Орпшизация социально-психологическая
во-вторых, орг-ция складывается как чел. общность, специфическая соц. среда. С такой позиции орг-ция выглядит как совокупность соц. гр.. статусов, норм, а также отношений лидерства, сплоченности — конфликтности и т.д.; в-третьих, орг-ция объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная адм. и культ, факторами. Предметом анализа орг-ции в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. Осн. проблемы здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость и т.д. Все эти свойства имеют относительную самостоятельность, между ними нет резких граней. Более того, любые элементы, процессы и проблемы орг-ции должны быть рассмотрены в каждом Из трех измерений, в к-рых они выступают в разл. кач-вах. Напр., индивид в орг-ции есть одновременно работник, личность и элемент системы. Организационное подразделение есть функциональная единица, малая гр. и подсистема.
Лит.: Пригожий Л.И. Совр. соп-я орг-ции. М., 1995; Кеиверт М. Управленческий консалтинг. М., 1999; Романов П.В. Сопиол. интерпретации менеджмента: иссл-я управления, контроля и орг-ции в совр. об-ве. Саратов. 2000: Пригожий А. И. Методы развития орг-ции. М.. 2003: Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.
А. И. Пригожий
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ— разновидность организации неформальной, спонтанно складывающаяся система межличных отношений, неизбежно возникающих в рез-те более или менее длительного общения, осн. на взаимодействии работников как личностей, О.с.-п. представляет собой непосредственную избирательность отношений в коллективе в целях удовлетворения индивидами своих соц. потребностей в общении, признании, принадлежности. О.с.-п. проявляется гл. обр. в группообразовапии.
Соц.-психол. гр. включают небольшой контингент людей, стихийно установивших и сравнительно долго поддерживающих между собой непосредственные (лицом к лицу) связи, объединенных взаимным интересом, а также осознающих или выделяющих себя как специфическую гр. Предельная численность каждой такой гр. опред. возможностями поддержания непосредственныхличных контактов (по данным большинства исследователей — от 3 до 10 чел.). Следует добавить, что такую гр. характеризует и опред. соц.-психол. общность: чувство солидарности, взаимною доверия, обшей судьбы и т.д. Гранины ее могут совпадать с формальными гр. или отличаться от них. включать членов неск. подразделении орг-ции, разбивать их на неформальные подгруппы или же функционировать за пределами орг-ции вообще.
Желая удовлетворить свои сои. потребности в рамках гр., чел. попадает в зависимость от нее: гр. в состоянии контролировать его поведение. В ее распоряжении ряд средств воздействия: осуждение, мор. изоляция и др. Гр. стихийно формирует нормы поведения, следовать к-рым должен каждый ее член. Т.о. вырабатывается соц.-психол. механизм впутригруппового контроля. В гр. происходит распределение се членов по шкале престижа. Причем это распределение часто не совпадает с должностной, ранговой структурой. В гр. возникают отношения лидерства. Иначе говоря, структура коллектива раздваивается на формальную и соц.-психол. (подразделение — тр., рук. — лидер, должность — престиж и т.д.). Подобное раздвоение может привести к явлениям дезорганизации. Поэтому социолог должен найти способы совмещения формальной орг-ции и О.с.-п. через подбор персонала, выборность рук. и т.п.
Лит.: Наумова Н.Ф. Сопиол. и психол. аспекты целенаправленного поведения. М., 1988: Пригожим А,И. Совр. соп-я орг-пий. Μ., 1995; Красовский Ю..1 Управление поведением в фирме. М.. 1997; Пригожим А.И. Методы развития орг-пий. М., 2003: Он же. Дезоргани-
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВАЯ
зация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.
