По подготовке к практическому занятию и его проведению
Планы семинарских и практических занятий
по дисциплине
«С О Ц И О Л О Г И Я»
Кафедра общественных наук
Симферополь, 2010 г.
План семинарского занятия № 1
по теме: «Введение в социологию»
Время – 2 часа
Цель занятия:
Помочь студентам понять специфику предмета социологии, выяснить основные категории и законы социологии, определить место и роль социологии в системе научных знаний и в жизни общества.
Вопросы для обсуждения:
1. Социология как наука.
- объект и предмет социологического исследования;
- ключевые категории и законы социологии;
- структура и функции социологии.
2. Место социологии в системе общественных наук:
- соотношение социологии и социальной философии;
- соотношение социологии и истории;
- соотношение социологии и экономических наук;
- соотношение социологии и политологии;
- соотношение социологии и психологии.
3. Значение социологии в современных условиях.
Тема доклада:Современные дискуссии о предмете социологии.
Литература:
1. Бергер П. Приглашение в социологию // http://lib.socio.msu.ru.
2. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 5-15.
3. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 10-17.
4. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.
5. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 4-28.
6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1997, с. 4-5.
8. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1996, с. 6-21.
План семинарского занятия № 2
по теме: «История возникновения и развития социологии»
Время – 2 часа
Цель занятия:
Оказать помощь студентам в уяснении и углублении знаний по проблемам предпосылок возникновения социологии и её становления как науки; раскрыть содержание этапов развития социологии и её специфики в Украине.
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки возникновения социологии как науки (протосоциологический период).
2. Основные этапы развития социологической мысли и их характеристика.
3. Вклад О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса в развитии социологической мыли.
4. История развития социологии в Украине
- протосоциология периода Киевской Руси и казацкого периода;
- становление украинской социологической науки (вторая половина XIX – начало ХХ века);
- развитие социологии Украины в советский период (1921-1991 гг.);
- социологическая наука в независимой Украине.
Рефераты:
1. Протосоциологическая мысль в период античности (Древняя Греция и Древний Рим).
2. О. Конт - родоначальник позитивной социологии.
3. Основные принципы социологического учения Э. Дюркгейма.
4. «Понимающая» социология М. Вебера.
Литература:
1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 16-30.
2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 17-40.
3. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.
4. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 29-120, 453-468.
5. Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/dobr/index.php.
6. Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov/index.php
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1997, с. 13-41.
8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992, с. 32-41, 156-189 или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Sorok2/index.php.
План семинарского занятия № 3
по теме: «Общество как социальная система, его социальная структура»
Время – 2 часа
Цель занятия:
Углубить и расширить знания студентов по вопросам понимания человеческого общества как целостной системы, выяснить каково его строение, как оно существует и развивается, а также рассмотреть проблемы социальной стратификации и социальной мобильности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об обществе как системе. Системный подход в анализе общества.
2. Типология обществ. Социальная структура общества и ее элементы.
3. Социальные общности и социальные институты.
4. Теории социальной стратификации.
5. Теории социальной мобильности.
Тема доклада:Социологические теории о причинах социального
неравенства и социальной справедливости.
Рефераты:
1. Маргинальность личности и социальных групп в обществе: причины и последствия.
2. Социальная стратификация современного украинского общества.
3. Динамика вертикальной и горизонтальной социальной мобильности в современном украинском обществе.
Литература:
1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 43-54.
2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 52-66.
3. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.
4. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 121-200.
5. Добреньков В., Кравченко А. Социология. В 3-х томах. Т. 2. Социальная стратификация и мобильность // http://lib.socio.msu.ru.
6. Матусевич В. Социальный институт: функции, генезис, структура // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 4.
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1997, с. 4-5.
8. Хмелько В. Макросоциальные изменения в украинском обществе за годы независимости // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. – № 1.
9. Шульга Н. Национальная и политическая маргинализация в условиях системного кризиса // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 1.
10. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1996. С.22-76.
План семинарского занятия № 4
по теме: «Личность в системе социальных отношений»
Время – 2 часа
Цель занятия:
Помочь студентам понять специфику социологического анализа человека, рассмотреть личность с точки зрения объекта и субъекта общественных отношений, выяснить роль социологии в активизации человеческого фактора.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность» в социологии.
