Першасна-дакументны узровень групавога и франтальнага абслугоування.
Групповое обслуживание (ГО). – базируются на дифферинцированном подходе. Группы обслуживаются в целях удовлетворения разных потребностей людей, объединенных определенными интересами. Так, для решениями руководителями производственных задач сущеструе ДОР (дифференцированное обслуживания руководителей) и ТОР (тематическое обслуживание руководителей). Используются ИРИ (избирательное распространение инф-ции) и метод кольцевой почты в обслуживании этой группы пользователей. В сер. 60-х наряду с Днем инф-ции появ. новое средство инф-ного обслуживания – День специалиста, ко. хар-ен для деятельности крупных биб-к. Основу его как и у Дня инф-ции, был открытый просмотр лит-ры, целью являлось ознакомление специалистов с инф-ными материалами, преимущественно неопубликованными, малотиражными и ограниченного распространения. просмотр лит-ры совравождался лекциями, докладами, обзорами,выступлениями, экскурсиями, показов кинофильмов. На Дни спец-ов приглашались работники предприятий, НИИ, КБ, при этом особое внимание удилялось мелким и средним предприятиям. Рекомендации по проведению Дней спец-ов в межотраслевых территориальных центрах были разработаны Объединением по руководству научно- технической инф-ции РСФСР. На основании этих рекомендаций составлялся график продведения Дней спе-ов на год. Этот документ утверждался глав. инженером ЦНТИ. Тематика Дней спец-ов определялась потребностями предприятий и организаций обслуживаемой территории, а также пожелаеиями спец-ов. Для выяснения тем рассылались извещения, анкеты на предприятия и научные учреждения. Тематические планы, в кот. отражались темы, посвященные новым и перспективным направлениям развития науки и техники, составлялись обычно на год. Подбор материалов для открытого просмотра осуществлялся на основании “Программы поиска и отбора инф-х материалов”. Программа предусматривала подбор определенных видов изданий, глубину поиска по каждому источнику. Материалы отбирали сотрудники ЦНТБ, а затем их просматривали оценивали инженеры отдела межотраслевой инф-ции. Во всех ЦНТИ осуществл. четкий учет посетителей Дней спец-а. В одних случаях это отрывные талоны абонементов, в других – специальные перфокарты, предусматривающие учет не только посетителей, но и просмотренных и затребованных источников.
Организовывались как стационарные, так и выездные Дни спец-та. Выездные Дни проводились обычно в больших городах области, иногда их устраивали на крупных предприятиях. Эффективность выездных Дней спец-а выше стационарных. Анализ работы осуществлялся по таким показателям: 1. количество и категории спец-ов, принявших участие, 2. количество и номенклатура организаций, принявших участие, 3. количество и виды док-ов, представленых для просмотра, 4. количество и виды док-ов, отобраных для использования.
День инф-ции и День спец-а, несмотря на некот. общие черты, имели свои особенности.
В детских и юношеских биб-ках преобладает ГО, кот. отражает специфику этих биб-к, заключающуюся в дифференцирующем признаке детей по возрасту.
Другое направление в ГО связано с удовлетворением досугово- любительских потребностей читателей. Это клубы и кружки по интересам для кот. хар-ны систематичность и определенная ритмичность в работе, а также использование комплексных методов обслуживания на основе взаимного дополнения.
№ 13. Методыка вывучэння карыстальнікаў ва ўмовах бібліятэкі Существует множество разнообразных методов изучения читателей и работы с ними. Популярностью пользуются анализ документов и опросы. Многие виды опросов применяются непосредственно в работе с чит. Опросы бывают 2-х видов:
1) Письменный (анкетирование, тестирование)
2) устный (беседа, интервью)
В последние годы появилось значительное количество различних методик опроса, в том числе экспертно-оценочного характера.
Среди методов изучения документов приобрели популярность контент-анализ, поаспектный анализ и метод аперационализации понятий.
Начинают внедрятся филологические и психолингвистические методы:
Оценка самочувствия, активности, настроения.