A.M. Пригожим
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА- процесс структурной и содержательной оптимизации трудового процесса, его условий и рез-тов на основе достижений науки и передового опыта. Центральной задачей О.т. явл. создание условий для высокоэффективного труда и повышение творческой активности работников. О.т. включает две стороны: статическую и динамическую. Первая включает опред. сложившуюся систему отношений между субъектами, орудиями и предметами труда; вторая означает целенаправленное внедрение новых методов и средств, используемых живым трудом в целях совершенствования производства и перехода его в новое кач-во. Теор. иссл-я и практическая деятельность по совершенствованию форм и методов О.т., призванные максимизировать его производительность, опред. как науч. орг-ция труда.
Реализация мероприятий по совершенствованию О.т. включает в себя как соц., так и технол. компоненты. Это и рационализация трудовых отношений, и улучшение структуры управления, и переподготовка, повышение квалификации персонала, и внедрение новых форм мотивации и стимулирования, методов и приемов труда, повышение уровня орг-ции и обслуживания рабочего места, развитие видов самоорганизации (автономные и полуавтономные бригады) и др.
Арсенал совр. соц-и труда содержит след. модели прогрессивных форм и методов О.т.: обогащение (укрупнение) трудовых функций, расширение трудовых заданий (оперативных зон), гибкие графики работы, свободная орг-ция режима работы, чередование рабочих мест (ротация), совмещение профессий и специ-зльностей («сквозные» профессии) и др.
К числу инструментальных методов, позволяющих снизить отрицательные лсихофизиол. последствия монотонного труда, относятся трансляция музыки пе-рез и во время работы, производственная
гимнастика, просмотр развлекательных программ, орг-ция общения как в регламентированные перерывы, так и во время работы, выступления артистов и др.
Усиление тенденции к демократизации управления производством, процессы гуманизации и социализации труда ведут к тому, что такие феномены, как соц. самочувствие, мор.-психол. климат, межличностные отношения, удовлетворенность трудом становятся приоритетными в формировании эффективной О.т., к-рая должна стимулировать развитие самого работника как личности и стать соц. пространством его самореализации и самосовершенствования.
Лит.: Гвишивни ДМ. Орг-ция и управление. М., 1988; Кравченко А.И. Трудовые орг-ции: структура, функции, поведение. М., 1991;Иванцевич Д.М., Любимов Α.Λ. Чел. ресурсы управления. М., 1993; Пригожий А.И. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Романов П. В. Социол. интерпретации менеджмента: иссл-я управления контроля и орг-ции в совр. об-ве, Саратов, 2000.
М.В. Романенко
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВАЯ- разновидность организации социальной, к-рая создается для совместного выполнения трудовых: производственных, управленческих, распределительных, учебных, лечебных и др. функций. О.т. существует в форме предприятий и учреждений как гос., так и кооперативных, частных. Соц. основой О.т. явл. коллектив. Эти термины не тождественны, О.т. — более широкое понятие. Трудовой коллектив учреждения, предприятия, орг-ции — это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. В О.т., помимо работников, есть материально-техническая база, финансовая, док. системы. Их наличие не зависит от состава и состояния коллектива, хотя последний в к-то мере может влиять на их качественный и количественный параметры. Но, помимо этого, в О.т. существует объективированная в административно-правовой структуре обезличенная система связей и норм, необходимая для
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ
выполнения коллективом трудовых функций η стабильном взаимодействии и единстве пели.
О.т. в целом не мыслима без коллектива, в к-ром осн. производительной силой явл. чел. Так,сплоченность и конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации и сознательности, трудовая и обществ, активность, дисциплинированность работников — все это прямо опрел, эффективность орг-иии.
Выделяют два типа О.т.: предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). Соответственно, к первой гр. относятся орг-иии производственные, торговые, обслуживающие, ко второй — образовательные, лечебные, культ., управленческие, науч. и проектные. Ст.з. проблемы личность — об-во, О.т. также можно разбить на две осн. гр.: гр.. занятые удовлетворением чел. потребностей (работают на каждою), и гр.. запятые в сфере обществ, интеграции (работают на целое). В первую гр. попадают орг-ции производящие материальные предметы потребления (одежду, питание, жилища), обеспечивающие рскреаиию (отдых, лечение), поставляющие предметы духовного потребления (идеи, художественные ценности, знания). Во вторую — орг-ции. осуществляющие соц. контроль (органы надзора), соц. управление (правительство, местная администрация). Выделяется также промежуточная гр. ορι-пий. занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), к-рая в той или иной степени работает на обе функции.
