-накова Н.Е. Орг-ция работы полевой социол. лаборатории // Социол, иссл-я. 1982. № 3; Рабочая кн. социолога. М., 1983; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 1998.
В.Д. Воинова, Н.Е. Чернакова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБНОЕ (пилотажное, зондаж, претест) — этап социол. иссл-я, имеющий целью полевую апробацию методол., метод, и организационно-управленческих решений, принятых на этапе подготовки программы исследовательского проекта. Цель И.п. в отличие от осн. иссл-я состоит в получении знания об адекватности методики сбора и анализа эмпирических данных задачам и целям иссл-я и особенностям исследовательской ситуации, т.е. И.п. — один из способов обоснования методол. решений исследовательского проекта перед этапом их реализации и, следовательно, необходимый компонент обоснования науч. вывода в социол. иссл-и.
Различаются комплексные и дифференцированные И.п. В комплексных И.п. проверяется адекватность метод, обеспечения исследовательских задач на всех этапах процесса: выборочные процедуры, методики сбора и анализа данных, их интерпретации. Выясняются возможности реализации намеченных сроков иссл-я: доступность и надежность источников информации, эффективность методов подбора и обучения исполнителей, контроля кач-ва их работы и др. В дифференцированных И.п. апробируются отд. метод, процедуры и инструментальные решения: адекватность запланированного вида опроса (анкетирование и/или интервью, по месту жительства, работы, уличный, телефонный опрос и т.д.), проверяется корректность формулировки вопр., типов шкал, блоков вопр., инструкций для интервьюеров, орг-ция ситуации опроса и др.
Апробация отд. метод, процедур чаще всего проводится на небольших выборках (от 30 до 100 чел.), позволяющих выявить наиб, вероятные источники возможных систематических ошибок. При этом важно обеспечить участие в И.п. представителей тех соц. гр., входящих в выборочную совокупность осн. иссл-я, к-рые обладают, по предположению исследователя, к.-л. особенностями, к-рые могут быть источниками систематических ошибок в осн. иссл-и (уровень ин-
формированности и психол. включенности в предмет опроса, соц.-лингвистические, соц.-культ., соц.-демогр. особенности).
Методы, используемые в И.п. для получения методол. знания: наблюдение (включенное и внешнее) за исследовательской ситуацией, метод, эксперимент, самоотчеты полевых работников (интервьюеров, кодировщиков и др.), опрос респондентов и интервьюеров (интервью об интервью).
Лит,: Лютыньска К.П. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углубленном пилотаже // Социол. иссл-я. 1978. № 4; Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978; Маслова О.М. Эмпирическое обоснование методики опроса // Рабочая кн. социолога. М., 1983. С. 383-390; Бутенко И.А. Апробация полевых док-тов // Бутенко И.А. Организация прикладного социол. иссл-я. М., 1998; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М,, 1998; Замбржицкая А.К. Пилотажные иссл-я в соц-и: нормативные представления и эмпирическая реализация // Соц-я и об-во. Тез. докл. 1-го Всероссийского социол. конгресса. 27-30 сент. 2000. СПб., 2000; Рыбакова О.В. Метод, эксперимент как жанр социол. иссл-я // Там же.
'" О.М. Маслова
ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕРНЫЕ -
междисциплинарная отрасль знания в соц. науках. И.г. возникли в 80-х гг. 20 в. как одно из направлений рефлексивного развития феминистских идей, поэтому изучение этой области знания необходимо начинать с рассмотрения идей феминизма, В феминистской теории выделяют три этапа: первый — 2-я пол. 19 в. — нач. 20 в., второй — 60—70-е гг. 20 в. и третий — 90-е гг. 20 в. — нач. 21 в. Несмотря на то что в разл. периоды истор. развития феминистки актуализировали разл. проблемы, их объединяли нек-рые общие постулаты, ставшие основой И.г. Во-первых, об-во посредством своих регуляторов: традиций и обычаев, мор., норм, стереотипов, системы поощрений и наказаний — создает или конструирует
ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕРНЫЕ
«женщину» и «мужчину», наделяя их разными ролям, придавая им разный соц. статус, закрепляя за ними разные культ, символы. Во-вторых, «женское»/«фе-минное» и «мужское*/«маскулинное» в об-ве и культуре не только маркируется по-разному, но и имеет опред. соц.-экон. (ресурсную) и ценностную (иден-титарную) иерархию. «Женское» опред. как малозначимое, малоценное, вторичное по отношению к «мужскому», определяющему норму во всех сферах обществ, жизни. В-третьих, эта иерархичность поддерживается через специфические властные отношения, созданные в интересах опред. властных гр.
Вся эта совокупность соц.-культ, признаков «женского» и «мужского*, а также природа их неравного представления в об-ве объединяется в понятие «гендер». Тендер, т.о., представляя опред. тип неравенства в об-ве, явл. одним из базовых измерений соц. структуры наравне с кл. и расой/этничностью.
