Технология текущего контроля знаний студентов

Общие сведения

Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

Кафедра: Общественное здравоохранение

Дисциплина: Методология научных исследований

Код дисциплины:

Специальность: 5В110200 – «Общественное здравоохранение»

Объем учебных часов/кредитов – 135 часов (3 кредита).

Практические (семинарские) занятия – 45 часов.

Самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП) – 21 час.

Самостоятельная работа студента (СРС) – 69 часов.

Курс – 5, семестр изучения – 9-10.

2. Программа дисциплины:

Введение.

На современном этапе управление наукой основывается на правильной организации научных исследований, включая классическую схему планирования исследований и достоверный сбор данных, систематизацию и анализ материала.

В современных реформах общественного здравоохранения особую значимость приобретают научные исследования, нацеленные на оптимизацию организации медицинской помощи и повышение ее качества.

Изучение дисциплины «Методология научных исследований» направлено на то, чтобы научить студентов основам планирования и проведения научных исследований в медицине и здравоохранении, в т.ч. постановке целей и задач, разработке программы исследования, выбору методов и инструментария исследования, а также приемам представления результатов научного исследования.

2.2 Цель дисциплины: Сформировать у студентов навыки планирования и проведения научных исследований для решения актуальных проблем общественного здоровья и здравоохранения.

2.3 Задачи обучения:

· ознакомить с классической схемой проведения научных исследований;

· ознакомить с классической схемой планирования научных исследований;

· ознакомить с методами научных исследований;

· ознакомить с правилами сбора данных в научных исследованиях;

· ознакомить с правилами систематизации и анализа материала в научных исследованиях;

· ознакомить с основными направлениями медико-социологических исследований;

· научить составлять план-программу научного исследования;

· научить составлять анкету для медико-социологического исследования;

· научить составлять статью по результатам научного исследования.

· научить составлять методические рекомендации для населения.

2.4 Конечные результаты обучения:

Формирование у студентов знаний:

1) основные методы, технологии и подходы в науке;

2) основные научные понятия и термины науки (глоссарий);

3) объекты и субъекты научных исследований;

4) идея и проблема, тема и предмет, цель и ранжирование задач научного исследования; стадии реализации научных исследований;

5) классификация методов научных исследований в медицине и общественном здравоохранении.

6) программа научного исследования, содержание и характеристика этапов исследования;

7) классификация социометрических методов исследования в общественном здравоохранении, выбор методики исследования

8) основные методы поиска информации для исследования общественного здравоохранения;

9) группировка данных исследовательского материала;

10) основные статистические методы обработки данных;

11) обеспечение достоверности научных результатов;

12) методические требования к выводам научного исследования. особенности оформления дипломной работы;

13) методы работы с каталогами и картотеками, библиографические указатели;

14) общие правила составления методических рекомендаций;

15) основные направления исследований в области общественного здравоохранения.

Формирование у студентов практических навыков:

1) составить план-программу научного исследования в области общественного здравоохранения (в объеме дипломной работы);

2) составить поэтапный план научного исследования в области общественного здравоохранения (в объеме дипломной работы);

3) обосновать актуальность научного исследования в области общественного здравоохранения (в объеме дипломной работы);

4) определить проблему научного исследования, тему, предмет, объект и субъекты исследования (в объеме дипломной работы);

5) определить цель и ранжировать задачи исследования (в объеме дипломной работы);

6) составить выходные таблицы для анализа результатов исследования (в объеме дипломной работы);

7) оценить основные параметры здоровья по данным медицинской статистики;

8) оценить основные параметры работы врача по данным отчетной документации;

9) провести основные статистические расчеты для обработки данных;

10) составить сложную таблицу и нелинейные диаграммы результатами исследования;

11) анализировать результаты исследования и делать выводы (в объеме дипломной работы);

12) составить содержательный план научного исследования (в объеме дипломной работы);

13) составить статью (2-3 стр.) по результатам научного исследования;

14) составить методические рекомендации для населения (3-5 стр).

Формирование у студентов коммуникативных навыков:

· спорить и отстаивать свою точку зрения на основании объективной информации;

· уважать мнение других участников дискуссии.

Формирование у студентов правовых навыков:

· соблюдать право граждан на согласие в участии в исследовании.

Формирование у студентов навыков самосовершенствования:

· использовать нормативно-справочную литературу;

· использовать библиотечные и интернет-ресурсы для поиска информации;

· использовать программу Power-Point для подготовки презентаций;

· использовать программу Microsoft-Word для подготовки тезиса по результатам научного исследования;

· использовать программу Microsoft-Excel для проведения статистических расчетов информационного материала.

2.5 Пререквизиты: организация и управление здравоохранением, медицинская статистика, биоэтика.

