Доказывание собственной позиции

Доказательство позиции выпускника состоит из двух частей: аргумент и примеры. Важно отличать одно от другого:

- аргумент - мысль, логически доказывающая позицию выпускника;

- пример - факт (описанное событие), доказывающий аргумент выпускника.

На данный момент четко определены особенности приведения примеров в эссе по обществознанию:
1) Допускаются примеры из трех сфер:

- история;
- литература;
- современная общественная жизнь (экономические, политические, социальные и другие новости).
2) 2 первичных балла за примеры в эссе можно получить только в том случае, если приведены два примера из двух разных сфер: допустим, один пример из истории и один пример из литературы. Два примера из двух разных литературных произведений, два исторических примера или два примера из современной общественной жизни будут засчитаны как однотипные и принесут выпускнику лишь один балл из двух возможных.
3) Крайне нежелательны примеры из личной жизни или бытовые примеры из серии "в моей деревне", "в моей школе" и пр., поскольку такие примеры демонстрируют узкий кругозор и обыденный тип мышления выпускника, тогда как нужно продемонстрировать на экзамене научное мышление.

4) В эссе не засчитываются абстрактные примеры про гражданина N, город N или гос. N.
5) Не допускаются примеры, содержащие фразы "кто-либо" "где-либо" "сделал что-либо". Пример всегда конкретен, поэтому выпускник должен вместо этих слов подобрать конкретные факты.
Возможны два варианта построения доказательства:
- минимальный: один аргумент и два примера к нему;
- повышенный уровень: один аргумент и один пример к нему, второй аргумент и еще один пример ко второму аргументу.
Критерии оценивания эссе выдвигают обязательное требование только к количеству примеров (их должно быть не менее двух и, повторюсь еще раз, из двух разных сфер). Количество аргументов - свободный выбор выпускника. Как правило, выпускники выбирают первый из двух описанных вариантов построения доказательства: один аргумент и два примера к нему.

_

Заключительный абзац

Заключительный абзац не оценивается в баллах, но свидетельствует об общей культуре выпускника, поэтому не следует им пренебрегать. Он придает эссе законченный вид. Заключительный абзац может включать:

- подведение итогов аргументации («таким образом, я считаю свою позицию доказанной»);
- возвращение к актуальности высказывания автора;

- подчеркивание многогранности данной темы и множественности точек зрения на нее («Безусловно, высказанная мной точка зрения не является единственной. Поднятая автором проблема всегда обсуждалась, на нее существуют различные точки зрения, ценность которых определяется степенью их аргументированности»).

Не следует признавать свою точку зрения единственно верной, не следует благодарить автора высказывание за что-либо.

Заключительные советы и замечания

1. Нужно ли писать эссе?

Безусловно, писать эссе необходимо, если выпускник рассчитывает не просто перейти порог и не получить «двойку», а нацелен на высокие баллы. Современная структура экзамена по обществознанию предполагает, что 43,5% баллов выставляется за первую часть(бывшие части А и В) и 56,5% за вторую часть (бывшую часть С). Эссе дает целых 5 первичных баллов - больше, чем любое другое задание во всем экзамене. При переводе в итоговые баллы эссе может "стоить" выпускнику 10-12 баллов из 100. Поэтому перебегать эссе для желающих сдать ЕГЭ на высокие баллы недопустимо. Но важно помнить, что эссе - достаточно трудное задание, к нему нужна серьезная подготовка. Написать эссе на 5 баллов из 5 невозможно, если на ЕГЭ делать писать эссе первый раз в жизни. Поэтому необходимо уделить значительное внимание тренировкам в написании эссе.

Наши рекомендации