С т.з. места и участия О.т. в обществ, отношениях следует учесть, что партнерами орг-ций Moiyr быть или др. орг-ции. или массовый потребитель, к.-то категории пас. Так, очевидны принципиальные различия типов отношений между такими парами орг-ций, как стройуправление и ЖЭУ, оптовая база и магазин. В одном случае контакт возникает между однородными орг-ииями, в др. — орг-ция выходи ι на такую среду, поведе-
нию к-рои свойственны несравненно большая стихийность и неопределенность. Более того, если межорганизационные отношения в данном аспекте происходят но поводу промежуточных рез-тов. напр. хоз. деятельности, то организационно-массовые отношения возникают вокруг конечного продукта этой деятельности, и сюда в итоге сходятся нити всех предыдущих связей.
Лит.: Мильнер Б.З. Теория орг-ции. М., 1998; Пригожий А.И. Совр. соц-я орг-иий. М.. 1995; Он же. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, вилы, преодоления. М., 2007.
А. И. Пригожий
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ-
способ организованности, построенный на формализации социальной связей, статусов и норм. В основе О.ф. лежит разделение груда, возникающее как рез-т необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы соц. позиций индивидов — должностей, каждая из к-рых наделена специфическими функциями т.о.. что все функциональные задачи оказываются распределенными между членами орг-ции. не повторяясь, как правило, даже у двух из них. Должностные позиции упорядочены в иерархическую структуру: по сходству функциональных задач в pan. организационных подразделениях; по принципу рук. — подчинения (лестница зависимостей), где почти каждая ступенька-должность явл. одновременно высшей (руководящей) по отношению к предыдущей и низшей (подчиненной) по отношению к след. О.ф. включает в себя также систему коммуникаций, образующих каналы организационных связей. Эти канаты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Далее, она включает в себя разл. рода регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной соц. орг-иии. К ним относятся нормы и образны служебного поведения, программы деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМАЛЬНАЯ
принципы и формы вознаграждения, стимулирования и принуждения.
О.ф. имеет след. осн. особенности: она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели; она принципиально безлична, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между к-рыми устанавливаются идеальные отношения по составленной программе, В ней не предусмотрены никакие др. отношения между индивидами, кроме служебных, никакие др. цели, кроме функциональных, а значит, она еще и намеренно однозначна. Однако при крайней степени своего развития эти особенности О.ф. превращают ее в бюрократическую систему, для к-рой характерна абсолютизация отд. сторон, элементов орг-ции, возведение их в самостоятельные ценности, превращение средств деятельности в цели деятельности, развитие внутреннего интереса и тенденции «работать на себя» в противовес первоначальным задачам.
В структуру О.ф. входят: линейная орг- ция, т.е. система вертикальной зависимости, объединяющая ряд служебных позиций сверху донизу, т.о. каждое организационное подразделение находится между выше- и нижестоящими, а рук. каждым из этих подразделений сосредоточено в одном лице; функциональная орг-ция, в соответствии с к-рой рук. распределяется между рядом лиц, специализирующихся на опред. функциях > по контролю за кач-вом, снабжению, координации и т.д.); штабная орг-ция, характеризующаяся наличием штаба со-зегников, экспертов, помощников, не зключенных в общую систему линейной зависимости. При линейной орг-ции сравнительно легко достигается ясность з отношениях рук. — подчинения, в распределении компетенции, обязанностей, критериях оценки и требований на каждом уровне. Такая система вертикальной 1звисимости явл. одновременно каналом :лужебиого продвижения. При функциональной и штабной орг-ции более вероятны перекрещивания полномочий ,'. обязанностей, дифференциация задач менее четкая.
