Глобализационных процессов теории 4 страница
Лит.; Соц. воспроизводство деревни в условиях агропромышленной интеграции. М., 1986; Проблемы развития соц. сферы села: реальность и прогнозы. СПб.; Пушкин, 1997; Нас. и бизнес в АПК. Н. Новгород, 2000; Староверов В. И. Сельская соц-я. М.} 2003.
В,И, Староверов
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ— способ построения целевой структуры к.-л., как правило, крупномасштабной коллективной деятельности, отличительная особенность к-рой состоит в том, что общая цель делится на ряд составляющих, каждая из них делится на более частные и т.д. Использование Д.ц. дает возможность системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое и достаточное число задач, требующих решений на пути к их достижению. Применяется в программах типа ПЕРТ, ПАТТЕРН, в сетевых графиках и т.д. Уязвимым местом Д.ц. явл. «узлы деления*, т.е. точки разложения общих целей на более частные, поскольку нередко бывает трудно обеспечить полноту деления и совместимость, единство основания для деления и т.п.
Лит.: Вентцелъ Е.С, Иссл-е операций: задачи, принципы, методология. М., 1980; Наумова Н.Ф. Соц. и психол. аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Гвардейцев ММ, Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Матем. обеспечение управления. Меры развития об-ва. М., 1996; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия, М., 1999; Пригожий А.И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ
Дезорганизация. Причины, виды, преодоления, М., 2007.
А.И. Пригожий
ДЕТЕРМИНАЦИЯ(лат. determinatio -определение, установление; англ. эквивалент determinacy) — в широком смысле ситуация, когда к.-л. свойство (событие) опред. (детерминирует) др. свойство (событие), напр., в соц-и установка может детерминировать поведение. В биологии свойства эмбриона детерминируют свойства взрослого организма. Д. называют также процесс, где проявляется детерминирующее воздействие одних свойств (событий) на др.
В узком смысле Д. — это точное ма-тем. понятие. Так называют правило вила Л-»Д которое выводится из наблюдений за частотами свойств (событий) А, В. Свойства могут быть простыми или сложными (составными).
В Д. А-^>В свойство А называется аргументом, свойство В — функцией.
Всякая Д. характеризуется точностью и полнотой.
Точность (англ. accuracy) Д. А-*В — это доля В среди А. Точность принимает значения от 0 до 1 (от 0 до 100%). В опыте точность измеряется как условная частота Р(В\А) = ЩАВ)/ЩА), где \\АВ) — кол-во случаев В совместно с А, У (А) — кол-во случаев А безотносительно к В. Точность Д. А-^В есть количественная оценка достаточности А для В.
Полнота (англ. completeness) Д. Аг*В — это доля А среди В. Полнота принимает значения от 0 до 1 (от 0 до 100%). В опыте полнота измеряется как условная частота Р(А\В) — N(AB)/N(B), где N{AB) — кол-во случаев В совместно с A, N(B) — кол-во случаев В безотносительно к А, Полнота Д. А-^В это количественная оценка необходимости А для В.
В зависимости от величин точности и полноты Д. бывают: а) точные и полные; б) точные, но неполные; в) неточные, но полные; г) неточные и неполные. Возможны любые промежуточные варианты. Случаи а, б, в, г изображены на рис. ; помощью т.н. диаграмм Венна. Здесь А, В символически изображены в виде
кружков, площади к-рых пропорциональны соответственно N(A), N(B), Площадь пересечения кружков А и В (заштрихована) пропорциональна N{AB). Площадь обрамляющего прямоугольника пропорциональна полному количеству наблюдений JV.
А~~ШЖ'В | А^ув | АХ^в в | Ь(5 г |
Детерминации (правило) Л->8:
а — точная, б — точная, в — неточная, г — неточная
и полная; но неполная; неполная; и неполная
В силу своей частотной природы Д. не сводима к логической импликации. Матем. теория Д. носит название анализ детерминационный (ДА).
В классической силлогистике Аристотеля свойства (события), фигурирующие в Д., принято называть термами, терминами, понятиями, а площади кружков, к-рые их символизируют, называют объемами понятий. Круги, символизирующие понятия и объемы понятий, называют кругами Эйлера (Л. Эйлер, 1707—1783). В 6 в. неоплатоник Фи-лопон, комментируя 1-ю «Аналитику» Аристотеля, также изображал отношения между понятиями в виде кругов.
