Требования к содержанию курсовой
РАБОТЫ
К содержанию курсовых работ в Институте предъявляются следующие требования:
· Актуальность исследования, представленного в работе;
· Соответствие основным направлениям и итогам развития научной мысли в изучаемой области, ее современному состоянию;
· Полнота и объективность теоретического освещения изучаемой проблемы как в целом, так и отдельных ее частей;
· Доказательность, научная аргументация рассматриваемых положений;
· Достоверность, типичность (а не случайность) используемых данных, примеров, фактов;
· Использование информационных технологий, базирующихся на применении средств современной вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И
ОФОРМЛЕНИЮ
Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· задание на курсовую работу;
· аннотацию;
· оглавление;
· введение;
· основной текст;
· заключение;
· библиографический список;
· приложения (при наличии).
4.1 Титульный лист– начальный лист курсовой работы. Титульный лист оформляют в соответствии с Приложением А, Б.
На титульном листе размещаются выходные сведения о курсовой работе:
1. Наименование вышестоящей организации.
2. Наименование организации, в которой выполняется работа.
3. Наименование кафедры, по которой выполняется работа.
4. Форма работы: Курсовая работа.
5. Наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа.
6. Тема работы без точки.
7. Исполнитель (студент) с указанием формы обучения, специальности, курса, индекса группы, инициалов имени и отчества и фамилии автора.
8. Руководитель работы с указанием должности, кафедры, инициалов имени и отчества и фамилии руководителя.
9. Место написания.
10.Год написания (без буквы «г.»).
Титульный лист подписывается студентом и руководителем.
Титульный лист включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.
4.2 Задание на курсовую работувключается в текстовую часть после титульного листа, не нумеруется и не включается в общее количество листов.
На бланке «Задание на выполнение курсовой работы» располагают следующую информацию:
1. Наименование организации, в которой выполняется работа.
2. Наименование кафедры, по которой выполняется работа.
3. Наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа.
4. Тема работы.
5. Исходные данные к работе.
6. Перечень подлежащих к разработке в работе вопросов.
7. Перечень внетекстовых элементов (таблиц, рисунков).
8. Дата выдачи задания.
9. Срок сдачи студентом законченной работы.
Задание подписывается студентом и руководителем.
В п. «Исходные данные к работе» перечисляются законодательные и нормативные акты, фамилии ученых, изучение трудов которых обязательно при подготовке и выполнении курсовой работы.
Задание на курсовую работу оформляется в соответствии с Приложением В.
4.3 Аннотация –краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Составляется автором согласно ГОСТ 7.9–95 и должна включать краткую характеристику курсовой работы (сведения о структуре, цели, содержании). В заключительной части аннотации определяется читательский адрес.
В читательском адресе курсовой работы необходимо указать:
· для студентов какого направления (специальности, специальностей) предназначается данная работа;
· дисциплина, указанная в соответствующем учебном плане по направлению или специальности (специальностям).
Рекомендуемый ГОСТ 7.9–95 средний объем аннотации 500 печатных знаков.
Аннотация располагается после задания и включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.
Аннотация оформляется в соответствии с Приложением Г.
4.4 Оглавление– обязательный элемент аппарата, служащий для ориентации в курсовой работе и указывающий заголовки.
В оглавление включают все структурные элементы курсовой работы, в том числе порядковые номера и наименования всех структурных единиц основного текста, с указанием номера страниц, на которых они начинаются.
Оглавление размещают на следующей после аннотации странице(цах) курсовой работы, включают в общее количество страниц работы, но не нумеруют. Заголовок «Оглавление» записывают полужирным шрифтом, размер – 16, с первой прописной буквы, располагая в центре поля страницы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной (ГОСТ 2.105–95).
Пример оформления оглавления содержится в Приложении Д.
4.5 Введение– структурная часть курсовой работы, вводящая читателя в суть проблематики ее основного текста. Объем Введения должен составлять 2-3 страницы печатного текста. Введение размещают на отдельной странице, располагая слово «Введение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер – 16, с первой прописной буквы.
Во Введении автор должен кратко обосновать актуальность исследования, показать теоретические основы исследования, сформулировать цель и задачи исследования, определить его объект и предмет, указать методы исследования, представить информационную базу исследования.
