Задания к самостоятельной работе студентов
I. Изучение первоисточников
Конт О. Дух позитивной философии.
Спенсер Г. Основания социологии.
Спенсер Г. Социология как предмет изучения.
II. Подготовка докладов и сообщений
1. Идейные истоки социологии О. Конта.
2. Концепция «трех стадий» социокультурной эволюции – стержень социологии О. Конта.
3. О. Конт о методах социологической науки.
4. Идейно-теоретические истоки социологии Г. Спенсера.
5. Основные понятия социологической теории Г. Спенсера.
6. О. Конт и Г. Спенсер - создатели социологии как самостоятельной науки.
7. Основные формы социологического редукционизма.
8. Т. Мальтус как предшественник социального дарвинизма.
9. Основные представители социал-дарвинистской школы в социологии.
10. Артюр де Гобино как основатель расово-антропологической школы.
11. Кризис натурализма в социологии.
III. Выполнение практических заданий
1. Заполните таблицу:
СООТНОШЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ СЕН-СИМОНА И КОНТА
Какие идеи, присутствующие в сочинениях Сен-Симона, получили развитие у Конта | В чем заключаются теоретические и социально-практические расхождения между Сен-Симоном и Контом |
Сделайте выводы. Объясните, почему Конта нельзя считать простым продолжателем Сен-Симона? Почему Сен-Симон принадлежит к предыстории социологии.
2. Заполните таблицу:
ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ О. КОНТА
Название сочинений О. Конта | Годы их создания | Характеристика метода |
Курс позитивной философии | ||
Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества |
Почему у Конта две социологии: объективная и субъективная? С какими периодами творчества ученого соотносятся объективный и субъективный методы?
3. Познакомьтесь с научными достижениями в области естествознания, принадлежащими Ч. Дарвину, К.М. Бэру, Ч. Лайелю. Какое значение они имели для формирования эволюционистской социологии Г. Спенсера? Как соотносятся эволюционные теории Ч. Дарвина и Г. Спенсера?
4. Используя рекомендованные для подготовки к семинару публикации работ Г. Спенсера, подберите материал, характеризующий применение ученым аналогий между биологическим и социальным организмом. Прокомментируйте этот материал. Какие особенности трактовки общества как организма содержатся в трудах Г. Спенсера?
5. Заполните таблицу:
ХАРАКТЕРИСТИКА Г. СПЕНСЕРОМ ТИПОВ ОБЩЕСТВА
Параметры сравнения | Военное общество | Индустриальное общество |
1. Характер сотрудничества людей | ||
2. Характер отношений между индивидом и государством | ||
3. Структура государства | ||
4. Тип экономики | ||
5. Ценимые черты личности |
Прокомментируйте содержание заполненной таблицы. Какое измерение социального прогресса применяет Г. Спенсер? Как оно соотносится с формулой эволюции Г. Спенсера? Приверженцем какой идеологии являлся английский социолог?
6. Аристотель утверждал, что «одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо» (Аристотель. Политика). Какая идея заключается в данном утверждении Аристотеля? Имеет ли она отношение к истокам расово-антропологической школы?
7. На примере произведений Дж. Лондона можно видеть влияние идей социал-дарвинизма на общественное сознание, художественную литературу. Прокомментируйте содержание некоторых рассказов этого писателя («Северная Одиссея», «Сын Волка», «Белое Безмолвие», «Мужество женщины» и др.).
8. Почему российский социолог Л.И. Мечников (1838-1888) оценивал социальный дарвинизм следующим образом: «Происхождение видов» английского натуралиста есть знаменитейшее философское событие нашего времени, социал-дарвинизм же является «паразитом» на научной дарвинской биологии» (Мечников Л.И. Школа борьбы в социологии).
Литература