Правила типа Д. играют ключевую роль в задачах предсказания (прогноза) и объяснения. Знание правил позволяет действовать, предвидя рез-т. В соц-и при проведении опросов любые два ответа А, В связаны процентом В среди А и процентом А среди В. Это опред. Д. А-^В. Добавив ответ С, получим Д. А С-^-В, точность к-рой может быть больше, меньше или такой же, как у А-^-В. Понятие Д. применяется в соц-и при решении задач объяснения и прогноза вербального либо актуального поведения. Оно также применяется в маркетинге, медицине, лингвистике, генетике.
Лит.: Чесноков СВ. Детерминационный анализ социол. данных // Социол. иссл-я. 1980. № 3; Он же. Детерминационный анализ соц.-экон. данных. М., 1982; Детерминация // Советский энциклопедический словарь. М., 1983.
СВ. Чесноков
ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ -
см. Географическое направление в социологии.
ДЕТЕРМИНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ — теория материализма исторического К. Маркса, в к-рой исследуются закономерности взаимодействия об-ва и чел,; один из осн. принципов соц-и, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность соц. явлений. Исходным принципом детерминизма явл. то, что все вещи и события окружающего мира находятся в самых разл. связях и отношениях. Д.с.-и. не сводится только к причинно-следственным связям. Помимо последних сюда входят связи случайные и необходимые, возможные и необходимые, прямые и косвенные, связи функционирования, развития и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного кл. объектов выступает в кач-ве важнейшего детерминанта развития. Именно поэтому материалистическая диалектика, будучи теорией развития, явл. вместе с тем теорией детерминизма.
Д.с.-и. выражает специфику
конкр.-истор. бытия об-ва. Он имеет две формы. Во-первых, это строгая детерминация одного соц. явления др., напр., экон. отношений производительными силами, соц.-кл. структуры об-ва экон. отношениями и т.д. Во-вторых, понятие «Д.с.-и.» относится к характеристике нек-рых свойств или кач-в, присущих не отд. объекту, а кл. объектов в целом. При этом содержание и характер поведения этого кл. объектов рассматриваются не как случайные, а как детерминированные опред. системой условий, свойств и кач-в, включенных в эту систему объектов. Гл. особенность Д.с.-и. состоит в том, что его объектом явл. деятельность людей, к-рые в то же время выступают субъектами деятельности.
Лит.: Буте М. Причинность. М., 1962; Барулин B.C. Истор. материализм. М., 1976; Осипов Г.В. Соц-я и соц. мифология. М., 2002; Соц-я. Основы об-
щей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, ЛИ. Москвичев. 2-е изд. М., 200S.
Г. В. Осипов
ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
(экон. материализм) — экон. интерпретация истории, вульгарно-материалистическая концепция, согласно к-рой обществ.-истор. развитие всецело опред. действием экон. фактора (или экон. среды). Полит., идеол-, мор. и др. сферы соц. жизни предстают лишь как следствие действия экон. фактора, лишенные самостоятельности и способности активно воздействовать на ход истории.
В Д.э. из производительных сил и производственных отношений механически выводятся все остальные явления обществ, жизни. Люди выступают в теориях Д.э. лишь как персонификаторы экон. категорий.
Д.э. возник в кон. 19 в. в рез-те искаженного толкования марксизма его противниками и вульгаризаторами (В.М. Шу-лятиков, Э. Бернштейн и др.). Д.э. нашел отражение и в произв. ряда марксистов (П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург и др.). Этому в известной степени способствовала сложность и недостаточная разработанность проблем, связанных с формами воздействия экон. фактора на полит., правовые и проч. идеол. представления и обусловленные ими действия.
Критика позиций Д.э. была дана Ф. Энгельсом в его письмах 1890-х гг. к Бернштейну, Лафаргу, К. Шмидту и др., когда угроза подобного рода извращений выявилась со всей очевидностью, когда не учитывалось, что надстроечные явления оказывают активное обратное воздействие на экономику, способствуя соц.-экон. прогрессу или препятствуя ему,
В условиях НТР традиции Д.э. в своеобразной форме продолжаются представителями технол. детерминизма, в концепциях индустриального, постиндустриального, технол. об-в (Д. Белл, Ж. Эллюль и др.).
