В-пятых, работа в библиотеке дает чувство стабильности и безопасности.

Это особенно важно в наше время, когда широкое распространение получили коммерческие информационно-справочные ресурсы, так называемые «dot.com». Выйдя на сцену в начале 1990-х, эти ресурсы быстро завоевали популярность, и библиотекарей охотно брали на работу. Поскольку зарплата была неизмеримо выше, многие выпускники библиотечных школ предпочли работать в этих службах, а не в библиотеках. Однако бум быстро закончился. Коммерческих справочных служб значительно поубавилось. Поэтому наглядным стало еще одно достоинство работы в библиотеках – долговременность и стабильность. Коммерческие информационные службы, так же как другие «нетрадиционные» места работы для людей с библиотечным образованием, существующие сегодня, не обязательно будут существовать завтра. А библиотеки будут. В то время как эффектно называющиеся информационные службы могут оказаться недолговечными, в США редко кто слышал о закрывшейся библиотеке. И в этом содержится важный мессидж для тех, кто оставил библиотеки для более высоко оплачиваемой работы: они всегда могут вернуться.

А вот главные поводы для удовлетворения:

– возможность помогать людям;

– разнообразие занятий;

– быть честно преданным работе;

– работа с новыми технологиями;

Работа с книгами.

«Существует очень четкая классовая система внутри библиотечной профессии, – говорит ассистент библиотекаря, проработавший в библиотеке свыше двадцати лет, – В любом типе библиотек, будь то публичная, учебная или исследовательская, не имеет значения, насколько вы хороши – вы должны иметь диплом о библиотечном образовании, чтобы с вашими идеями и мнениями стали считаться. Стаж, опыт и качество работы во внимание не принимаются».

Более половины опрошенных заявили, что они выполняют работу, которую до них выполнял дипломированный библиотекарь и что они тратят более половины своего рабочего времени на выполнение работ, соответствующих квалификации профессионала. Однако в восьми случаях из десяти они не получали за выполнение таких работ столько же, сколько обладатель диплома.

Парапрофессионалы

Наряду с «вечными» проблемами имиджа, оплаты, достоинств профессии и т.д., все большее место на страницах профессиональной печати занимают проблемы взаимоотношений внутри профессионального сообщества. Дело здесь не только во все более острой проблеме взаимоотношений разных поколений внутри профессии, но и в вопросе о взаимоотношениях различных профессионально-статусных групп. Главная проблема, притом непосредственно относящаяся к проблемам социологии профессии, – это взаимоотношения между профессионалами и парапрофессионалами [13].

Значительную часть библиотечного штата составляют люди, не обладающие дипломом о высшем (в данном случае речь идет, прежде всего, о высшем библиотечном) образовании. В США таких людей, по статистике, примерно 60–70% из всех, работающих в библиотеках. Их называют по-разному; чаще всего используют термин «парапрофессионалы» (латинская частица «пара» означает «находящийся рядом»). Как легко понять, проблема парапрофессионалов относится к числу острых социальных проблем профессии, поскольку совместная работа людей с различным профессиональным, социальным и материальным статусом порождает неизбежные психологические и социальные коллизии. По общему признанию, парапрофессионалы в библиотеках часто ощущают себя людьми второго сорта. И, что особенно болезненно, подобные чувства порождаются в них не читателями, не местными властями, а их собратьями по библиотечному труду. Можно говорить в этом случае о существовании напряжения внутри библиотечной профессии, хотя многие дипломированные библиотекари это отрицают, полагая, что парапрофессионалы, по определению, находятся вне профессии. Характерен

пример с печатным органом Библиотечной ассоциации штата Вирджиния. Когда этот журнал сменил название и вместо «Вирджинский библиотекарь» стал называться «Вирджинская библиотека», объяснив это тем, что журнал должен представлять «всех, кто работает в библиотеках», то поток гневных писем устремился в редакцию. Суть претензий выразило письмо одного школьного библиотекаря: «Уравнять парапрофессионалов с библиотекарями значит пренебречь широким профессиональным обучением, которое требуется для получения титула библиотекаря. Если можно обойтись без получения свидетельств профессионального статуса – мы зря тратили время и деньги в библиотечной школе».