Феминистские теории имели неск. осн. направлений. Либеральный феминизм, согласно к-рому неравенство между людьми разного пола возникает вследствие ошибок социализации, навязывания особых социополовых ролей мужчинам и женщинам. Либеральный феминизм акцентирует внимание на реформировании как системы образования/воспитания, так и законодательной системы, не изменяя при этом самой структуры об-ва. Говоря о сущности «мужского» и «женского», либеральные феминистки выступают скорее за их схожесть, нежели за выделение различий.
Марксистский феминизм видит осн. причину угнетения женщин в противоречиях кап. об-ва. В теориях феминизма второго этапа марксистский феминизм развился в направлениях социалист, феминизма и теориях дуальных систем. Социалист, феминистки актуализируют в своих работах проблему неоплачиваемого женского труда в семье и в отношениях с др. родственниками (напр., уход за пожилыми), что абсолютно не учитывается в классических схемах об-ва и
экономики, обнаруживая при этом природу патриархата. Патриархат как соц. ин-т, так же как и капитализм, угнетает женщину. Вопр. о том, каким образом: параллельно или взаимосвязано — должны быть проанализированы две осн. системы угнетения: капитализм и патриархат, стал осн. для дебатов вокруг теорий дуальных систем.
Радикальный феминизм в отличие от марксистского связывает анализ глубинных причин угнетения женщин только с патриархатной структурой об-ва. Капитализм, милитаризм, иерархичность и приверженность к состязательности для радикального феминизма — ключевые проявления патриархатных ценностей, позволяющих мужчинам поддерживать свое доминирование.
В совр. гендерных иссл-ях можно выделить неск. важных постулатов, к-рые отличают их от классических феминистских теорий и сближают с феминизмом третьего этапа. Во-первых, проблемати-зируется дихотомическая природа тендера, предполагающего «главенствующего мужчину» и «подчиненную женщину». В противовес этому постулату подчеркивается множественность сексуальных практик, с учетом к-рых выделяются пять тендеров: мужской, женский, гетеросексуальный, гомосексуальный, транссексуальный. Во-вторых, категория «гендер» стала анализироваться в связке с категориями «раса», «этничность», «культура», что также привело к пробле-матизации единой модели «гендерных отношений». И, наконец, следует отметить появление «мужских иссл-й» (men's studies). Их осн. идеей стало утверждение множественности проявления «мужского», маскулинности, большинство из к-рых воспринимается об-вом скорее как маргинальные, нежели как полностью соотв. гегемонному канону «маскулинности». Дробность тендерной природы и зависимость от истор., нац., терр., субкультурных и проч. контекстов предопределила актуальность методологии соц. конструирования в совр. И.г.
Ценности феминистских теорий: тендерное равенство и равноценность —
ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНЫЕ
продолжают оставаться этическим руководством И.г., однако предмет иссл-я сместился от поиска единой всеобъемлющей причины женского угнетения к поиску и описанию множественности стратегий признания маргинальных ген-дерных гр. и множественности путей соц. преобразований в конкр. соц. и культ, средах.
Лит.: Чирикова А.Е. Женщина во гл. фирмы. М, 199S; Киблищая М.В. Исповеди одиноких матерей: социол, анализ стратегий выживания и нарушений прав одиноких матерей в переходной экономике с использованием этнографических методов. М., 1999; Бестужев-Лада И.В., Захарова О.В. В лабиринтах эмансипации: Женщина как соц. проблема. М., 2000; Брандт Г.А. Природа женщины. Екатеринбург, 2000; Смирное А.И. Женщины на военной службе: новые возможности и соц. права. М., 2000; Брай-сон В. Полит, теория феминизма: Введение. Μ., 2001; Введение в гендерные иссл-я: В 2 ч. Харьков; СПб., 2001.
О. Б. Клюшкина
ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНЫЕ - ключевой элемент НТП, сфера профессиональной активности, обеспечивающей систематическое получение новых объективных универсально сформулированных знаний о закономерностях развития природы и об-ва с помощью методов и средств, накопленных и разрабатываемых наукой. И.н. подразделяются и классифицируются по мн. основаниям: по методол. содержанию (теор. — эмпирические; наблюдение — эксперимент; моделирование — расчет; дисциплинарные — междисциплинарные); содержанию изучаемых явл. (общественно-научные — естественно-научные — техн.); по ориентации (фундаментальные — прикладные); по организационной принадлежности (акад. — вузовские — отраслевые) и др.
Институционализация И.н. как организационно самостоятельный тип науч. деятельности завершилась во 2-й пол. 19 в. созданием и распространением прикладных исследовательских лабора-
торий для промышленности и сельского хоз-ва. К сер. 20 в. И.н. по масштабу и разнообразию организационных форм, по потреблению материальных и кадровых ресурсов заняли во всех промыш-ленно развитых странах доминирующее положение среди др. типов науч. деятельности, выступая важнейшим компонентом как фундаментальной науки (исследовательские ин-ты и центры академий наук, ун-тов и вузов), так практически всех без исключения отраслей нар. хоз-ва (исследовательские подразделения научно-производственных объединений и крупных корпораций, науч.-техн. программы). В последние десятилетия особое значение приобрели комплексные междисциплинарные И.н. на региональном, нац. и междунар. (в т.ч. глобальном) уровнях.