Лит.: Гэлбрейт Дж.К. Экон. теории и цели об-ва. М., 1976; Детерминизм, причинность, орг-ция. Л., 1977; Детерми-
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНАЯ
низм: системы, развитие. Минск, 1985; Заславская Т.Е., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 1991; Ковалевский М.М. Экон. школа в соц-и // Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. СПб., 1997.
И.Б. Орлова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНАЯ- один из видов чел. деятельности, направленный на изменение жизни индивидов и об-ва к лучшему. В соц-и Д.д. чаще всего понимается как синоним культ, деятельности, несмотря на то что последнее понятие значительно шире.
Классическая социол. традиция трактует Д.д. прежде всего как познавательную и творческую. Напр., в трудах Г. Зиммеля Д.д. ассоциируется с «трансцендентальным формотворчеством», а М. Вебер связывает ее с мирской аскезой, выполнением профессионального долга. Совр. зап. соц-я трактует Д.д. как «процесс принятия иного»: иной природной реальности, иного социума, иной культуры и т.д.
Понимание Д.Д., сложившееся в отечественной соц-и, опирается на труды К. Маркса, к-рый одним из первых выделил и проанализировал на соц. уровне отд. ее компоненты, процессы и связи. Он, в части., разграничил в ней две гр. процессов: духовно-продуктивную (духовно-творческую) деятельность, связанную с освоением соц. опыта, духовных ценностей, накопленных человечеством. Такой подход доминировал в отечественной науке долгое время, причем считалось, что большинство людей способны заниматься только одним из видов Дд., а именно — духовным потреблением. На этом основании строились и мн. сониол. иссл-я, уделяющие внимание изучению таких видов деятельности, как просмотр телепередач, чтение, посещение кино, театра, выставок и т.д. С этой т.з. как бы предполагалось, что творчеством могли заниматься только избр., поэтому чаще всего оно становилось предметом изучения психологии, отчасти философии и почти не включалось в круг интересов социологов.
В последнее десятилетие появляются новые подходы, согласно к-рым оба вида Д.д. явл. производящими, ибо духовное потребление можно рассматривать как ч. духовного производства. При таком подходе Д.д. становится тождественной духовному производству в широком понимании этого слова, а не только творчеству, и это вполне объяснимо, т.к. в об-ве функционирует множество соц. ин-тов, транслирующих духовные ценности, в них заняты большие гр. людей, обеспечивающие хранение и функционирование этих ценностей в об-ве. Поэтому духовное измерение присутствует в деятельности представителей самых разных профессий. Теор. возможны четыре вида Д.д.: преобразовательная (созидательная, творческая); познавательная ; ценностно-ориентационная (аксиологическая) и коммуникативная (общение). Для того чтобы эти виды деятельности чел. мог осуществить на практике, ему надо обладать опред. психическими свойствами: способностью к созиданию, познанию, оценке и общению.
Д.д. отд. индивида и Д.д. социума находятся в постоянной взаимосвязи. Через Д.д. личность вносит свою субъективность в объективный мир, распространяя на об-во свое духовное поле. При этом ее внутренний мир, оставаясь самоценным, одновременно приобретает соц. значение. Именно так Д.д. и духовные способности оказывают большое влияние на выполнение соц. ролей как самого чел., так и др. людей.
Ориентиры на разл. способы осуществления Д.д. приводят к разл. рез-там в процессе становления личности: либо к осуществлению возможности формирования соц. субъекта, творца, либо к утверждению конформизма как ведущей позиции индивида. Исходя из этого целостной можно назвать такую личность, духовное развитие и становление к-рой сопряжено с утверждением гармонии между осн. сферами духовной жизни об-ва: нравственностью, познанием и эстетическим мироощущением, мировы-ражением.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ
Лит.: Ерасов Б.С. Соц. культурология. М., 1994; Ионин Л.Г. Соц-я культуры. М., 1996; Культурология. 20 в. СПб., 1997; Художественная жизнь совр. об-ва: В 4 т. СПб., 1997; Брансшй Б.П. Искусство и философия. Калининград, 1999; Михайлова Л.И. Соц-я культуры. М., 1999; Ределъ А.И. Духовность — основа российского менталитета. М., 2000.
