Программа учебно-ознакомительной практики
Учебно-ознакомительную практику проходят студенты очного и дневного дистанционного форм обучения после 2 курса в течение двух недель.
Во время учебно-ознакомительной практики студенты закрепляют знания и навыки, полученные, прежде всего, при изучении таких учебных курсов, как: общий менеджмент, управление сервисом, социальный менеджмент, социология, бухучет, теория практика измерений, информатика и других дисциплин.
В процессе прохождения практики студент должен выполнить 3 задания:
2.1. Первое задание для всех специальностей:
Изучить и дать общую характеристику организации (предприятия, органа государственного и муниципального управления), по следующему плану:
- юридический адрес;
- краткая история возникновения;
- правовое положение организации, форма собственности, принадлежность капитала;
- вид деятельности;
- организационная структура.
Для этого можно использовать «Учредительные документы организации», «Устав муниципального образования» и др.
2.2. Второе задание для всех специальностей:
а) для студентов специальности «Менеджмент организации».
Студент должен ответить на один из предложенных ниже вопросов:
1. Определить миссию, стратегические цели организации.
2. Дать характеристику используемых в подразделении или организации в целом методов управления.
3. Изучить и проанализировать функции управления организацией (отделом, подразделением).
4. Провести анализ внешней среды организации.
5. Провести анализ внутренней среды организации.
6. Изучить систему мотивации и стимулирования труда персонала организации.
7. Сделать сравнительный анализ плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг) за несколько месяцев или кварталов, год (лет).
8. Провести фотографию рабочего времени менеджеров низового звена методом случайной выборки.
9. Провести изучение и анализ системы текущего контроля в организации.
10. С помощью функционального анализа работ изучить и оценить, степень оптимальности и эффективности организационной структуры.
11. Рассчитать и оценить диапазон контроля у линейных и функциональных менеджеров.
12. Изучить, как организована работа с клиентами, потребителями, посредниками, поставщиками.
13. Изучить социальную политику организации. Проанализировать, роль различных социальных факторов в деятельности организации. Определить эффективность социальной политики организации.
б) для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление:
1. Познакомиться с работой всех структурных подразделений органа местного самоуправления (далее - ОМС) и представить их краткую характеристику.
2. Охарактеризовать цели развития ОМС, его структурных подразделений, с точки зрения соответствия предъявляемым к ним требованиям (анализ тех целей, которые зафиксированы в постановлениях, программах, положениях и иных документах администрации муниципального образования). Построить «дерево целей» ОМС или одного из основных структурных подразделений ОМС.
3. Определить вытекающие из целей развития ОМС задачи и функции (их необходимо сгруппировать по определенному критерию и оценить).
4. Определить, используемые в ОМС виды организационной структуры, провести анализ ее достоинств и недостатков с выделением линейных и функциональных служб (схему организационной структуры управления представить в приложении).
5. Составить перечень документов, регламентирующих деятельность ОМС (внешние - нормативные акты РФ и субъекта РФ и внутренние — локальные нормативные акты: устав, регламент работы администрации, положения о подразделениях и т.д.). Необходимо составить общий перечень документов отдельно для администрации и отдельно для одного структурного подразделения.
6. Проанализировать обязанности, ответственность, полномочия государственного (муниципального) служащего. Взаимодействие служащего с другими специалистами в организации.
7. Изучить документы, используемые государственным служащим для выполнения своих обязанностей (с указанием вида документа; органа или должностного лица, принявшего документ, заголовка к тексту, регистрационного номера, даты документа).
8. Охарактеризовать виды деятельности, последовательность выполнения и результаты работы специалиста, потребителей результатов работы служащего.
9. Изучить роль, реализуемых специалистом функций и их место в структуре функций отдела и отдела - в органе муниципальной власти.
Третье задание для всех специальностей
Используя социологические методы (анкетирование, интервьюирование, изучение документов, наблюдение социометрия) провести микроисследование какой-либо актуальной проблемы в организации, где студент проходит практику.
Примерная программа социологического исследования разрабатывается студентом совместно с преподавателем на семинарских занятиях по курсу «Теория и практика измерений». Студентам рекомендуется изучать интересы, потребности, ценности, общественные мнения, отношения, проблемы, сплоченность, мотивацию и стимулирование, удовлетворенность персонала. Обработку и анализ полученных данных студенты осуществляют самостоятельно.
Примерная тематика для микросоциологического исследования:
1. Удовлетворенность сотрудников системой мотивации и стимулирования труда или характером работы, условиями и организацией труда и т.п.
2. Удовлетворенность клиентов организации качеством товаров услуг, или ассортиментом товаров, или рекламой и формами обслуживания.
3. Текучесть кадров в организации.
4. Анализ межличностных отношений в коллективе.
5. Измерение групповой сплоченности.
7. Учет интересов и потребностей работников при разработке коллективного договора.
8. Отношение персонала к применяемым в организации методам и технологиям работы с клиентами,
9. Социально-психологический климат в коллективе.
10. Социальная безопасность работников организации.
11. Ценностные ориентации персонала.
12. Конфликты в коллективе.
13. Социальная защита работников организации
14. Мнение сотрудников по различным социальным и политически вопросам.
15. Отношение сотрудников к социально-политическим событиям в стране.
16. Проблемы адаптации молодых работников в коллективе.
17. Отношение к труду.
18. Отношение к профессии. Привлекательность, удовлетворенность трудом.
19. Социальное самочувствие профессиональной группы.
20. Свободное время работников: структура и содержание.
21. Электоральное поведение работников.
22. Политические ориентации и предпочтения работников.
23. Отношение к различным социально-политическим институтам.
После проведения социсследования студенты анализируют полученные данные, дают оценку эффективности деятельности организации по данному вопросу и предлагают пути совершенствования изученного направления работы.
В приложении к отчету прилагается программа микроисследования, инструментарий (разработанные студентом бланки анкет, интервью, дневники наблюдения и т.д.), а также результаты обработки полученной информации (сводные таблицы).