Актуальность исследования должна отражать степень его важности в данный момент для теории и практики.
Теоретические основы исследования – работы, концепции ученых, послужившие базой исследования в курсовой работе. Здесь рекомендуется использовать следующие формулировки: «теоретической основой исследования являются…», «теоретической базой исследования послужили труды…» и т.п.
Цель исследования – это научный результат, который должен получить автор. В формулировке цели рекомендуется использовать следующие слова «разработка», «анализ и обобщение опыта», «выявление особенностей (предмета исследования) и путей его совершенствования» и т.п.
Задачи исследования должны быть направлены на достижение цели курсовой работы. Это частные вопросы, соответствующие, как правило, заголовкам параграфов. В задачах рекомендуется использовать глаголы «охарактеризовать», «раскрыть», «проанализировать», «установить», «представить», «рассмотреть» и т. п.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Для его определения необходимо ответить на вопросы: «Что непосредственно изучается?», «На что направлено исследование?».
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования включает только те отношения и связи, которые исследуются в конкретной курсовой работе. При определении предмета исследования следует ответить на вопрос: «Какие отношения или элементы, или свойства, или функции данного объекта подлежат изучению?».
Предмет исследования определяет тему курсовой работы. Поэтому формулировка предмета исследования должна совпадать с темой исследования или по звучанию быть близка к ней.
Объект и предмет исследования как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное. Тема, цель, предмет исследования должны быть тесно связаны друг с другом и в своих формулировках отражать эту взаимосвязь.
Метод – совокупность приемов теоретического или практического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Метод – исходный пункт и условие исследования.
При указании методов исследования следует выделить общие методы научного познания (например, анализ и синтез, моделирование, наблюдение, сравнение) и специальные, характерные для конкретных наук.
Информационной базой исследования могут быть материалы федерального и территориальных органов государственной статистики Российской Федерации, данные первичного учета и годовых отчетов предприятий, нормативно-справочные материалы, материалы проведенного анкетирования, наблюдения, результаты экспертного опроса, информационные ресурсы Интернет-порталов и т.п.
4.6 Основной текст курсовой работы должен отражать суть вопроса и содержать его подробное изложение. Объем основного текста (без Введения и Заключения) 25-35 страниц.
Материалы основного текста группируются в относительно законченные проблемно-тематические крупные структурные единицы, охватывающие определенную ступень исследования предмета курсовой работы: разделы, главы, параграфы, подпараграфы.
Раздел – крупная рубрика, являющаяся одной из высших ступеней деления основного текста. Раздел может объединять главы и входить в часть (ОСТ 29.130–97).
Глава – крупная рубрика, имеющая самостоятельный заголовок. Главы могут объединяться в разделы и делиться на параграфы.
Параграф – небольшая рубрика, содержащая описание одной или нескольких близких по содержанию категорий. Объем параграфа должен быть не менее 3 страниц. Параграф может делиться на подпараграфы.
Все структурные единицы основного текста следует нумеровать арабскими цифрами. Структурные единицы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Например, в варианте деления текста «главы → параграфы»:
Глава 1, Глава 2, Глава 3 и т.д., (допускается в тексте ограничиться указанием только номера без употребления слова «Глава»);
1.1, 1.2, 1.3 и т.д. (для параграфов номер включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенных точкой).
В конце номера структурной единицы текста точку не ставят (ГОСТ 2.105–95).
Крупные структурные единицы (раздел, глава) начинают с нового листа.
Кроме структурных единиц в основном тексте могут быть использованы и другие элементы: заголовки, перечисления, таблицы, рисунки, формулы (математические уравнения), примечания, библиографические ссылки, сокращения.
Заголовок– обозначение структурной части основного текста курсовой работы (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.). Заголовки четко и кратко должны отражать содержание структурной единицы основного текста.
Заголовки раздела, главы следует печатать прописными буквами по центру без точки в конце и выделять полужирным шрифтом. Заголовки параграфов, подпараграфов записывают строчными буквами, начиная с прописной. Переносы в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.
Расстояния между заголовками небольших структурных единиц (параграф, подпараграф) и предыдущим текстом должно быть равно двум интервалам; расстояние между заголовком и текстом структурной единицы – один интервал. После заголовка в конце страницы должно быть не менее трех интервалов.
