Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология– это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.
Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
1) когнитивная(познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;
2) критическая– данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная– социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;
4) регулятивная– теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;
5) прогностическая– на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;
6) идеологическая– социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;
7) гуманитарная– социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод– это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.
Первый уровеньохватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).
Второй уровеньотражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).
Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.
Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.
Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.
К третьему уровнюможно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).
Структура социологии
Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система –упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:
1) социальные факты– научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;
2) общие и специальные социологические теории– системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;
3) отраслевые социологические теории– системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;
4) методы сбора и анализа данных– технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.
Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.
1. Теоретическая социология(уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целостного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.
На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.
2. Специальные социологические теории.На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.
Виды специальных социальных теорий:
1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;
2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;
3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.
3. Социальная инженерия.Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.
В рамках макросоциологииизучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.
В рамках мезосоциологииисследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.
На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.
Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.
В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.
В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.
Эмпирическая социологияносит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.
Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.
Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.
Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.
Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.
Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.
В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.
Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.
Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.
Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.
2. вопрос: Становление и основные этапы развитие социологической мысли:
А) предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки;