По подготовке к практическому занятию и его проведению

Планы семинарских и практических занятий

по дисциплине

«С О Ц И О Л О Г И Я»

Кафедра общественных наук

Симферополь, 2010 г.

План семинарского занятия № 1

по теме: «Введение в социологию»

Время – 2 часа

Цель занятия:

Помочь студентам понять специфику предмета социологии, выяснить основные категории и законы социологии, определить место и роль социологии в системе научных знаний и в жизни общества.

Вопросы для обсуждения:

1. Социология как наука.

- объект и предмет социологического исследования;

- ключевые категории и законы социологии;

- структура и функции социологии.

2. Место социологии в системе общественных наук:

- соотношение социологии и социальной философии;

- соотношение социологии и истории;

- соотношение социологии и экономических наук;

- соотношение социологии и политологии;

- соотношение социологии и психологии.

3. Значение социологии в современных условиях.

Тема доклада:Современные дискуссии о предмете социологии.

Литература:

1. Бергер П. Приглашение в социологию // http://lib.socio.msu.ru.

2. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 5-15.

3. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 10-17.

4. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

5. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 4-28.

6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1997, с. 4-5.

8. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1996, с. 6-21.

План семинарского занятия № 2

по теме: «История возникновения и развития социологии»

Время – 2 часа

Цель занятия:

Оказать помощь студентам в уяснении и углублении знаний по проблемам предпосылок возникновения социологии и её становления как науки; раскрыть содержание этапов развития социологии и её специфики в Украине.

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки возникновения социологии как науки (протосоциологический период).

2. Основные этапы развития социологической мысли и их характеристика.

3. Вклад О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса в развитии социологической мыли.

4. История развития социологии в Украине

- протосоциология периода Киевской Руси и казацкого периода;

- становление украинской социологической науки (вторая половина XIX – начало ХХ века);

- развитие социологии Украины в советский период (1921-1991 гг.);

- социологическая наука в независимой Украине.

Рефераты:

1. Протосоциологическая мысль в период античности (Древняя Греция и Древний Рим).

2. О. Конт - родоначальник позитивной социологии.

3. Основные принципы социологического учения Э. Дюркгейма.

4. «Понимающая» социология М. Вебера.

Литература:

1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 16-30.

2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 17-40.

3. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

4. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 29-120, 453-468.

5. Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/dobr/index.php.

6. Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov/index.php

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1997, с. 13-41.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992, с. 32-41, 156-189 или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Sorok2/index.php.

План семинарского занятия № 3

по теме: «Общество как социальная система, его социальная структура»

Время – 2 часа

Цель занятия:

Углубить и расширить знания студентов по вопросам понимания человеческого общества как целостной системы, выяснить каково его строение, как оно существует и развивается, а также рассмотреть проблемы социальной стратификации и социальной мобильности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об обществе как системе. Системный подход в анализе общества.

2. Типология обществ. Социальная структура общества и ее элементы.

3. Социальные общности и социальные институты.

4. Теории социальной стратификации.

5. Теории социальной мобильности.

Тема доклада:Социологические теории о причинах социального

неравенства и социальной справедливости.

Рефераты:

1. Маргинальность личности и социальных групп в обществе: причины и последствия.

2. Социальная стратификация современного украинского общества.

3. Динамика вертикальной и горизонтальной социальной мобильности в современном украинском обществе.

Литература:

1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 43-54.

2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 52-66.

3. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

4. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 121-200.

5. Добреньков В., Кравченко А. Социология. В 3-х томах. Т. 2. Социальная стратификация и мобильность // http://lib.socio.msu.ru.

6. Матусевич В. Социальный институт: функции, генезис, структура // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 4.

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1997, с. 4-5.

8. Хмелько В. Макросоциальные изменения в украинском обществе за годы независимости // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. – № 1.

9. Шульга Н. Национальная и политическая маргинализация в условиях системного кризиса // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 1.

10. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1996. С.22-76.

План семинарского занятия № 4

по теме: «Личность в системе социальных отношений»

Время – 2 часа

Цель занятия:

Помочь студентам понять специфику социологического анализа человека, рассмотреть личность с точки зрения объекта и субъекта общественных отношений, выяснить роль социологии в активизации человеческого фактора.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность» в социологии.

2. Социологическая структура личности.

3. Статус и социальные роли личности.