Лит.: Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в орг-циях. М., 1973; Основы науковедения. М., 1985; Гилберт Д., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. Μ., 1987; Наука России на пороге 21 в. М., 2000; Наука и высокие технологии на рубеже третьего тысячелетия (соц.-экон. аспекты развития). М., 2001.
Э.М. Мирский
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ — познавательная деятельность социолога или гр. социологов, включающая систему методол. и теор. оснований, аналитических процедур, методов сбора и обработки данных и имеющая целью получение нового знания или технол. решения. И.с. — один из видов науч. деятельности, осуществляются в соотв. с принятыми науч. сооб-вом стандартами, правилами и нормами. Этим И.с. отличаются от вненаучного соц. познания, И.с. — важнейший фактор существования науки соц-и и важнейший способ науч. познания об-ва, закономерностей его функционирования и преобразования.
И.с. в собственном смысле слова стали проводиться со 2-й пол. 19 в. после разработки О. Контом и Г. Спенсером оснований и познавательных возможностей соц-и как самостоятельной науки.
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
И.с. дали возможность интегрировать в единую аналитическую систему проводившиеся ранее соц. обследования, сбор и анализ стат, материалов, теор. разработки, в т.ч. соц.-филос, экон., истор., правовые. Одним из первых И.с. была работа Э. Дюркгейма «Самоубийство» (1897).
Широкая институционализация И.с. произошла в развитых странах Европы и Северной Америке на рубеже 19—20 столетий и была тесно связана с такими процессами, как открытие университетских кафедр соц-и, изд. социол. журналов, становление профессиональных ассоциаций, об-в, союзов социологов, т.е. формирование науч. социол. сооб-ва.
К наст, времени сложилось большое разнообразие типов и форм И. с. С нек-рой долей условности можно выделить три наиб, распространенных типа. Первый — теор.-методол. И.с. Они имеют целью обоснование, поиск и анализ теор.-методол. проблем соц-и как науки. В этих И.с. объектом изучения явл. сама теория, методология, история соц-и, ее понятийный аппарат. Следует различать иссл-я, в к-рых подвергаются анализу уже существующие теор. и мето-дол. построения, и иссл-я, имеющие целью построение (или обоснование) новой теории или методологии изучения к.-л. сегмента соц. реальности. Нередко оба варианта объединяются в одном конкр. иссл-и. Таковы мн, работы П.А. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона и др. социологов. Второй тип — теоретико-эмпирические И.с. В кач-ве объекта анализа здесь выступает эмпирическая соц. реальность. Цель — получение нового знания об этой реальности, выявление причинно-следственных, функциональных и иных зависимостей между постоянными и переменными факторами (величинами). Такие И.с. явл. наиб, распространенными. Третий тип — эмпирические прикладные И.с, в к-рых ставится и решается одна или неск. конкр. прикладных технол. задач, формулируются рекомендации по их практическому разрешению. Таковы известные Хоторнские И.с, многочисленные иссл-я по соц-и
управления, соц-и орг-ций и т.д. Существует также разделение И.с, на фундаментальные и прикладные, теор. и эмпирические, описательные и прогностические, мониторинговые, полевые, пробные и пилотажные, сравнительные, междисциплинарные (т.е. на стыке соц-и и др. наук) и т.д.
Во 2-й пол. 20 столетия проблематика, связанная с анализом и осмыслением И.с. как феномена науки, стала предметом особого внимания со стороны методологов и теоретиков науки, выделилась в особую отрасль социол. знания. Было показано, что социол. иссл-е — это сложный процесс, в к-ром можно выделить неск. практически обязательных стадий: 1) постановка и возможно более точное формулирование проблемы иссл-я, определение его целей и задач; 2) выбор методол. (если необходимо, то и филос), а также общетеор. оснований иссл-я; 3) разработка теор. гипотез и потенциальных практических предложений, к-рые предположительно могут решить сформулированную проблему; 4) определение характера и объема эмпирического материала, выбор методов его сбора, анализа и интерпретации; 5) проведение анализа собранного материала с т.з. правомерности, подтверждения или не подтверждения выдвинутых гипотез и возможных практических предложений; 6) формулирование полученных рез-тов и выводов, опубликование их в печати (передача заказчику).
Подобная схема проведения социол. иссл-я принята науч. сооб-вом в кач-ве нек-рого стандарта.
Вследствие того, что в наст, время соц-я почти повсюду обрела мультипа-радигмальный характер, важнейшей и первейшей проблемой И.с. становится выбор исследовательской стратегии (ориентации, парадигмы). Наиб, распространенными и принятыми в социол. со-об-ве считаются три: 1) натуралистиче-ско-позитивистская, в соответствии с к-рой И.с должны следовать идеалам и нормам естественно-научного знания, вскрывать в соц. реальности тенденции, законы и закономерности, рассматри-