Учение о социальной динамике
В основу своего теоретического обоснования идеи общественного развития Конт положил понятие человеческой природы. Он выдвинул несколько тезисов, главный из которых утверждает, что в природе человека изначально заложено социальное чувство, благодаря которому становится возможным само существование человеческого общества. Давая характеристику социальному чувству, Конт отмечал, что оно не однородно, а включает умственные, нравственные и эстетические способности. Рассмотрев роль каждой из них в развитии социального чувства, он заключил, что развитие умственной способности является определяющим в развитии всего социального чувства, а следовательно, и общества в целом.
Объясняя механизм интеллектуальной эволюции, французский философ утверждал: «Каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное»2. Эта последовательная смена теологического, метафизического и позитивного фазисов в лю-
1 Конт О. Дух позитивной философии. С. 40.
2 Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С. 4.
СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ 61
бом идейном развитии должна стать, по Конту, определяющей и в общественной истории, поскольку для него уровень интеллекта (разума, духа) есть показатель человеческого развития вообще1.
Первой стадией развития человеческого разума является теологическая стадия. Ей в наивысшей степени присущи поиски абсолютного знания и первопричин. Вторую стадию Конт определяет как метафизическую, или абстрактную, которой также присущи попытки познания первопричин и сущностей. Но если теологическое мировоззрение провозглашает непосредственное вмешательство высшего Творца, который управляет миром, то метафизический образ мышления заменяет волю разумного Деятеля действиями сущностей, или абстракций. Конт считал, что на второй стадии человеческой истории сохраняются все основные принципы первой, поэтому он не усматривал существенной разницы между ними, полагая, что метафизическая стадия необходима как переходная от теологической к позитивной. «Теология и физика так глубоко несовместимы друг с другом, — писал Конт, — и понятия их так радикально противоположны друг другу, что, прежде чем отказаться от одних, чтобы пользоваться исключительно другими, человеческий ум должен был некоторое время прибегать к переходным понятиям, носящим смешанный характер и потому способным содействовать постепенному переходу. Таково естественное назначение метафизических понятий, так как сами по себе они не приносят никакой действительной пользы»2.
Критикуя метафизический и теологический способы мышления, Конт тем не менее подчеркивает, что до определенного времени они оправдывают себя. В этом смысле теологический метод соответствует младенческому состоянию ума. Но когда этот метод стремится упрочить младенческое состояние, тем самым он начинает мешать дальнейшему прогрессу. Тогда на смену ему приходит метафизический способ мышления, который «оказывается всегда перед неизбежной альтернативой: либо стремиться в интересах порядка к тщетному восстановлению теологического состояния, либо, дабы избежать угнетающей власти теологии, толкать общество к чисто отрицательному положению»3. Развитие данного противоречия в конечном счете приводит к тому, что дальнейшее
1 Согласно Конту, каждой из названных ступеней эволюции человеческого
интеллекта присущи определенные материальные, нравственные, эстетические
Уровни развития общества и соответствующие им политические организации.
2 Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С. 78.
3 Конт О. Дух позитивной философии. С. 15.
История социологии
существование метафизического способа мышления становится «вредным». Его заменяет позитивный метод, который, постепенно овладевая умами, становится господствующим.
Таким образом, присутствие метафизической ступени в законе трехстадийного развития демонстрирует невозможность резкого перехода в форме скачка от теологии к науке и показывает целесообразность постепенного перехода от одной стадии к другой.
Положительная стадия развития человеческого разума и человеческого общества вообще характеризуется господством положительного метода. Позитивная стадия является завершающей в связи с тем, по мнению Конта, что позитивная политика, возникновение и существование которой возможно только на данной стадии развития, предоставляет человечеству систему принципов, реальное осуществление которых приведет к установлению гармонии порядка и прогресса, что является высшей и конечной целью развития человеческого общества.
Приняв закон трех стадий в качестве основного закона общественного развития, Конт старается доказать его с помощью конкретной истории. Но во всем многообразии исторических фактов его интересуют только те, с помощью которых французский философ и социолог надеется обосновать свой «великий социологический закон», игнорируя остальные факты как второстепенные и незначительные. В последнем томе «Курса» автор прямо пишет, что еще в молодости быстро собрал материалы, которые казались ему подходящими для его великого предприятия, «всеобщий дух» которого он уже «сознавал»1.
Закон трех стадий выступает в учении Конта в роли стержня теории общественного прогресса или социальной динамики, так как с его помощью предпринимается попытка раскрыть механизм социального развития.
■