Обряды, обычаи и традиции

Язык,

Ценности,

Нормы,

Убеждения и знания,

Идеология,

обряды, обычаи и традиции.

1. Язык.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. Языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки - исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические знаковые системы. Естественные языки возникают стихийно в процессе совместной деятельности и общения людей и народов. К естественным относятся языки разных народов, язык жестов и т. п.

Искусственные языки - вспомогательные знаковые системы, создаваемые группами людей специально - для более точной передачи специфической информации. К искусственным языкам относятся нотные знаки, знаки кодовых систем, шифры, азбука Морзе, «блатной язык», которым пользуются преступники, и т. п.

Язык является ретранслятором культуры. Культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

2. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности ориентируют человека в окружающем мире, побуждают, мотивируют на определенное поведение.

«Ценности – главный связующий элемент социальной и культурной систем» (Парсонс)

В систему ценностей субъекта входят:

1) смысложизненные ценности– представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

а) витальные(жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, правопорядок и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, сострадание и др.);

г) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и др.);

3) партикулярные ценности (частные):

a) привязанность к малой родине, семье;

b) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т.д.).

В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.

3. Нормы– это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий.

Виды норм:

1) формализованные правила (все, что официально записано);

2) правила морали (связаны с представлениями людей);

3) образцы поведения (мода).

4. Убеждения и знания

Убеждения – это определенные утверждения, которые люди считают истинными.

5. Идеология -система утверждений относительно ценностей и фактов (Смелзер).

Идеология – это строгая, логически обоснованная система ценностей.

Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде:

  • идеологии всего человечества,
  • идеологии конкретного общества,
  • идеологии класса, социальной группы и сословия.

В обществе происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой – позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие тенденции в развитии общества.

6. Обряды, обычаи и традиции.

Обрядэто совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающих определенные коллективные чувства (свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычайвоспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай – неписанное правило поведения.

Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Функции культуры:

1. Коммуникативная -обеспечивает общение людей, накопление и трансляцию социального опыта, знаний и ценностей последующим поколениям.

2. Регулятивная регулирует отношения между людьми на основе норм культуры, морали. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

3. Интегрирующая. Культура обеспечивает единство и стабильность общества на основе общих ценностей и норм поведения.

4. Культурные универсалии и многообразие культур

Культурные универсалии – это общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:

1) совместный труд;

2) спорт;

3) образование;

4) наличие ритуалов, танцы;

5) система родства;

6) гостеприимство;

7) правила взаимодействия полов;

8) украшение тела;

9) язык и др.

Амер.социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий.

Культурные универсалии – это как бы совмещённые, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения. На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.

Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом, а в политике – национализмом.

Этноцентризм и культурный релятивизм – это крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм.

Этноцентризм - это тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Этноцентризм делает одну культурную форму эталоном, с которым соизмеряются другие культуры. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса» и в негативных – «отсталые народа», «примитивная культура», «грубое искусство». В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными.

Культурный релятивизм– утверждает, что культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте.

Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма.

5. Процессы изменений в культуре

Можно выделить два основных направления изменения в культуре:

1) группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре:

а) стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков);

б) развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление);

в) планомерное развитие;

2) изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами (заимствование). Заимствование бывает:

а) добровольным (торговля),

б) вынужденным (миграция)

в) насильственным (завоевание).

Наши рекомендации