2.6 Постреквизиты: производственная практика

Тематический план

Всего часов Практические занятия Самостоятельная работа студента с преподавателем Самостоятельная работа студента Семестр Форма контроля
9-10 экзамен

Тематический план практических занятий

Тема Кол-во часов
Особенности научной деятельности. Принципы научного познания.
Основные термины и понятия медицинской науки.
Права и обязанности специалиста при проведении научного исследования
Основы планирования научных исследований
Классификация методов научных исследований в медицине и общественном здравоохранении.
Правила сбора данных в научных исследованиях. Пилотное исследование. Рубежный контроль
Социометрические методы исследования в общественном здравоохранении
Статистика общественного здравоохранения в научных исследованиях
Группировка данных исследовательского материала
Основные статистические методы обработки исследовательского материала
Обеспечение достоверности научных результатов
Оформление научно-исследовательской (дипломной) работы. Рубежный контроль
Общие правила составления научной статьи
Общие правила составления методических рекомендаций (для населения)
Актуальные направления медико-социологических исследований
  Итого

Тематический план самостоятельной работы студента

С преподавателем

Тема Форма проведения Кол-во часов
Основные термины и понятия медицинской науки.
Права и обязанности специалиста при проведении научного исследования Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Основы планирования научных исследований Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Классификация методов научных исследований в медицине и общественном здравоохранении. Пилотное исследование. Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Основы сбора данных в научных исследованиях Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Социометрические методы исследования в общественном здравоохранении Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Статистика общественного здравоохранения в научных исследованиях Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Группировка данных исследовательского материала Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Основные статистические методы обработки исследовательского материала Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Обеспечение достоверности научных результатов Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Оформление научно-исследовательской (дипломной) работы. Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Общие правила составления научной статьи Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Общие правила составления методических рекомендаций (для населения) Ситуационные задачи, презентация и дискуссия
Всего

Тематический план самостоятельной работы студентов

Тема Форма проведения Кол-во часов
Методологические основы научного познания Реферат, презентация
Особенности научной деятельности в медицине и здравоохранении Реферат, презентация
Замысел, структура и логика проведения научного исследования Реферат, презентация
Особенности планирования научного исследования Реферат, презентация
Уровни научной методологии Реферат, презентация
Финансирование научных исследований в сфере медицины и общественного здравоохранения Реферат, презентация
Подготовка и публикация научной статьи. Реферат, презентация
Правила цитирования, ссылки и сноски Реферат, презентация
Методы принятия решений в научном исследовании. Метод «мозгового штурма» (А. Осборн) Реферат, презентация
Критика и дискуссия в научной деятельности   Реферат, презентация
Новые науки в медицине Реферат, презентация
Нобелевская премия: работы по медицине Реферат, презентация
Всего

2.8. Методы обучения и преподавания:

Практические занятия – семинары с предварительным изучением различных источников учебной и научной литературы и с использованием методов активного применения знаний (презентации, малые группы, кейс-стади и т.д.).

СРСП -самостоятельное изучение студентами тем дисциплины, реферирование рекомендованной литературы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, анализ информационного материала, составление глоссариев, тестов и кроссвордов, выполнение индивидуальных заданий и работа в малых группах.

СРС – выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов и презентаций, составление тестов и кроссвордов, подготовка иллюстративного материала и наглядных пособий), учебно-исследовательская работа студентов (выполнение курсовой и дипломной работ).

Выполнение и сдача индивидуальных заданий проводится не позднее недели, соответствующей разделу дисциплины, на котором изучается данная тема.

2.9. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Суммарный итоговый рейтинг дисциплины равен 100 баллам.

Текущий контроль:

1) устный опрос и письменный контроль;

2) тестирование, решение ситуационных задач и выполнение заданий;

3) защита докладов и презентаций.

Рубежный контроль: тестирование, опрос по теоретическим вопросам и решение ситуационной задачи.

Итоговый контроль основывается на комплексной оценке результатов:

1) текущего контроля обучения;

2) рубежного контроля обучения;

3) СРС;

4) СРСП.

Технология текущего контроля знаний студентов

Текущий контроль t – оценка уровня сформированности компетенций

t= (Z+N+K+P+S)/n, где

n – количество заданий по всем компетенциям

Z: z1+z2+…+zn - оценки за знания

N: n1+n2+…+nn - оценки за практические навыки

K: k1+k2+…+kn - оценки за коммуникативные компетенции

P: p1+p2+…+pn - оценки правовые компетенции

S: s1+ s2+…+sn - оценки за СРС

t – текущий контроль = средняя оценка по 5-и компетенциям обучения: знаниям, практическим навыкам, правовым навыкам, коммуникативным навыкам, навыкам самосовершенствования.

Максимально по каждой компетенции можно получить 100 баллов.

Критерии оценки компетенции «знания»

Наши рекомендации