Модуль 2. история развития социологии как науки.
Инструкция по проведению экзамена.
Экзамен будет проходить в установленное учебным отделом время и в запланированной аудитории. Начало экзамена в 8. 30. Одновременное нахождение в аудитории студентов - не более 6 человек (5 готовятся, 1 отвечает) Время на подготовку 30 – 40 минут.
Билет состоит из трех вопросов:
1–й вопрос – решение тестов по указанной проблеме (около 10 тестов),
2-й вопрос – устное изложение материала по предложенной проблеме из курса социологии,
3-й вопрос – решение социологической задачи.
Условия задач и тесты по 1 и 3 вопросам предоставляются преподавателем.
Подготовку к экзамену организовать в установленное время по вопросам, представленным в Перечне.
За день (или за 2 дня), предшествующих экзамену, проводится консультация.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену состоит из 7 модулей, включающих 34 вопроса. Вопросы составлены согласно учебной программе и календарного плану курса «Социология».Для оптимизации процесса формирования знаний при изучении указанных вопросов к каждому из них предлагается вариант плана ответа.
Перечень
вопросов для подготовки к экзамену по учебной дисциплине Б1.Б.6 «Социология» студентами, обучающимися по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».
Модуль 1.
Социология как наука: основные проблемы и методология.
1. Социология как наука и учебная дисциплина:
· место социологии в структуре социально-гуманитарного знания,
· подходы к определению социологии,
· объект и предмет социологии,
· функции социологии,
· основные категории и проблемы,
· отрасли социологии
2. Структура социологического знания:
· характеристика основных форм социологического знания (теория, научный факт, гипотеза, категория, закон, и т.д.),
· теоретический уровень,
· эмпирический уровень,
3. Методология социологии:
· понятие «методология»,
· понятие «социологическое исследование» и его виды,
· понятие выборка, ее виды, ошибки выборки,
· классификация методов социологического исследования,
· общая характеристика теоретических (системный подход, формально-логические методы) и эмпирических методов исследования (опросные и неопросные методы),
· неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов, тестирование,
· опросные методы социологического исследования: анкетный опрос, беседа, интервью, фокус-группа, социометрия,
· программа социологического исследования, характеристика основных разделов методологической и процедурной (методической) частей программы.
Модуль 2. История развития социологии как науки.
4. Периодизация развития социологического знания:
· подходы к периодизации социологического знания,
· донаучный этап развития социального знания (периоды, представители, теории),
· научный этап развития социального знания (периоды, представители, теории),
· особенности периодизации развития социологического знания в России.
5. Донаучный этап развития социологического знания:
· первый период: социологические взгляды мыслителей древних Индии, Китая, Греции и Рима; социальные доктрины Платона и Аристотеля (основные труды, название теории, ее содержание, рассматриваемые социальные проблемы),
· второй период: социологические взгляды мыслителей средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский - основные труды, название теории, ее содержание, рассматриваемые социальные проблемы),
· третий период: социальные взгляды мыслителей эпохи Возрождения (Данте Алигьери, Франческа Петрарки, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томазо Кампанелла и др.); Общая характеристика социальных доктрин Н. Макиавелли, Т.Мора, Т. Кампанелла (основные труды, название теории, ее содержание),
· четвертый период: социальные взгляды мыслителей Нового времени (Т.Гоббс, Дж. Локк., Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Г. Гроций). Общая характеристика социальных доктрин Т.Гоббса, Дж.Локка (основные труды, название теории, ее содержание),
· пятый период: социальный взгляды мыслителей Просвещения. Общая характеристика социальных доктрин Ш.Монтескье и Ж-Ж Руссо (основные труды, название теории, ее содержание),
· шестой период: социально-философские теории мыслителей XIX века (И.Кант, Г.Гегель, К. Сен-Симон, Ф.Фурье - основные труды, название теории, ее содержание).
6. Общая характеристика научного этапа развития социологии:
· предпосылки возникновения социологии как научного знания,
· периоды развития социологии как науки,
· основные теории и представители,
· особенности развития социологии в России.
7. Зарождение социологии как науки:
· позитивная социология О.Конта (основные труды, название теории, ее содержание),
· организмическая теория Г.Спенсера (основные труды, название теории, ее содержание),
8. Классические социологические теории:
· концепция социального реализма Э. Дюркгейма (основные труды, название теории, ее содержание),
· понимающая социология (В. Дильтей, М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис - основные труды, содержание социальных проблем),
· диалектико-материалистическая социальная концепция (К.Маркс, Ф. Энгельс - основные труды, содержание концепции)
9. Современные социологические теории:
· основные школы американской социологии: основатели социологии в США (Л.Уорд, У.Самнер, А.Смолл; Ф.Гиддингс); чикагская школа (Р.Парк, У.Томас, Ф. Знанецкий, У. Огборн), Колумбийская школа (П.Лазарсфельд, Дж.Морено) – рассматриваемые социальные проблемы,
· общая характеристика структурного функционализма (А.Браун, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.Мэртон – содержание концепции)
· общая характеристика феноменологической социологии (А. Шюц, П.Бергер, Т.Лукман),
· общая характеристика бихевиоризма (Б.Скинер),
· общая характеристика этнометодологии (Г. Гарфинкель),
· общая характеристика доктрины “человеческих отношений” (Э.Мейо),
· франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии,
· общая характеристика теории социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер),
· общая характеристика символического интеракционизма (Г.Блумер,Ч.Кули, Дж.Мид),
· общая характеристика теории социального обмена (Дж.Хоманс, П. Блау),
· общая характеристика неомарксизма (А.Грамаши, Т.Адорно, Д.Лукач, Г. Маркузе, М.Хоркхаймер),
· социально-психологическая школа (Г. Тард, Г. Лебон),
· общая характеристика футурологии и концепций постиндустриального общества (Э.Тоффлер, Д.Бэлл, Б. Гиденс, А.Печеи, ЕФукуяма),
· общая характеристика теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса,
· общая характеристика социологии систем (И. Валлерстайн, Н.Луман).
10. Постмодернизм в социологии:
· общая характеристика концепции сетевых структур (Р.Берт, М.Грановеттер),
· общая характеристика синергетической социальной теории,
· конструктивный структурализм П.Бурдье,
· постмодернистские социальные взгляды М.Фуко, Ж. Бордрияара, Ж.Дилеза.
11. Особенности развития социологии в России:
· географическая социологическая школа (Л.И.Мечников),
· органическая школа (Стронин, А.И. Новиков Е.А., Евгений Валентинович Де Роберти),
· социолого-юридическая школа (Николай Михайлович Коркунов, Лев Иосифович Петражицкий, Борис Николаевич Чичерин,
· марксистская школа (Плеханов Георгий Валентинович, Владимир Ильич Ленин, Михаил Иванович Туган-Барановский,
· субъективная школа (Петр Лаврович Лавров, Николай Константинович Михайловский,
· циклическая теория развития общества Николая Яковлевича Данилевского,
· историко-сравнительная социология Максима Максимовича Ковалевского,
· интегральная социология Питирима Александровича Сорокина,
· особенности развития социального знания в советский период (основные представители и школы),
· современная отечественная социология.
Модуль 3. Общество: типология обществ и социальные институты