4. Теория и практика процесса социализации личности.

Тема доклада:Проблемы социализации личности в современном украинском обществе.

Темы рефератов:

1. Социализация и социальная адаптация личности: теоретические аспекты.

2. Социально-психологическая структура личности в исследованиях З.Фрейда и его последователей.

3. Ролевые теории личности.

4. Социальные нормы и их регуляторная функция в обществе.

Литература:

1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 56-65.

2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 67-74.

3. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

4. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 213-237.

5. Злобина Е. Категория «личность» в системе понятий социологической теории // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 2.

6. Панина Н. Молодежь Украины: структура ценностей, социальное самочувствие и морально-психологическое состояние в условиях тотальной аномии // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2001. – № 1.

7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос. 1997, с. 85-95.

8. Шульга Н. Национальная и политическая маргинализация в условиях системного кризиса // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 1.

9. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие. – Харьков: Константа, 1996. С.86-106.

План семинарского занятия № 5

по теме: «Социология культуры»

Время – 2 часа

Цель занятия:

Проанализировать основные составляющие социологии культуры и её функции, важнейшие подходы к типологизации культуры, определить степень влияния культурной среды, в частности субкультуры, на процесс социализации индивида.

Вопросы для обсуждения:

1. Культура как социальный феномен. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

2. Типологизация и классификация культуры.

3. Функции культуры в обществе.

4. Понятие субкультуры и контркультуры.

Рефераты:

1. Западная цивилизация и Восточная цивилизация: социокультурные различия.

2. Массовая культура в информационном обществе.

3. Сохранение национальной культуры в эпоху глобализации: вызовы времени.

4. Проблемы развития культуры в современном украинском обществе.

Литература:

1. Берестовская Д.С. Культурология. – Симферополь, 2003.

2. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 87-97.

3. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 75-81.

4. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

5. Ионин Л. Социология культуры: пути в новое тысячелетие // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php.

6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

7. Слюсаревский Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 3.

План семинарского занятия № 6

по теме: «Социология конфликта»

Время – 2 часа

Цель занятия:

Раскрыть содержание социологического подхода к конфликтным ситуациям, возникающим в обществе, охарактеризовать сущность и причины возникновения социальных конфликтов, их функции, динамику протекания, формы и способы решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и виды социальных конфликтов.

2. Причины возникновения социальных конфликтов.

3. Функции социальных конфликтов.

4. Динамика социальных конфликтов.

5. Формы и способы решения социальных конфликтов.

Рефераты:

1. Тема конфликта в теоретической социологии (К. Маркс, Г. Зиммель, Т. Парсонс, Р. Дарендорф).

2. Способы прекращения и предотвращения социальных конфликтов.

3. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве: география, причины возникновения, фазы развития.

4. Медиаторство и практика медиации в условиях современной Украины.

Литература:

1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 109-120.

2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 111-116.

3. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

4. Казаков В.Модель «затухающего» конфликта // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2001. – № 1.

5. Казаков В. Социальный конфликт: проблема определения // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 3.

6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

7. Паниотто В. Динамика ксенофобии в Украине, 1994–2002 // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. – № 3.

8. Хрестоматия по конфликтологии // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/ Konflikt/index.php.

План семинарского занятия № 7

по теме: «Социология политики»

Время – 2 часа

Цель занятия:

Создать у студента представление о значении политической жизни общества, как объекта социологического исследования, раскрыть значение политических институтов общества, познакомить его с теориями политической социализации личности и теориями политических элит.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «политика» и «социология политики».

2. Политические институты общества. Государство как инструмент осуществления политической власти в обществе.

3. Политическая социализация личности. Теории политических элит.

4. Общественное мнение и социологические методы его исследования.

5. Электоральная социология.

Тема доклада: Этика социологических исследований в области политики.

Рефераты:

1. Гражданское общество как объект социологии политики.

2. Теории политических элит: эволюция взглядов от М. Вебера и В. Парето до наших дней.

3. Электоральные исследования в социологии политики.

Литература:

1. Артемов Г. Политическая социология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/artem/index.php.

2. Ашин Г. Курс истории элитологии // http://www.gumer.info /bibliotek_Buks/ Polit/Aschin/ index.php

3. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 77-86.

4. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 81-89.

5. Бурдье П. Социология политики // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/Burd/index.php.