Шрифт заголовка структурной единицы «Раздел», «Глава» – размер 16, полужирный, выравнивание «по центру».
Шрифт заголовка структурной единицы «Параграф» – размер 14, полужирный, выравнивание «по центру».
Шрифт заголовка структурной единицы «Подпараграф» – размер 14, полужирный, выравнивание «по левому краю».
Примеры оформления заголовков приведены в Приложении Е.
Перечисления – фрагмент текста, состоящий из предупреждения о том, что далее последует перечисление понятий, предметов или действий и из самих этих элементов, обозначаемых нумерованными, маркированными (графическими) или литерными знаками.
Нумерованные знаки применяются для обозначения последовательности этапов, крупных единиц. Например:
1. Ххххх.
2. Ххххх.
3. Ххххх. и т.д.
Маркированные и литерные применяются для равнозначных и не выделяющихся по смыслу по значимости от основного текста перечислений. В качестве графического элемента в маркированных перечислениях используется только заштрихованный кружок. Например:
· ххххх;
· ххххх;
· ххххх; и т.д.
Литерные знаки оформляются следующим образом:
а) ххххх;
б) ххххх;
в) ххххх; и т.д.
Каждый пункт, подпункт перечисления записывают с абзацного отступа.
Таблицы, рисунки. Для наглядности в тексте могут использоваться два внетекстовых элемента: таблицы, рисунки.
Таблица – форма организации материала в тексте курсовой работы, при которой систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и графы, и строки.
Рисунок – графическое изображение на плоскости, создаваемое с помощью линии, штриха, пятна, точки. К рисункам относят диаграммы, графики.
Таблицу, рисунок помещают под текстом, в котором впервые дана на них ссылка, или на следующей странице. Если таблица большого формата, то ее целесообразно вынести в приложение. При необходимости в приложение может быть вынесен и рисунок. Если в курсовой работе используются таблицы как дополнение к рисунку, то их следует располагать после рисунка.
Таблицы, рисунки должны нумероваться арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы, рисунки в пределах самой крупной структурной единицы текста (если текст разделен на разделы, то в пределах раздела, если на главы, то – главы). В этом случае номер таблицы, рисунка состоит из номера структурной единицы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой: «Таблица 2.1» или «Рисунок 1.3». В тексте допускается использование только одного вида нумерации таблиц, рисунков.
Таблицы, рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, разделенных точкой: «Таблица Г. 1» или «Рисунок А. 1» (ГОСТ 2.105–95).
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с первой прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
Слово «Таблица» и ее заголовок указывают один раз с абзацного отступа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.
Графу «Номер по порядку» в соответствии с ГОСТ 2.105–95 в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе таблицы непосредственно перед их наименованием.
На все таблицы, рисунки курсовой работы обязательно должны быть приведены ссылки в тексте с указанием их номера: «по данным, приведенным в таблице 2.1» или «в соответствии с рисунком 1.3 ». Допускается оформление ссылок на таблицу, рисунок в скобках, например, (см. Табл. 2.1), (см. Рис. 1.3).
Ширина таблицы должна соответствовать ширине текстового блока. Рисунки должны быть вставлены в текст командой «Вставка - Рисунок».
Формула– текст, представляющий собой комбинацию специальных знаков, выражающую какое-либо предложение (ОСТ 29.130–97).
Для написания формул в качестве символов следует использовать общепринятые обозначения. Пояснения символов и числовых коэффициентов, включенных в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснений начинается со слова «где» без двоеточия после него. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак « ».
Формулы должны нумероваться арабскими цифрами сквозной нумерацией, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках, например (1). Допускается нумерация формул в пределах самой крупной структурной единицы текста (если текст разделен на разделы, то в пределах раздела, если на главы, то – главы). В этом случае номер формулы состоит из номера структурной единицы и порядкового номера формулы, разделенных точкой (ГОСТ 2.105–95). В тексте допускается использование только одного вида нумерации формул.
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.
Ссылки на формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, … в формуле (Б.1).
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
При написании символов используют курсив. Пояснения символов печатаются шрифтом на 2 пт меньше основного. Например, норму отдачи вычисляют по формуле:
(1.3)
где R – норма отдачи,
D – дивиденд,
∆K – прирост капитала,
P – цена приобретенного актива.