В ряде работ по изучению комфортности библ. среды рекомендуется САН.Это тестовая методика которая оперативно выявляет оценку сомачувствия, активности, настроения каждого пользователя библ. в момент прихода и ухода его из библ.
Опросник САН состоит из 30 пар противоположных характеристик, отражающих различные стороны самочувствия, активности, настроения. В каждой паре по предложенной шкале выбирается оценка, наиболее адекватно отражающая состояние опрашиваемого в данный момент.
Обработка данных.
Для получения объективных результатов исследования необхлдим комплекс методов взаимно дополняющих друг друга.
У метадалагічных прынцыпах вывучэння чытачоў адлюстроўваюцца істотныя патрабаванні да даследвання, стратэгія навуковага пошуку ў галіне сацыялагічнага асэнсавання сутнасці чытання. 1. Прынцып навуковай аб’ектыўнасці. Раней падкрэслівалася неабходнасць спалучэння навуковай аб’ектыўнасці з ідэйнай накіраванасцю вывучэння чытачоў, лічылася, што высвятленне аб’ектыўнай карціны чытання не можа служыць самамэтай дзеля даследчыка. Такім чынам адбывалася падмена функцый сацыялогіі чытання. Замест аналізу рэальных працэсаў яна павінна была здабываць тую інфармацыю, якая з’яўлялася падцверджаннем афіцыйнага пункту гледжання. Вяртанне да прынцыпу навуковай аб’ектыўнасці патрабуе ад сацыелага паслядоўнага і няўхільнага выканання навуковай тэхналогіі дабыцця сацыялагічных ведаў, грунтоўнага аналізу атрыманай інфармацыі. Аб’ектыўнасць вывадаў знаходзіцца у цеснай сувязі з усебаковым, шматаспектным вывучэннем чытачоў, што увасабляецца у наступным прынцыпе: 2. Прынцып сістэмна-структурнага падыходу да аналізу з’яў у галіне чытання. Каб глыбока вывучаць прадмет даследвання, неабходна выявіць усе яго істотныя бакі, усе элементы, з якіх ен складаецца. Трэба вызначыць усе сувязі паміж імі. Але ніводная з’ява не існуе сама па сабе, а заўседы ў сувязі з іншымі, з’яўляючыся падсістэмай больш буйной сістэмы. Сістэмна-структурны падыход да вывучэння чытання прадугледжвае таксама аналіз знешніх сувязей і ўплывае на яго. Вядома, нішто так не ўплывае на духоўнае жыцце, як канкрэтна-гістарычныя ўмовы. Таму лагічна вызначэнне прынцыпу гістарызма. 3. Прынцып гістарызму патрабуе вывучаць чытанне і чытачоў з улікам канкрэтнай гістарычнай сітуацыі, у развіцці, у суадносінах да сацыяльных умоў, улічваць непазбежныя змены ў чытацкай псіхалогіі, захоўваць пераймальнасць паміж назіраннямі і вывадамі розных часоў. Нават павярхоўны аналіз чытання за некалькі год сведчыць аб зменах у яго змесце і характары, паказвае як уплываюць на яго канкрэтныя абставіны жыцця і лесу чалавека, краіны, супольніцтва. Адсюль і вызначэнне наступнага прынцыпа: 4. Прынцып адзінства асабовага і сацыяльна-псіхалагічнага падыходаў да вывучэння чытання. Дадзены прынцып абумоўлены патрабаваннем разглядаць чытанне як на асабовым узроўні, так і на ўзроўні аналізу духоўнага жыцця адпаведнай рэферэнтнай групы, якая ўплывае на выбар кнігі і ўспрыняцце яе чытачом. Даследванні сведчаць, што міжасабовыя чытацкія зносіны, парады сяброў, калег па рабоце адыгрываюць выдучую ролю сярод стымулаў у выбары твораў друку. Такім чынам вывучэнне чытачоў можа прынесці істотныя вынікі толькі пры ўмове, калі ўвесь ход даследвання строга падпарадкаваны навуковым патрабаванням. Выкарыстанне недабраякаснай інфармацыі не толькі не прынясе карысці бібліятэкарам і чытачам, але і можа аказаць адваротны ўплыў.