В теории и практике орг-ции развивается идея т.н. матричной структуры в разл. вариантах. Напр., из работников заводоуправления отбираются специалисты, к-рые в дополнение к своим постоянным обязанностям назначаются также ответственными за вып. к.-то коикр. вида продукции. Они выступают как руководители по отношению ко всем др. сотрудникам, имеющим отношение к производству данного вида продукции, и решают проблемы, возникающие в связи с его производством. В то же время они сами подчинены др. руководителю (или даже неск.), контролирующему вып. иного вида продукции, поскольку за ними остается их прежняя узкая функция. Возникает перекрестное руководство, особенность к-рого — в его горизонтальности, своего рода параллельности. Это освобождает вершину организационной пирамиды от мн. текущих вопр., поощряет управленческую активность «среднего» персонала, раскрывает его способности и т.д. При этом усложняется организационная структура, возникает двойная подчиненность.
Из принципиальных задач О.ф., составляющих ее преимущество, следует назвать несколько. О.ф. обеспечивает повышение эффективности за счет известного ограничения разнообразия в орг-ции, создает целостность орг-ции, функционирующей как единый организм. Гл. же функция О.ф. заключается в соединении людей со средствами и целями обществ, труда.
О.ф. ограничена, т.е. не в состоянии, да и не ставит своей задачей охватить все организационные отношения. Поэтому за ее пределами складывается др. способ соц. организованности — организация неформальная предприятия, учреждения.
Лит.: Пригожий А.И. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Леонтьев СВ., Ма-сютин С.Α., Тренев В.И. Стратегии успеха. М., 2000; Пригожий А. И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007,
А.И. Пригожий
ОРГАНИЦИЗМ (ОРГАНИЗМИЗМ)
ОРГАНИЦИЗМ (ОРГАНИЗМИЗМ)-
методол. ориентация концепций об-ва по аналогии с понятием организма как неразложимого целого в отличие от ме-ханицистских моделей об-ва как агрегата элементов, к-рые можно изучать независимо друг от друга. История обществ, мысли знает: 1) филос. О. (Платон. Августин, Фома Аквинский, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, романтики, А. Уайтхед и др.), производный от древней идеи одушевленного макрокосмического порядка, всеединства и противостоявший номинализму и механицизму франц. просветителей, соц. физиков, англ. экономистов, утилитаристов и т.п.; 2) биоорганические теории об-ва как сверхорганизма, ориентированные на эволюционную биологию и аналогии со строением и функциями живого организма; 3) соц.-психол. О., полагавший, что целостность об-ва заключается в коллективном разуме, сознании, волеизъявлении как самостоятельной реальности, несводимой к сознанию образующих социум индивидов.
В свое время О. способствовал переходу от схем взаимодействия изолированных индивидов («робинзонад*) к изучению целостных соц. образований (гос-ва, ин-тов, орг-ций и т.п.), поведение к-рых неразложимо на локальные события и индивидуальные действия, и в этом смысле был предшественником совр. системных подходов в соц-и. Но как в своих метафизических, так и в псевдопозитивных (ставивших на место объективного духа законы природы и биол. организма) формах О. обычно преувеличивал степень культ., нормативного, морально-целевого и т.п., единства об-ва, а также органичность и единообразие ис-тор. процесса.
Организмические аналогии были скорее метафорами, чем реальными методол. и эвристическими инструментами. Проявления О. в совр. соц-и (в структурном функционализме, в со-циобиологии и др.) — ч. более широкого процесса сближения биологии с обществ, науками.
Лит.: История теор. соц-и: В 4 т. Т. 1. М., 1997.
