Модуль I. Теоретические и методологические основы коммуникативистики
Тема 1. Теоретические и методологические основы коммуникативистики
Изучение коммуникации в зеркале филологии, психологии, социологии, культурологии и других наук. Невозможность обращения исключительно к филологическим проблемам (язык в самом себе и для самого себя) без привлечения социологических, психологических, этнографических и др. данных. Коммуникация и информация: вопрос о взаимосвязи и взаимоотношении понятий и проблема приоритета одного из них; теоретическая и практическая значимость вопроса и социальные последствия ответа на него. Коммуникация как процесс, обеспечивающий оформление информации, ее трансляцию между индивидами. Информационные средства как продукт коммуникации, их обусловленность социокультурными факторами коммуникации, отражение ими ее социокультурной природы и организации.
Математическая теория связи Шеннона–Уивера как базовая в теории коммуникации. Понятия источника, приемника, кода, носителя, (де)кодирования. Необходимые условия информационного обмена. Случаи «семантической герильи» и оппозиционного прочтения С. Холла и «аберрантного декодирования» У. Эко.
Фактор информационного потенциала сообщения; критерий неожиданности и информация как количественная мера устранения неопределенности. Определение коммуникативного пространства и времени. Историческая панорама развития коммуникаций, четыре коммуникативных революции.
Тема 2. Основные теоретические модели коммуникации
Основныетеоретические модели коммуникации:
1) Информационно-кодовая (К. Шеннон, У. Уивер) – сообщения поступают из источника через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации, при этом уменьшая систему знаний приемника, уровень его неопределенности, который измеряется энтропией. Коммуникация в этой модели – деятельность, направленная на изготовление, передачу и сохранение информации в рамках различных организационных структур.
2) Инференционная (Г. П. Грайс и др.) – характеризуется асимметрией в отношениях между участниками коммуникации, процесс общения инициируется стремлением сделать свои интенции понятными другим, то есть говорящий имеет в виду нечто, что должен вывести из сообщения принимающий его.
3) Интеракционная модель (Т. Ньюкомб, Г. Блумер и др.) – взаимодействие коммуникантов рассматривается в социокультурных условиях ситуации, где коммуникативно обусловленная социальная практика объясняет природу формирования и трансформации смыслов.
Достоинства и недостатки предлагаемых моделей. Понятия адресат, адресант, канал связи, контекст, шум, код, декодирование. Структуралистский и «романтический» подход к коммуникации. Асимметричность коммуникации. Коммуникация как символический обмен. Виды кодов. «Мягкие» и «жесткие» коды. Вербальный и невербальные коды, их соотношение. Естественный язык как базовая семиотическая система.
Основные функции коммуникации: информационная (коммуникация как обмен информацией), социальная (коммуникация как поле развития культурных навыков взаимодействия в социуме), экспрессивная (выражение и понимание чувств и эмоций), прагматическая (координация совместной деятельности, побуждение к выполнению определенных действий), рекреативная (развлечение) – и их взаимодействие. Основные виды вербального коммуникативного взаимодействия (устный / письменный, диалогический / монологический, контактный / дистантный, межличностный / публичный), их особенности и проблемы классификации.
Контрольно-тестовые вопросы к модулю I
1. Дайте определение понятия «коммуникация». Охарактеризуйте многообразие подходов к определению понятия «коммуникация». (4 балла)
2. Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»? (2 балла)
3. Опишите эволюцию коммуникативных способностей человека в процессе антропогенеза. (2 балла)
4. В чем заключается феномен «обратной связи» в коммуникации? (2 балла)
5. Дайте характеристики основных элементов коммуникационного процесса. (4 балла)
6. Охарактеризуйте основные модели коммуникации. (4 балла)
7. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию термина «код». (2 балла)
8. Что такое «кодирование» и «декодирование» информации? (2 балла)
9. Какие требования предъявляются к: источнику сообщения; приемнику сообщения? (2 балла)
10. Определите основные функции коммуникации – какие виды взаимодействия между ними возможны? (2 балла)
11. Дайте сравнительную характеристику вербальной и невербальной коммуникации. (4 балла)
Критерии оценки:
30–27 баллов – «отлично»
26–22 баллов – «хорошо»
21–17 баллов – «удовлетворительно»
0–16 баллов – «неудовлетворительно»
Литература к модулю I
Бурдье П. Социология социального пространства. – М.-СПб., 2005. С. 64–97.
Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989.
Винер Н. Кибернетика. – М., 1968.
Горелов И.Н Невербальные компоненты коммуникации. – М.; Наука, 1980.
Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 24. – М. 1989.
Гуревич В.В. О семантике неопределенности. // Филологические науки.– 1983.– №1.
Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. – М., 1995.
Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.
Кули Ч. Общественная организация. / Тексты по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.
Лотман Ю. М. Текст и структура аудитории. // Даугава. – 1988. – № 1.
Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты. // Ю.М. Лотман. Внутри мыслящих миров. – М., 1996, С. 23–45.
Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М., 2003, С. 33-43, 83-90, 119-137.
Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика. – М.: Радуга, 1983.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.
Основы теории коммуникации. / Под. ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2001.
Семиотика. – М.: Прогресс, 1990.
Старикова Е.Н. Зарубежные теории речевой деятельности // Язык и идеология. – Киев, 1981.
Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. – М.: Наука, 1985.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб.: Петрополис, 1998.
Якобсон P.O. Речевая коммуникация. // Избранные работы. – М., 1985.