Мировой и социальный порядок
Идея организованного миропорядка, законам которого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-правовой философии. Воплотившись в классически отчетливые формы в произведениях Платона, эта идея постепенно вызревала в учениях его предшественников, греческих натурфилософов.
Главным предметом размышлений античных мыслителей был мир как единое, упорядоченное целое, т. е. как космос, представший в их воображении не в виде некой безмолвной бездны, но как возникшая из хаоса живая целостность, наделенная разумом и душой и существующая по своим строгим законам, главный из которых именовался Логосом. Требованиям божественного, космического Логоса должна была подчиняться жизнь государств и отдельных индивидов. Когда люди действовали в соответствии с ними, а государственные законы не противоречили императивам Логоса, на земле появлялись мудрость, правда и справедливость. Через Логос до человека доходят суть и смысл высших требований, необходимых для поддержания мирового порядка и космической гармонии.
Логос выступает в роли своеобразного посредника между космосом и человеком и подсказывает людям, как им следует жить и что необходимо делать, чтобы мера гармоничности бытия не убывала. К велениям Логоса из всех людей наиболее чутки мудрецы-философы. Именно они взяли на себя задачу доказывать всем другим необходимость жить в гармонии с Космосом и убеждать в том, что любое своевольное отклонение от требований Логоса нарушает космический порядок. Человеку следует искать и соблюдать меру во всем, блюсти справедливость в правосудии, чтить законы, в соблюдении которых заключен смысл его бытия. Через меру и справедливость ему открывается путь к космическим гармониям и высшему совершенству.
Платон придал философским умозрениям досокра-тиков еще большую естественно-правовую выразительность. В его учении появляется, наряду с физическим космосом, идеальный космос. Это высший мир идей, которые пребывают вне физического пространства и времени и составляют первооснову и сущность всех земных предметов и явлений.
Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что происходит в социальном мире, находятся за его пределами. Эти причины, или сущности, имеют метафизическую природу и являются чистыми формами, по образцу
которых скроено все, что окружает человека. Платон назвал их идеями (эйдосами). Мир идей в содержательном отношении бесконечно богаче социального мира. Последний является всего лишь его бледным подобием, далеким от совершенства и напоминающим плохую копию с шедевра гениального художника. Основные свойства идей:
1) обладают сверхчувственной природой, лишены ма
териальности, не воспринимаются человеческими орга
нами чувств, а только лишь умопостигаемы;
2) являются причинами всего сущего и должного,
что составляет жизнь космоса, государства и человека;
если же воспользоваться позднейшей аристотелевской
типологией, то идеи — это формообразующие причины,
сами ни от чего не зависящие, но распространяющие
свое влияние на социум и людей; с их помощью хаоти
ческая бесформенность земных стихий обретает необхо
димую оформленность и упорядоченность;
3) являются первосущностями всех вещей и явлений
природно-социальной жизни, находящимися'с последни
ми в отношениях вертикальной генетической детерми
нации; то, как осуществляются эти отношения, — для
людей непостижимая тайна, проникнуть в которую че
ловеческий разум не в состоянии;
4) имеют онтологический характер, т. е. пребывают
не в человеческом сознании, а сами по себе, независимо
от чего бы то ни было; они буквально царят над миром,
в котором живет человек; на них невозможно воздей
ствовать каким-либо образом, ни одну из них невозмож
но уничтожить;
5) находятся в отношениях изоморфизма с реалиями
социальной сферы, в которой не может появиться ничто
из того, что отсутствовало бы в мире идей или радикаль
но отличалось бы от них; этот изоморфизм относителен,
но он позволяет говорить о метафизическом и социаль
ном мирах как о родственных, а не чужеродных;
6) выступают в качестве универсалий для всех еди
ничных вещей или явлений данного вида; любое конк
ретное проявление чего-либо, например справедливос
ти, отмечено воздействием идеи справедливости;
7) отличаются неизменностью содержания, что ме
шает социальным реалиям слишком далеко и радикаль-
но уклоняться в опасные стороны; будучи ничем не замутненными в их идеальности и стабильными в своем совершенстве, идеи стоят как бы на страже и не дают производным от них вещам демонстрировать капризное непостоянство и беспредельное своеволие;
8) характеризуются атемпоральностью и атопологич-
ностью бытия, пребывают вне времени и пространства,
т. е. в вечности; перед их невозмутимо-величавыми ли
ками меркнет все, что отмечено печатью суетности, брен
ности, неминуемости грядущей гибели;
9) выступают в качестве образцов наивысшего совер
шенства, в которых сконцентрированы все идеалы по
рядка, меры, гармонии и которые дают надежду на то,
что у земного мира имеется возможность быть не самым
несовершенным; в них сосредоточено все лучшее, что
имеет шанс осуществиться в бытии социума, государ
ства и человека; они выступают метафизическим гаран
том того, что злу никогда не удастся полностью подчи
нить себе социальный мир и навсегда превратить его в
гнездилище мрака, пороков и преступлений;
10) несут в себе эталонную нормативность, принуж
дая земные вещи стремиться культивировать в себе те
свойства и качества, которыми обладают породившие их
идеи; Кьеркегор перевернул все с ног на голову, пола
гая, что в истории практического воплощения идей, в
превращении духовного в материальное, высокого в низ
кое присутствует логика деградации идей;
11) непостижимы для усилий непосвященного рас
судка; только философы, способные к метафизическому
умозрению, интеллектуальному созерцанию, могут при
коснуться к ним своим умственным взором;
12) каждая идея — конкретное единство номоса (выс
шей нормативности), этоса (высшей ценности), логоса
(высшего смысла) и пафоса (высшей выразительности и
привлекательности).
Мир идей иерархичен, и верховное положение среди них занимает идея блага. Это абсолютная первонорма-первоценность, от которой производны все социальные формы добра, справедливости, нравственности, правопорядка. Через ее посредство заявляет о себе творец мироздания. Являясь Демиургом, Мастером, Художником,
• 91 •
пожелавшим создать природно-социальный мир, Бог ориентировал свои усилия на идею блага. Платон сравнивает эту идею с солнцем высшего, невидимого мира. В ценностном и нормативном отношении она — альфа и омега всего. В ней сосредоточены и исходная причина, и желаемая цель, и вероятный результат практически-духовной, морально-правовой жизни человеческого рода. Устремляясь к ней, руководствуясь ею, люди рано или поздно достигнут обозначенного ею уровня нравственности и состояния правопорядка.