Если формула дается без пояснения символов, то после нее ставится точка.
Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект.
Размеры шрифта для формул:
· обычный – 14;
· крупный индекс – 10;
· мелкий индекс – 8;
· крупный символ – 20;
· мелкий символ – 14.
Библиографическая ссылка – элемент аппарата курсовой работы (проекта), содержащий указания на источник, в котором разъясняются или уточняются сведения, приводимые в основном тексте курсовой работы (проекта). В курсовой работе (проекте) возможно использование только внутритекстовых ссылок. Такие ссылки являются частью основного текста. В этом случае сразу после окончания цитаты в квадратных скобках приводятся номер издания по списку и страница, на которой находится цитата, например: «Деньги – это прежде всего универсальный измеритель («счетная единица») экономической ценности рыночных благ» [4, с. 32]. Точка ставится после ссылки.
Сокращения. В целях обеспечения компактности курсовой работы (проекта) можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну запись и другие приемы сокращения.
Сокращению подлежат различные части речи. При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв. Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области и общее обозначение материала.
В отдельных случаях библиографического описания, например, при записи очень длинного заглавия, допускается применять такой способ сокращения, как пропуск отдельных слов, фраз, если это не приводит к искажению смысла.
Сокращения оформляют в соответствии с ГОСТ 7.12–93, который устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний, а также особые случаи сокращения слов, часто встречающихся в библиографической записи. В общепринятых сокращениях точка в конце не проставляется.
Примеры:
высшее учебное заведение – вуз
сантиметр – см
килограмм – кг
и т.п.
В остальных случаях в конце сокращения ставится точка.
Допускается применять сокращения, не предусмотренные ГОСТ 7.12–93, или более краткие варианты сокращения слов. В случае необходимости обозначения своего сложного термина аббревиатурой, ее следует указывать сразу же после данного термина в скобках, например, бюджетно-налоговая политика (БНП).
4.7 Заключение–структурная часть курсовой работы (проекта), завершающая ее, где подводятся итоги исследования, делаются обобщения, выводы и т.п. Основные выводы работы должны быть сформулированы в виде кратких, четких предложений и утверждений. Объем Заключения 2-3 страницы.
Заключение размещают на отдельной странице, располагая слово «Заключение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер – 16, с первой прописной буквы.
4.8 Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании курсовой работы (проекта): цитируемых, упоминаемых и т.д.
Библиографический список должен отвечать следующим требованиям:
· соответствовать теме курсовой работы (проекта);
· содержать отечественные и зарубежные источники, в том числе опубликованные в периодических изданиях за последние 3-5 лет;
· включать разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, научные, учебные и др.
Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенный с 1 июня 2004 года.
Библиографическое описание представляет собой составленный по определенным правилам перечень сведений о каждом источнике. К этим сведениям при описании книги относятся:
· фамилия и инициалы автора (авторов);
· заглавие;
· вид литературного источника (учебник, учебное, пособие, монография);
· место издания, издательство, год издания;
· количество страниц.
При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) необходимы следующие сведения:
· фамилия и инициалы автора статьи (авторов, если они указаны);
· заглавие статьи;
· название периодического издания;
· год выпуска периодического издания, его номер;
· страницы, на которых помещена статья.
Большое значение имеет правильное библиографическое описание документов и рациональный порядок расположения их в списке. Следует соблюдать алфавитный принцип расположения источников, при котором записи размещают по алфавиту фамилий авторов (фамилии соавторов во внимание не принимаются) или заглавий документов. Работы авторов-однофамильцев ставятся в алфавите их инициалов, работы одного автора – в алфавите заглавий книг и статей. Как правило, в начало списка использованных источников помещают официальные документы (законы, постановления, указы и т.д.).
После определения места источника в списке в соответствии с выбранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется арабскими цифрами.
В соответствии с указанным ГОСТом обязательны пробелы до и после каждого знака (кроме точки и запятой, когда пробел оставляется только после знака). В конце каждого описания ставится точка.
Библиографический список курсовой работы должен содержать не менее 20 источников.
