Обряды, обычаи и традиции
Язык,
Ценности,
Нормы,
Убеждения и знания,
Идеология,
обряды, обычаи и традиции.
1. Язык.
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. Языки бывают естественные и искусственные.
Естественные языки - исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические знаковые системы. Естественные языки возникают стихийно в процессе совместной деятельности и общения людей и народов. К естественным относятся языки разных народов, язык жестов и т. п.
Искусственные языки - вспомогательные знаковые системы, создаваемые группами людей специально - для более точной передачи специфической информации. К искусственным языкам относятся нотные знаки, знаки кодовых систем, шифры, азбука Морзе, «блатной язык», которым пользуются преступники, и т. п.
Язык является ретранслятором культуры. Культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.
2. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности ориентируют человека в окружающем мире, побуждают, мотивируют на определенное поведение.
«Ценности – главный связующий элемент социальной и культурной систем» (Парсонс)
В систему ценностей субъекта входят:
1) смысложизненные ценности– представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
2) универсальные ценности:
а) витальные(жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, правопорядок и др.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, сострадание и др.);
г) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и др.);
3) партикулярные ценности (частные):
a) привязанность к малой родине, семье;
b) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т.д.).
В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.
3. Нормы– это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий.
Виды норм:
1) формализованные правила (все, что официально записано);
2) правила морали (связаны с представлениями людей);
3) образцы поведения (мода).
4. Убеждения и знания
Убеждения – это определенные утверждения, которые люди считают истинными.
5. Идеология -система утверждений относительно ценностей и фактов (Смелзер).
Идеология – это строгая, логически обоснованная система ценностей.
Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде:
- идеологии всего человечества,
- идеологии конкретного общества,
- идеологии класса, социальной группы и сословия.
В обществе происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой – позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие тенденции в развитии общества.
6. Обряды, обычаи и традиции.
Обряд – это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающих определенные коллективные чувства (свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай – неписанное правило поведения.
Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Функции культуры:
1. Коммуникативная -обеспечивает общение людей, накопление и трансляцию социального опыта, знаний и ценностей последующим поколениям.
2. Регулятивная – регулирует отношения между людьми на основе норм культуры, морали. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
3. Интегрирующая. Культура обеспечивает единство и стабильность общества на основе общих ценностей и норм поведения.
4. Культурные универсалии и многообразие культур
Культурные универсалии – это общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
1) совместный труд;
2) спорт;
3) образование;
4) наличие ритуалов, танцы;
5) система родства;
6) гостеприимство;
7) правила взаимодействия полов;
8) украшение тела;
9) язык и др.
Амер.социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий.
Культурные универсалии – это как бы совмещённые, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения. На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.
Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом, а в политике – национализмом.
Этноцентризм и культурный релятивизм – это крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм.
Этноцентризм - это тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Этноцентризм делает одну культурную форму эталоном, с которым соизмеряются другие культуры. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса» и в негативных – «отсталые народа», «примитивная культура», «грубое искусство». В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными.
Культурный релятивизм– утверждает, что культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте.
Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма.
5. Процессы изменений в культуре
Можно выделить два основных направления изменения в культуре:
1) группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре:
а) стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков);
б) развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление);
в) планомерное развитие;
2) изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами (заимствование). Заимствование бывает:
а) добровольным (торговля),
б) вынужденным (миграция)
в) насильственным (завоевание).