Инструкция для интервьюера
чинительныи по отношению к личности, характер. Это ин-ты индивидуализма; стратификации; свободы.
F-матрица превалирует в странах Европы и США.
Тип институциональных матриц формируется под влиянием свойств матери-ально-технол. среды данного roc-ва. Выделяются два присущих ей альтернативных свойства: коммунальность или некомму-нальность. Коммунальность означает, что обособление отд. ч. материально-технологической среды означает угрозу распада всей системы. Это предполагает ее использование как единого нерасчленимого объекта. Соотв. требуются совместные координированные усилия значительной ч. членов об-ва и централизованное управление. Некоммуналь-ность означает возможность обособленности важнейших элементов материальной инфраструктуры и связанную с этим возможность их самостоятельного функционирования и частного использования. Некоммунальная среда разложима на отд. элементы и может функционировать как совокупность разрозненных технол. объектов. Коммунальная среда опред. неизбежность доминирования ин-тов ЛГ-мат-рицы, а некоммунальная среда обусловливает доминирование ин-тов У-матрицы.
На протяжении развития гос-в в них сохраняется доминирующее положение базовых ин-тов, свойственных либо Х-, либо F-матрице, что обеспечивает целостность, выживание и развитие соотв. типа об-ва. Ин-ты из матрицы противоположного типа — комплементарные ин-ты, — играют вспомогательную роль, лишь «дополняя до целого» институциональную обществ, структуру. Как в генетике, доминантный ген, подавляя рецессивный, задает проявляющиеся признаки живого организма, так и базовые ин-ты опред. характер складывающейся в об-ве институциональной среды, задают рамки и ограничения для действия комплементарных, вспомогательных ин-тов. Доля комплементарных ин-тов в стабильных устойчивых об-вах составляет примерно треть (30—35%). Если эта доля меньше, тогда тотальное доминирование
базовых ин-тов приводит об-ва к кризисам и застою. В то же время излишнее внедрение комплементарных ин-тов с попытками заменить ими матрицу базовых ин-тов приводит к соц. потрясениям и революциям. Прогрессивное развитие об-ва представляет собой постоянный поиск оптимального институционального баланса между базовыми и комплементарными ин-тами.
Лит.:Бессонова О.Э., Кирдина С.Г., О'Салливан Р. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. Новосибирск, 1996; Норт Д. Ин-ты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997; Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск, 2001; Polanyi К. The Livelihood of Man. N.Y., 1977; Leibemtain Η. General X-Efficiency Theory and Economic Development. N.Y., 1978.
C.L Кирдина
ИНСТРУКЦИЯДЛЯ ИНТЕРВЬЮЕРА-
письменный нормативный док-т, содержащий правила проведения опроса методом интервью в конкр. исследовательской ситуации, а также определяющий права и обязанности интервьюера и организаторов опроса в данном иссл.
И. для и. явл. также обязательным индивидуальным справочным пособием для интервьюера, к к-рому он многократно обращается в процессе работы, особенно в период начальной адаптации к условиям и методике проведения опроса. Учитывая, что к работе в массовых опросах привлекаются люди без профессиональной социол. и психол. подготовки, не стоит ограничиваться только устным инструктажем и тренингом.
И. для и. содержит след. обязательные разд.: 1) описание темы, целей и задач иссл-я, а также краткие сведения об орг-ции, к-рая проводит иссл-е; 2) указание на важную роль и большое значение добросовестной работы интервьюера для обеспечения достоверности и надежности рез-тов опроса; 3) перечень обязанностей и прав интервьюера (список док-тов, к-рые обязан иметь интервьюер для проведения опроса; необходимые
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
организационные условия для проведения интервью, к-рые обеспечиваются организаторами опроса, администрацией заказчика иссл-я и/или лично интервьюером; указания на необходимость соблюдать требование инструкции); 4) формы отчетности о работе и ответственности за кач-во ее исполнения; описание правил отбора респондентов (если интервьюер сам формирует последнюю ступень выборки); 5) правила установления контакта с респондентом и примерный текст вступительной беседы: как представиться респонденту, как рассказать о целях опроса, о правилах отбора респондентов, о времени, необходимом для заполнения анкеты, об анонимности данных интервью; 6) правила обеспечения стандартной ситуации опроса: место опроса, отсутствие отвлекающих факторов; 7) объяснение для респондента правил работы с разл. видами вопр., правила контроля возврата вопросников; 8) обеспечение психол. комфорта в процессе интервью; 9) техника первичного контроля заполнения вопросников и отчета интервьюера для сдачи работы организаторам опроса; 10) правила связи с организаторами иссл-я в случае возникновения конфликтных или неясных ситуаций в ходе опроса (указываются телефоны и данные о дежурных рук. опроса).
Лит.: Веселкова П.В. Проживание времени в интервью и адекватность коммуникации // Методология и методы социол. иссл-й. М-, 1996; Матова О.М. Ситуация интервью: формализованные и неформализованные методы иссл-я // Там же; Бутенко И.А. Организация работы интервьюеров и др. исполнителей // Бутенко И.А. Организация прикладного социол. иссл-я. М., 1998; Мас-.юва О.М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью // Соц-я: методология, методы, ма-тем. модели. 2000. № 12.