А.Д. Ковалев
ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ— разделяемые личностью соц. ценности, выступающие в кач-ве целей жизни и осн. средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов соц. поведения индивидов. О.ц.л. — продукт социализации индивидов, т.е. освоения обществ.-по-лит., нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как членам данных соц. общностей. В диспозицион-ной структуре личности (см. Диспозиция личности) 0.ц.л. образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к опред. восприятию условий жизни и деятельности и поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.
Понятие «О.Ц.Л.» было введено в 1920-е гг. в соц-ю У, Томасом и Ф. Зна-нецким, к-рые рассматривали О.цл. в кач-ве соц. установки личности (соц. ат-титюд), регулирующей ее поведение. В кач-ве таковой О.ц.л. стала предметом многочисленных иссл-й в амер. и западноевропейской соц-и, но особенно ε соц. психологии. В соц-и и соц. психологии акцентируется внимание, во-первых, на выявлении зависимости О.ц.л, от соц.-экон. и социокульт. природы об-ва и объективных условий предметной деятельности субъекта. Во-вторых, подчеркивается отличительная особенность О.ц.л. как соц. установок высшего уровня, к-рые соотносятся с целостностью образа жизни личности, от соц. установок, соотносящихся с частными соц. объектами и ситуациями, регулирующими отд. поступки.
Будучи отражением фундаментпь-ных соц. интересов личности, О.ц.л. выражают субъективную обществ, позиш;--индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы. Непротиворечивое-О.ц.л. — показатель устойчивости лк-
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
ности. тогда как противоречивость свидетельствует о неустойчивости: незрелости, маргинальное™ (совмещении О.ц.л. неск. соц. гр., интересы к-рых существенно различаются). Формирование системы О.ц.л. знаменует т.о. становление ; им ности как активного субъекта соц. деятельности.
Лит.: Наумова Н.Ф. Сониол. и психол. аспекты целенаправленного поведения: ;ичность и ее ценностные ориентации // Информационным бюллетень Советской сониол. ассоциации. 1969. Вып. I. № 19: Ьооиева М.И. Ценностные ориентации и механизмы сои. регуляции поведения // Методой, проблемы соц. психологии. М.. 1975; Ядов В.Л. О диспозииионной регуляции сои. поведения личности // Там ке; Истошна И. К). Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поселения // Психол. механизмы регуляции сои. поведения. М.. 1979; Матвеев Ю.И.
<щ. ориентация личности. СПб., 1990;
>>н-я: Основы обшей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М.. :008.
Β.Λ. Ядов
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ - осн. поня-не соц-и труда, одно из фундаментальных оснований системы ценностей, • мплскс мотивов, связывающий личность с об-вом и культурой. О. к т. спочает в себя отношение к работе в ИНЫХ производственных условиях, от-иис к профессии, восприятие труда OK одной из осн. жизненных ценно-
.,1.
Выделяются объективные показатели О. к т. Они выражаются в рез-тах трудо-леягельности через соотв. данному труда показатели работы, проявле-■я инициативы, дисциплины и исполнительности. На основе этих показате-;и разрабатываются эмпирически про--с-ряемые критерии О. к т.
В структуре трудовой мотивации различают ориентацию на заработок, на отменил с коллегами по работе, на содержание самого труда, на его обществ, ■дчнмость. Существуют и др. мотивы, :зязанные с условиями труда, с сон.-
экон. преимуществами, обеспечиваемыми данной работой и т.д. Структура трудовой мотивации складывается в течение жизни чел. и отражает особенности его социализации. Установлено, что пол, возраст, семейное положение, уровень образования и квалификации создают предпосылки опред. О. к т., к-рое реализуется в процессе трудовой деятельности личности. Интегральным эмпирическим показателем отношения к труду явл. удовлетворенность трудом.
Среди факторов, воздействующих на О. к т., выделяются обшис и специфические. Первые опрел, экон., сои.-полит, системой об-ва, особенностями его культуры и идеологии. Ко вторым относятся содержание труда, его условия, заработная плата и т.д. Эти факторы преломляются в структуре личности работника, к-рая явл. конкр. носителем того или иного отношения к труду; В связи с этим одна из гл. задач cou-и труда — определение сон.-психол. характеристик О. к т., выявление типов работников, типов трудовой мотивации.