2. Социологическая структура личности.
3. Статус и социальные роли личности.
4. Теория и практика процесса социализации личности.
Тема доклада:Проблемы социализации личности в современном украинском обществе.
Темы рефератов:
1. Социализация и социальная адаптация личности: теоретические аспекты.
2. Социально-психологическая структура личности в исследованиях З.Фрейда и его последователей.
3. Ролевые теории личности.
4. Социальные нормы и их регуляторная функция в обществе.
Литература:
1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 56-65.
2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 67-74.
3. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.
4. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 213-237.
5. Злобина Е. Категория «личность» в системе понятий социологической теории // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 2.
6. Панина Н. Молодежь Украины: структура ценностей, социальное самочувствие и морально-психологическое состояние в условиях тотальной аномии // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2001. – № 1.
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос. 1997, с. 85-95.
8. Шульга Н. Национальная и политическая маргинализация в условиях системного кризиса // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 1.
9. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1996. С.86-106.
План семинарского занятия № 5
по теме: «Социология культуры»
Время – 2 часа
Цель занятия:
Проанализировать основные составляющие социологии культуры и её функции, важнейшие подходы к типологизации культуры, определить степень влияния культурной среды, в частности субкультуры, на процесс социализации индивида.
Вопросы для обсуждения:
1. Культура как социальный феномен. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
2. Типологизация и классификация культуры.
3. Функции культуры в обществе.
4. Понятие субкультуры и контркультуры.
Рефераты:
1. Западная цивилизация и Восточная цивилизация: социокультурные различия.
2. Массовая культура в информационном обществе.
3. Сохранение национальной культуры в эпоху глобализации: вызовы времени.
4. Проблемы развития культуры в современном украинском обществе.
Литература:
1. Берестовская Д.С. Культурология. – Симферополь, 2003.
2. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 87-97.
3. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 75-81.
4. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.
5. Ионин Л. Социология культуры: пути в новое тысячелетие // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php.
6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
7. Слюсаревский Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 3.
План семинарского занятия № 6
по теме: «Социология конфликта»
Время – 2 часа
Цель занятия:
Раскрыть содержание социологического подхода к конфликтным ситуациям, возникающим в обществе, охарактеризовать сущность и причины возникновения социальных конфликтов, их функции, динамику протекания, формы и способы решения.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и виды социальных конфликтов.
2. Причины возникновения социальных конфликтов.
3. Функции социальных конфликтов.
4. Динамика социальных конфликтов.
5. Формы и способы решения социальных конфликтов.
Рефераты:
1. Тема конфликта в теоретической социологии (К. Маркс, Г. Зиммель, Т. Парсонс, Р. Дарендорф).
2. Способы прекращения и предотвращения социальных конфликтов.
3. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве: география, причины возникновения, фазы развития.
4. Медиаторство и практика медиации в условиях современной Украины.
Литература:
1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 109-120.
2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 111-116.
3. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.
4. Казаков В.Модель «затухающего» конфликта // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2001. – № 1.
5. Казаков В. Социальный конфликт: проблема определения // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 3.
6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
7. Паниотто В. Динамика ксенофобии в Украине, 1994–2002 // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. – № 3.
8. Хрестоматия по конфликтологии // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/ Konflikt/index.php.
План семинарского занятия № 7
по теме: «Социология политики»
Время – 2 часа
Цель занятия:
Создать у студента представление о значении политической жизни общества, как объекта социологического исследования, раскрыть значение политических институтов общества, познакомить его с теориями политической социализации личности и теориями политических элит.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «политика» и «социология политики».
2. Политические институты общества. Государство как инструмент осуществления политической власти в обществе.
3. Политическая социализация личности. Теории политических элит.
4. Общественное мнение и социологические методы его исследования.
5. Электоральная социология.
Тема доклада: Этика социологических исследований в области политики.
Рефераты:
1. Гражданское общество как объект социологии политики.
2. Теории политических элит: эволюция взглядов от М. Вебера и В. Парето до наших дней.
3. Электоральные исследования в социологии политики.
Литература:
1. Артемов Г. Политическая социология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/artem/index.php.
