Учение о социальной статике
Кроме социальной динамики наука об обществе у Конта содержит учение о социальной статике. Если в социальной динамике Конт рассматривает общественное развитие и его законы, то в социальной статике — условия стабильного существования человеческого общества.
Конт считает, что во все времена и у всех народов без исключения имели место условия, которые способствовали развитию
1 ComteA. Cours de philosophic positive. Т. IV. P. 72.
СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ 63
социальных чувств. Так как люди ведут сначала существование индивидуальное, рассуждает он, затем семейное и, наконец, общественное, то основными условиями общественного существования являются язык, собственность, общие верования и правительство1. Если последние Конт рассматривает в качестве основных условий существования общественной системы на протяжении всей истории ее развития, то на современном уровне социальной эволюции данные условия Конт находит явно недостаточными. Дальнейшее развитие социальных инстинктов и совершенствование человеческой природы (а следовательно, по Конту, и человеческого общества) возможно лишь при следующем условии: одновременном существовании двух властей — духовной и светской.
Конт обращает внимание на то, что деление науки об обществе на социальную динамику и социальную статику условно. В гносеологическом плане наличие социальной статики и социальной динамики обусловливается установкой Конта на деление каждого закона относительно «каждого рода событий» на два класса в зависимости от того, связывают ли оыи существующие события по подобию или по преемственности. Это различие соответствует состояниям существования и движения, существующим во внешнем мире. Следуя этой установке, Конт делает вывод, что в любой науке любому явлению (социальному в том числе) может быть дана статистическая или динамическая оценка. Статистическая связь, считает он, открытая между двумя явлениями, позволяет объяснять явления, а динамическая — предвидеть одно на основании другого. В социальном аспекте роль объединяющего начала для социальной статики и социальной динамики в концепции Конта выполняет идея «социальной солидарности»: «...не только собственно политические институты и общественная нравственность, с одной стороны, а нравственность и идеи — с другой, должны быть беспрестанно взаимно солидарны; но, кроме того, вся эта совокупность по природе своей связывается постоянно с соответствующим состоянием единого развития человечества, рассматриваемого во всех различных видах деятельности — интеллектуальной, моральной и физической»2. В социальной статике с помощью идеи социальной солидарности Конт пытается аргументировать
2 Конт подробно раскрывает особенности каждого из этих социальных институтов в том разделе социологии, который посвящен социальной статике. 2 См.: Конт О. Дух позитивной философии. С. 19.
64 История социологии
мысль о всеобщей взаимосвязи явлений, со всей очевидностью просматривающейся именно в общественной жизни.