О.М. Маслова
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- характеристика меры совпадения целей, интересов разл. соц. гр., индивидов. Близкие понятия — «соц. сплочен-
ность», «включенность индивида в гр.». И.с. может быть естеств, и принудительной. В первом случае объединение вокруг общих целей возникает на основе совпадения индивидуальных и групповых интересов (единство убеждений, выбор лидера, совместное получение дохода и т.п.). Принудительная И.с. строится посредством запрета на различия, подчинения личных интересов заданным извне целям. Крайней формой принудительной интеграции об-ва явл. тоталитаризм. Естеств. вариантом крайней И.с. выступает синкретизм, когда индивид в об-ве ценен не столько сам по себе, сколько в зависимости от того, к какому соц. целому он принадлежит: профессиональной гр., орг-иии и т.п. В принципе интеграция не обязательно погашает соц. разнообразие. Напротив, самая жизнеспособная разновидность И.с. складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основе совпадения отд. целей и интересов.
Лит.: Пригожим А.И. Перестройка: Переходные процессы и механизмы. М., 1990; Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России. М., 1999; Пригожий А.И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.
А.И. Пригожий
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ(от лат. intelli-gens — сведущий, благоразумный) — понятие, имеющее два разл. значения: 1) обыденное: «интеллигентный чел.» — чисто российское этическое понятие, означающее образованного чел., стремящегося содействовать прогрессу Родины, просвещению и благополучию ее рядовых граждан; 2) социол.: «интеллигент» — представитель соц. кл. И. (к-рая в наст, время обладает всеми признаками кл., занимая специфическое место в экон., соц. и полит, системах, обладая своей специфической идеологией и численно значительно превосходя в наиб, развитых об-вах все ост. соц. кл.).
Термин «И.» впервые ввел русский писатель и публицист П.Д, Боборыкин в 70-х гг. 19 в. для обозначения «людей с
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
идеями», В.И. Ленин отмечал, что И. первоначально состояла из людей, ведущих самостоятельную трудовую деятельность, не нанятых на работу на ч.-л. предприятия. Он указывал на «промежуточное положение» И., примыкающей отчасти к буржуазии и отчасти к рабочему кл., утверждая, что ее большая ч. пролетаризируется. Совр. социологи, как правило, рассматривали И. как соц. гр., составляющую «прослойку» между кл. буржуазии и пролетариата, и даже И. советского об-ва обычно относили к «прослойке»; не объясняя, между какими кл. она пролегает. В совр. отечественном обществоведении (Б.А, Вороно-вич, А.А. Данилов, А.Ф. Жуков и др.) И. по большей части также характеризуется как соц. слой, состоящий из занятых преимущественно умственным трудом (включая и управленцев). Так И. выглядит и в отечественных стат. сводках. Ряд социологов (М.Н. Руткевич, Н.А. Аитов, Ф.Р. Филиппов) делит И. на служащих («неспециалистов» без высшего образования) и собственно И. («специалистов» с высшим образованием), включая в нее «адм.», или «управленческую», И.
Встречаются попытки и др. дифференциации И. в зап. (даже левой) соц-и, как правило, И. (для обозначения к-рой применяются термины «техницисты», «профессионалы», «интеллектуалы» и т.п.) не отделяется от ряда др. соц. кл. Т. Веблен, одним из первых увидевший возрастающую роль управленцев как самостоятельного соц. слоя, наряду с менеджерами (управленцами, т.е. представителями др. соц. кл.) включил в И. «техницистов» (инженеров, т.е. ч. И.). Последователь Веблена амер. экономист и социолог Л. Корей включал в «средний класс* городских и сельских собственников средств производства, пользующихся наемной рабочей силой, «наемных служащих» (менеджеров) и собственно И., объединяющую «профессионалов», (техн. И.) и «интеллектуалов» (творческую И.). Он отмечал, что в 20—30-х гг. 20 в. под влиянием развития монополистических корпораций И. разлагается на «новый средний
кл.» высоко «оплачиваемых служащих» (менеджеров, бюрократов), к-рые становятся обладателями собственности, и на «новый пролетариат», к-рый состоит из осн. массы «техницистов» и «наемных служащих» и ч. «интеллектуалов» и составляет «ч. рабочего кл.». Э. Гоулднер рассматривал «новый кл.» как состоящий из «И.» (техн. И.) и «интеллектуалов» (гуманитарной И.), не отделяя от каждой из этих гр. И. бюрократию. Одним из немногих, кто обнаружил противоположность интересов наемной ч. И. интересам бюрократии был теоретик «еврокоммунизма» Р. Гароди, считавший И. передовым юг.
Становление И. как кл. связано с выделением интеллектуального труда в самостоятельную экон. сферу, сферу производства идей. О становлении И. как самостоятельного соц. слоя можно говорить лишь в эпоху Возрождения, и особенно Просвещения, когда И. состоит преимущественно из лично свободных граждан. Индустриальное об-во нуждается в техниках, инженерах, изобретателях и ученых для обеспечения техн. прогресса и совершенствования обществ, отношений. В эпоху культ, революции и НТП И. превращается в самостоятельный кл., достигающий в наст, время в наиб, развитых индустриальных об-вах более пол. от числа занятых. С ростом монополий и гос. сектора в экономике управленческая И. окончательно отделяется от осн. массы, превращаясь в самостоятельный кл. бюрократов, противостоящий остальной, наемной И., стремящейся к независимости от собственников средств производства.
Теперь, в экон. высокоразвитых странах И. — это кл., занятый в обособляющейся сфере интеллектуального производства, черпающий необходимые ему знания из культ, фонда об-ва для выработки (гл. о. новых) идей, предназначенных для использования всем человечеством как в сфере материального и духовного производства, так и в сфере совершенствования самого чел., что требует перехода от индустриальных к интеллектуальным обществ, отношениям, рацио-