6. Городяненко В. (Днепропетровск) “Социология политики”, “политическая социология” или “социология политической сферы”? (Историография проблемы) // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. – № 1.

7. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

8. Иванов В.Н., Семигин Г.Ю. Политическая социология // http://lib.socio.msu.ru.

9. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

План практического занятия № 1

по теме: «Организация и проведение социологических исследований»

Время – 2 часа

Цель занятия:

Закрепление профессиональной подготовки студентов в процессе изучения инструментария социологического исследования и приобретения навыков по проведению анкетирования по актуальным современным социальным проблемам.

Основные мероприятия:

1. Практическая разработка студентами содержания исследовательской программы по конкретной проблеме (согласно предложенной преподавателем) темы.

2. Практическая разработка студентами анкеты опросного листа согласно выбранной ими и одобренной преподавателем тематики.

3. Анализ содержания программы, плана исследования и анкет, подготовленных студентами.

Литература:

1. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. – К., 2002., с. 31-42.

2. Брегеда А., Бовтрук Г., Дворецька Г. та ін. Соціологія: Навч.-метод. посіб. – К., 1999, с. 40-51.

3. Городяненко В.Г. Социологический практикум. Учеб.-метод. пособие. – К., 1999.

4. Гидденс Э. Социология // http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/ index. php

5. Гужва Г.А., Яковлев В.М. Социология: Учебн. Пособие. – Симферополь, 2005.

6. Дворецька Г.В. Соціологія. – К., 2002, с. 347-428.

7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования // http://lib.socio.msu.ru.

8. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

9. Методология и методика эмпирического социологического исследования // В кн.: Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Владос, 1995, с. 177-189.

Методические рекомендации

по подготовке к практическому занятию и его проведению

Цель практического занятия - способствовать приобретению определенных практических навыков в подготовке и проведении эмпирических социологических исследований по конкретней проблеме. В процессе практического занятия студентам предстоит самостоятельно разработать программу и рабочий план по конкретной, указанной преподавателем, исследуемой проблеме, а также разработать примерную анкету опросного листа по той же проблеме.

При разработке студентами исследовательской программы необходимо исходить из того, что ее содержание, как правило, состоит из трех основных частей (разделов): методологическая, методическая и организационная часть.

Методологическая часть включает в себя следующие основные элементы:

1. Формулировка и обоснование проблемы исследования.

2. Цель исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Логический анализ основных понятий.

5. Формулировка гипотез.

6. Задачи исследования.

Методическая часть программы состоит из следующих элементов:

1. Определение обследуемой совокупности.

2. Определение методов информации.

3. Логическая структура инструментария для сбора информации.

4. Методы обработки и анализа данных, полученных в процесс проведения исследования.

Организационная часть программы (рабочий план):

Здесь излагаются основные процедурные мероприятия. В структурном виде эти мероприятия группируются в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре основных блока.

Блок первый включает:

1. Порядок осуждения и утверждения программы и инструментария исследования.

2. Формирование и подготовка группы для сбора первичной информации (напр. анкетеров).

3. Проведение пробного исследования.

4. Внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования.

5. Размножение инструментария для массового сбора информации.

Второй блок. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования необобщенные сведения (например: ответы, опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователей в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Здесь предусматривается:

1. Место и время для опроса респондентов.

2. Информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, т.е. подготовка респондентов к проведению исследования.

3. Проведение исследования (массовой сбор первичной информации) - заполнение анкет, бланков, интервью, других видов инструментария.

Третий блок. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Это и ее обработка.

1.Разработка инструкции по выбраковке неверно заполненных анкет.

2.Выбраковка неверно заполненных анкет.

3.Выписка полученных ответов на открытые вопросы с целью их типологизации.

4.Кодировка открытых вопросов.

5.Составление аналитических задач для ЭВМ.

6.Обработка информации.

Четвертой блок. Охватывает работы, связанные с анализом результатов исследования, формулировкой выводов и рекомендаций. Это:

1. Анализ результатов исследования.

2. Выработка выводов и рекомендаций.

3. Обсуждение предварительного и итогового отчетов.

4. Утверждение отчета руководством.

Планы семинарских и практических занятий

разработал кандидат исторических наук,

доцент ____________________ А.Д. Попов

(подпись)

Наши рекомендации