2. Ашин Г. Курс истории элитологии // http://www.gumer.info /bibliotek_Buks/ Polit/Aschin/ index.php
3. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 77-86.
4. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 81-89.
5. Бурдье П. Социология политики // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/Burd/index.php.
6. Городяненко В. (Днепропетровск) “Социология политики”, “политическая социология” или “социология политической сферы”? (Историография проблемы) // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. – № 1.
7. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.
8. Иванов В.Н., Семигин Г.Ю. Политическая социология // http://lib.socio.msu.ru.
9. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
План практического занятия № 1
по теме: «Организация и проведение социологических исследований»
Время – 2 часа
Цель занятия:
Закрепление профессиональной подготовки студентов в процессе изучения инструментария социологического исследования и приобретения навыков по проведению анкетирования по актуальным современным социальным проблемам.
Основные мероприятия:
1. Практическая разработка студентами содержания исследовательской программы по конкретной проблеме (согласно предложенной преподавателем) темы.
2. Практическая разработка студентами анкеты опросного листа согласно выбранной ими и одобренной преподавателем тематики.
3. Анализ содержания программы, плана исследования и анкет, подготовленных студентами.
Литература:
1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 31-42.
2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 40-51.
3. Городяненко В.Г. Социологический практикум. Учеб.-метод. пособие. – К., 1999.
4. Гидденс Э. Социология // http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/ index. php
5. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.
6. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 347-428.
7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования // http://lib.socio.msu.ru.
8. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
9. Методология и методика эмпирического социологического исследования // В кн.: Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Владос, 1995, с. 177-189.
Методические рекомендации
по подготовке к практическому занятию и его проведению
Цель практического занятия - способствовать приобретению определенных практических навыков в подготовке и проведении эмпирических социологических исследований по конкретней проблеме. В процессе практического занятия студентам предстоит самостоятельно разработать программу и рабочий план по конкретной, указанной преподавателем, исследуемой проблеме, а также разработать примерную анкету опросного листа по той же проблеме.
При разработке студентами исследовательской программы необходимо исходить из того, что ее содержание, как правило, состоит из трех основных частей (разделов): методологическая, методическая и организационная часть.
Методологическая часть включает в себя следующие основные элементы:
1. Формулировка и обоснование проблемы исследования.
2. Цель исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Логический анализ основных понятий.
5. Формулировка гипотез.
6. Задачи исследования.
Методическая часть программы состоит из следующих элементов:
1. Определение обследуемой совокупности.
2. Определение методов информации.
3. Логическая структура инструментария для сбора информации.
4. Методы обработки и анализа данных, полученных в процесс проведения исследования.
Организационная часть программы (рабочий план):
Здесь излагаются основные процедурные мероприятия. В структурном виде эти мероприятия группируются в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре основных блока.
Блок первый включает:
1. Порядок осуждения и утверждения программы и инструментария исследования.
2. Формирование и подготовка группы для сбора первичной информации (напр. анкетеров).
3. Проведение пробного исследования.
4. Внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования.
5. Размножение инструментария для массового сбора информации.
Второй блок. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации.
Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования необобщенные сведения (например: ответы, опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователей в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.
Здесь предусматривается:
1. Место и время для опроса респондентов.
2. Информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, т.е. подготовка респондентов к проведению исследования.
3. Проведение исследования (массовой сбор первичной информации) - заполнение анкет, бланков, интервью, других видов инструментария.
Третий блок. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Это и ее обработка.
1.Разработка инструкции по выбраковке неверно заполненных анкет.
2.Выбраковка неверно заполненных анкет.
3.Выписка полученных ответов на открытые вопросы с целью их типологизации.
4.Кодировка открытых вопросов.
5.Составление аналитических задач для ЭВМ.
6.Обработка информации.
Четвертой блок. Охватывает работы, связанные с анализом результатов исследования, формулировкой выводов и рекомендаций. Это:
1. Анализ результатов исследования.
2. Выработка выводов и рекомендаций.
3. Обсуждение предварительного и итогового отчетов.
4. Утверждение отчета руководством.
Планы семинарских и практических занятий
разработал кандидат исторических наук,
доцент ____________________ А.Д. Попов
(подпись)