В отечественной соц-и в 60—70-е гг. 20 в. сложились две концепции, объясняющие О. к т. Одна связывала его с су-шествуювшми в об-нс распределительными отношениями и устанавливав зависимость О. к т. от заработной платы. Др. концепция связывала О. к т. с содержанием самой деятельности, самоуправлением и самоорганизацией в процессе производства. В постсоветский период особое внимание уделяется тому, как формируется О. к т., в основе к-рого лежат инициативность и ориентация на индивидуальный успех.
Лит.: Чел. и его работа. М., 1967; Сознание и трудовая деятельность. Киев; Одесса, 1985; Ктючевой вопр. сои-и труда. Μ., 1988; Куприянова З.В. Работник будущею уже работает рядом с нами (совр. молодежь и труд) // Экон. и сои. перемены: Мониторинг обществ, мнения. 1995. № 5; Захаров Н.Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Сониол. иссл-я. 2001. N° 6; Тукум-цев Б.Г. Самарский МоНИТОрИНЗ социально-трудовой сферы // Сониол. иссл-я.
ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2001. № 7; Kohn Μ. et al. Stratification, Work and Values: A Polish-United States Comparison // American Social, Review. 1981. V. 46; Watson T. Sociology, Work and Industry. L., 1985.
O.M. Здравомыслоеа
ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ- установки, ценностные ориентации и механизм адаптации к окружающей среде. О.л. строятся в зависимости от понимания индивидом смысла и цели своей конкр. деятельности, от убеждения в необходимости именно этого вида деятельности, от чувства удовлетворенности (неудовлетворенности) своей деятельностью. Потребности, их природа и способ удовлетворения ставят индивидов в зависимость друг от друга (отношения между полами, обмен, разделение труда и т.п.), обусловливают объективную необходимость их взаимодействия и вызывают к жизни соц. О.л. Люди вступают во взаимодействие друг с другом не как изолированные элементы, а как индивиды, находящиеся на опред. ступени развития об-ва и испытывающие на себе его влияние. Именно поэтому их индивидуальное отношение друг к другу, складывающееся на основе принимаемых (или непринимаемых) ими норм и ценностей данного об-ва, создает и повседневно воссоздает отношения социальные. В процессе взаимодействия индивидов не только проявляются (реализуются) уже сложившиеся соц. отношения, но и формируются новые, соотв. новым экон. (производственным) отношениям, а следовательно, и новым производительным силам.
Как индивидуальные, так и соц. 0.л. не могут быть поняты в отрыве друг от друга. Сведение индивидуального к сои. возможно только посредством ТИПОЛОГИ-зации личностей («система личности»), условий и обстоятельств (см. Система социальная), в пределах к-рых люди осуществляют свою деятельность. Механизмы перехода от индивидуальных отношений к соц. обусловлены гл. обр, характером взаимодействия личности и соц. системы.
Г.В. Осипов
ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ- опред. устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с др, в условиях данного об-ва. О.с. по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. О.с, преломляются через внутреннее содержание (или состояние) чел. и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности, О.с. личности — это проявление в соц. деятельности и поведении чел. его соц. кач-в. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают объективную необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни О.с. Индивиды вступают во взаимодействие друг с другом не как чистые «Я», а как индивиды, находящиеся на опред. ступени развития производительных сил и потребностей. Именно поэтому их личное, индивидуальное отношение друг к другу, их взаимное отношение в кач-ве индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей данного об-ва создало и повседневно воссоздает О.с. В процессе взаимодействия индивидов не только проявляются уже сложившиеся О.с, но и складываются новые, соотв. новым экон. отношениям.
Лит.: Осипов Г.В. Соц. мифотворчество и соц. практика. М.. 2000; Он же. Сои-я и соц. мифотворчество. М., 2002; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л. И. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.