Наименование структурного элемента «Библиографический список» записывается посередине страницы полужирным шрифтом, размер – 16, с первой прописной буквы. Библиографический список располагают в конце работы перед приложениями.
Примеры оформления использованных источников приведены в Приложении Ж.
4.9 Приложения оформляются как продолжение данной курсовой работы на последующих ее листах.
В приложениях помещают материал, дополняющий содержание основного текста. Приложениями могут быть, например, рисунки, таблицы большого формата, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху с правой стороны слова «Приложение» и его обозначения. В соответствии с ГОСТ 2.105–95 приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ: «Приложение А».
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с первой прописной буквы отдельной строкой.
В тексте курсовой работы на все приложения обязательно должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.
4.10 Требования к оформлению всего текста.Курсовая работа (проект) должна быть выполнена с применением печатающих устройств на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При наборе текста рекомендуется использовать тип шрифта «Times New Roman Cyr». Текст рукописи печатается с соблюдением следующих размеров полей:
· верхнее – 1,5 см;
· правое – 1,0 см.
· левое – 3,0 см;
· нижнее – 2,0 см.
Режим выравнивания: по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см. Не допускается оформление абзацного отступа табулятором или пробелами.
Междустрочный интервал – полуторный.
Шрифт основного текста – размер 14.
Нумерация страниц курсовой работы и приложений должна быть сквозная и начинаться с лицевого титульного листа. Номера страниц представляются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. На титульном листе, задании на курсовую работу, аннотации, оглавлении номера страниц не проставляются.
Требования к изложению
Язык и стиль курсовой работы (проекта) должен быть точным, логически последовательным.
В курсовой работе (проекте) должны обеспечиваться:
· самостоятельный, творческий характер изложения;
· смысловая законченность, целостность и связность;
· точность использования основного терминологического фонда соответствующей науки или сферы деятельности;
· единообразие оформления постановки сходных проблем, применения терминов и понятий, условных обозначений и сокращений слов, развертывания рассуждений, формулировок и выводов;
· объективность изложения;
· четкость и доступность изложения материала;
· соответствие изложения общелитературным нормам.
Для связи слов в сложном предложении необходимо использовать составные подчинительные союзы, такие как «между тем как...», «ввиду того что...», «так как...», «оттого что...», а также производные отыменные предлоги: «в соответствии...», «в результате...», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и другие.
Для выражения мнений ученых, на которые ссылается автор курсовой работы (проекта), используются вводные конструкции типа: «По мнению С. Ю. Витте, у нас значение законов политической экономии и житейское их понимания приняли самое нелепое направление…»; «Б. Ф. Ломов подчеркивал, что психические явления характеризуются высокой динамичностью...».
Для логической связи между частями работы рекомендуются следующие выражения: «в результате проведенного исследования установлено...», «как показал анализ...», «на основании полученных данных...», «резюмируя вышеизложенное...» и т.д.
Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. В тексте должны употребляться неопределенно-личные предложения.
Примеры:
1. «Предложены мероприятия по снижению технологических потерь…».
2. «Проведенный анализ динамики показателей…».
3. «В результате анализа финансового состояния ТСЖ «Альянс» за 2004-2006 гг. сделаны следующие выводы…».
Допускается изложение от третьего лица.
Примеры:
1. «Автор полагает…».
2. «По мнению автора…».
3. «По нашему мнению…».
Для выражения логических связей между частями высказывания рекомендуются следующие конструкции: «в результате проведенного исследования установлено…», «как показал анализ…», «на основании полученных данных…», «резюмируя вышеизложенное…», и т.д.
Для выражения мнений ученых, на которые ссылается автор курсовой работы, используются вводные конструкции типа: «По мнению С.Ю. Витте, у нас значение законов политической экономии и житейское их понимания приняли самое нелепое направление…»; «Б.Ф. Ломов подчеркивал, что психические явления характеризуются высокой динамичностью…».
В курсовой работе не допускается применять без числовых значений математические знаки (за исключением формул, таблиц и рисунков), например, > (больше), < (меньше), ≤ (меньше или равно), ≠ (не равно), а также знак № (номер).
Обозначения единиц счета и единиц физических величин применяют в таблицах, пояснениях символов и числовых коэффициентов, входящих в формулы, и в тексте только в числовых значениях, например, 15 кг, 100м.