Чтобы ответить на эти вопросы, «Library Journal» в 1995 г. впервые провел социологический опрос парапрофессионалов, стремясь выяснить их установки по отношению к своим дипломированным коллегам, а также к своей работе в библиотеке [14]. Собранные статистические данные показывают, что социологические параметры профессионалов и парапрофессионалов, работающих в библиотеках, мало чем различаются. Средний возраст парапрофессионалов – 45 лет, профессионалов – 46. Средний стаж работы в библиотеках также близок: у парапрофессионалов – 13 лет, у дипломированных библиотекарей – 16 лет. Стаж работы на том посту, который они занимали в момент опроса, также примерно одинаков – 8 лет. А вот различие в материальном признании существенно: парапрофессионалы получают примерно на треть меньше. Трое из четырех опрошенных парапрофессионалов сказали, что они не удовлетворены своими возможностями продвижения по службе, и 80% считали, что существует потолок, вообще ограничивающий возможности парапрофессионалов.

Вместе с тем, соглашаясь с утверждением, что наличие библиотечного диплома рассматривается в библиотеках как ключевой фактор карьерного роста, меньше половины опрошенных (46%) отметили, что стремятся получить такой диплом. Всего 8% респондентов сказали, что готовятся к получению диплома; при этом, однако, больше половины участвовали в разных формах дистанционного обучения и курсах непрерывного образования.

Важный результат обследования – большинство парапрофессионалов настроены пессимистично относительно своего карьерного будущего: на вопрос о том, как они видят свои перспективы через пять лет, 36% опрошенных ответили, что будут занимать ту же должность, что и в данный момент, а 20% сказали, что оставят работу. А вот как распределились ответы остальных:

17% – верят, что займут более высокую должность, по-прежнему не имея диплома;

16% – займут более высокую должность, получив диплом;

10% – сменят профессию или сферу деятельности;

5,4% – окажутся на такой же работе, но в другой библиотеке.

Почти 40% опрошенных парапрофессионалов, работавших в публичных библиотеках, сказали, что не получают признания, которого заслуживают; и почти половина тех, кто работал в библиотеках учебных заведений, сказали о том же. Но вот что интересно: когда респондентов попросили составить список главных поводов для недовольства, то «недостаток признания» и «ограниченные возможности карьерного продвижения» заняли только, соответственно, 4 и 5 места в этом списке. На первые позиции вышли низкая зарплата, отсутствие позитивной системы поощрений и – «невозможность выполнить всю работу в течение рабочего дня».

А вот главные поводы для удовлетворения:

– возможность помогать людям;

– разнообразие занятий;

– быть честно преданным работе;

– работа с новыми технологиями;

Работа с книгами.

Опрос показал, что парапрофессионалы в публичных библиотеках получают значительно больше своих коллег в библиотеках университетов и колледжей, однако последние пользуются широким спектром бонусов (оплата страховки по нетрудоспособности, оплата обучения детей и т.д.). При этом парапрофессионалы из библиотек учебных заведений выказывают еще больше пессимизма по поводу своего продвижения по служебной лестнице. Только 15% их видят в этом отношении луч надежды, а среди работников публичных библиотек – целых 25%! Видимо, дело здесь в том, что в университетских городках традиционно существует более жесткая социальная иерархия, чем в публичных библиотеках. Профессиональные библиотекари в этой иерархии чувствуют себя «черной костью» по отношению к преподавательскому составу и неизбежно компенсируют это чувство неполноценности подчеркнутым чувством превосходства по отношению к коллегам, не обладающим профессиональным дипломом.

Но в том или ином виде социальное напряжение между двумя категориями библиотечных работников присутствует всегда. «Существует очень четкая классовая система внутри библиотечной профессии, – говорит ассистент библиотекаря, проработавший в библиотеке свыше двадцати лет, – В любом типе библиотек, будь то публичная, учебная или исследовательская, не имеет значения, насколько вы хороши – вы должны иметь диплом о библиотечном образовании, чтобы с вашими идеями и мнениями стали считаться. Стаж, опыт и качество работы во внимание не принимаются».

Более половины опрошенных заявили, что они выполняют работу, которую до них выполнял дипломированный библиотекарь и что они тратят более половины своего рабочего времени на выполнение работ, соответствующих квалификации профессионала. Однако в восьми случаях из десяти они не получали за выполнение таких работ столько же, сколько обладатель диплома.

Наши рекомендации