Г.В. Осипе*
ОЦЕНИВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ -
один из осн. разделов статистики математической, посвященный оцениваннк по случайным выборочным наблюдениям тех или иных признаков (случайные величин) параметров их генеральное: распределения. На практике используются два вида оценивания — точечное и интервальное.
Точечное оценивание параметра генерального распределения — это нахождение его точечной оценки, т.е. такок
ОЦЕНИВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ
значения нек-рой выборочной статистики (см. и, J), о к-ром можно говорить как о хорошем приближении к неизвестному генеральному значению параметра. Точечные выборочные оценки должны быть несмещенными (среднее выборочного распределения оценки (см. Статистика, п. 3) должно быть равно величине оцениваемого генерального параметра), состоятельными (при росте объема выборок значение статистики должно приближаться к значению генерального параметра) и эффективными (разброс выборочного распределения статистики должен быть как можно меньше, эффективность — относительная величина). Выполнение этих условий снижает вероятность того, что выборочная точечная оценка окажется далекой от значении соотв. параметра изучаемого генерального распределения.
Для примера заметим, что выборочное среднее арифметическое при любом виде генерального распределения явл. несмещенной, состоятельной, эффективной оценкой генерального матем. ожидания. Для симметричного распределения несмещенной и состоятельной оценкой матем. ожидания явл. и медиана, а для симметричного и унимодального — мода. Однако и медиана, и мола — менее эффективные оценки, чем среднее арифметическое: последнее в меньшей степени варьируется от выборки к выборке, чем мода и медиана. Поэтому мода и медиана не используются для оценки матем. ожидания.
Под интервальным оцениванием значения параметра генеральной совокупности понимается нахождение его интервальной оценки, т.е. такого интервала, одной из точек к-рого с опред. вероятностью можно считать неизвестное значение параметра. Механизм построения интервальной оценки поясним на примере. Обратимся к χ как к оценке μ.
В соответствии с центральной предельной теоремой если из совокупности со средним μ и дисперсией σ2 берутся случайные выборки объема «, то выборочное распределение χ будет иметь среднее μ и дисперсию <г / η и прибли-
зительно описываться нормальным законом, когда η достаточно велико. Поскольку же распределение нормально, то 68% наблюдений лежит в пределах одного стандартного отклонения, т.е. 68% выборочных средних, к-рые были бы получены при повторных случайных выборках, находились бы в интервале
(μ - σ / 4п, μ + σ / λ/«)
(с помощью табл. нормального распределения мы можем вместо 68% взять любую др. долю, используя соотв. коэффициент при σ / 4п (см. Закон распределения). Нетрудно показать, что тогда в 68% случаев μ будет удовлетворять условиям:
х-о14п <μ <л:+ σ /4п.
В таких случаях говорят, что для μ построен 68%-ный доверительный интервал.
На практике обычно вычисляют значение χ для одной выборочной совокупности и, подставив соотв. значение в приведенное выше отношение для μ, считают, что доверительный интервал найден. Однако при этом необходимо иметь в виду, что определение вероятности относится к выборочному пространству всех возможных интервалов. Не верно было бы полагать, что при большом количестве выборок в 68% случаев (применительно к нашему примеру) генеральное значение μ будет попадать именно в тот доверительный интервал, к-рый получается из приведенных неравенств путем подстановки к.-то одного, вычисленного для конкр. выборки значения х. На практике пользуются 95— 99%-ными доверительными интервалами.
Лит.: Гласе Дж., Стэнли Дж. Стат. методы в педагогике и психологии. М., 1976; Стат. методы анализа социол. информации. М., 1979; Гмурман В.Е. Теория вероятностей и матем. статистика. М., 1998; Калинина В. И., Панкин В.Ф. Матем. статистика. М., 1998; Айвазян С.А., Мхитарян ВС. Теория вероятностей и прикладная статистика. М., 2001.
Ю.Н. Толстоеа