И. В. Налетова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ -
соц. деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культ, ценностей.
Культ, содержание можно выделить в любой сфере целенаправленной соц. деятельности чел.: труде, быту, политике, образовании и т.д., направленной на развитие заложенных в чел, способностей, реализацию его соц. целей. Такая трактовка Д.к. основана на понимании культуры в широком смысле как специфическом срезе любой соц. деятельности.
Д.к. направлена на самореализацию сущностных сил чел., его способностей, потребностей. Это человекотворческая деятельность, цель к-рой — формирование гармонично развитой личности. Субъект и объект Д.к. — чел.
Культ, следует считать такую деятельность, к-рая осуществляется для пользы чел. и в гуманистических целях, служит развитию прогрессивных форм обществ, жизни, соответствует логике объективных законов соц. развития.
В социол. лит. и особенно в эмпирических социол. иссл-ях Д.к. чаще трактуется в более узком, специальном смысле: осн. внимание уделяется изучению таких видов Д.к., как чтение, просмотр телепередач, посещение кино, театров, участие в творческих коллективах и т.п., что явл. лишь частью Д.к., а именно досутовой,
Лит.; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Витанъи Я. Об-во, культура, соц-я. М., 1984; Орлова Э.А. Введение в соц. и культ, антропологию. М., 1994; Гуревич I7.C. Чел. и культура. М., 1997.
И.Б. Орлова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - со
вокупность соц. значимых действий, осуществляемых субъектом (об-во, кл., гр., личность) в разл. сферах и на разл. уровнях соц. орг-ции об-ва, преследующих опред. соц. цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов разл. средства: экон., соц., полит, и идеол, Д.с. имеет место тогда, когда личность, гр., кл. или об-во в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Многообразие соц. действий можно свести к четырем основным гр.: 1) целенаправленное действие, свя-:шнное с изменением данной соц. системы или условий деятельности; 2) действие, направленное на их стабилизацию;
3) действие, преследующее цель адапта
ции к данной соц. системе и условиям
деятельности; 4) интегративное дейст
вие, предполагающее включение лично
сти, гр. или к.-л. др. общности в более
крупную соц. общность или систему.
Д.с. характеризует активность субъекта. Ее элементами явл. предметность, обусловленная рез-тами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями, целесообразность, преобразование объекта, на к-рый направлена деятельность, или создание нового, ранее неизвестного объекта.
Любая деятельность включает четыре взаимосвязанные подсистемы: 1)объек-тивно-предпосылочную (потребности и интересы); 2) субъективно-регулятивную (диспозиции); 3) исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели);
4) объективно-результативную (рез-ты
деятельности).
Лит.: Каган М.С. Чел. деятельность: Опыт системного анализа. Μ, 1974; Са-гатовстй В.Я. Структура деятельности // Закономерности науч. познания. Томск, 1982; Штомпка П. Соц-я соц. изменений. М., 1996; Осипов Г.В. Соц-я и соц, мифология. М., 2002; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Мостичев. 2-е изд. М., 2008.
Г.В. Осипов
ДИАСПОРА НАЦИОНАЛЬНАЯ
ДИАСПОРА НАЦИОНАЛЬНАЯ(греч. diaspora — рассеяние) — устойчивая совокупность людей единого этнич. происхождения (одной или родственных национальностей), живущих в иноэтнич. окружении за пределами своей истор. родины или вне ареала расселения своего народа и имеющих соц. орг-ции для развития и функционирования данной истор. общности.
Появление этого феномена связано с событиями 6 в. до н.э., когда вавилонский правитель Навуходоносор II после завоевания Палестины насильно переселил евреев в Вавилонию, где они жили ло ее завоевания персидским властелином Киром. Все это время евреи сохраняли свою культуру, обычаи, не утратили язык, продолжали существовать как национально-самобытное образование. В дальнейшем понятие «диаспора» стало применятся ко всем этнич. гр., к-рые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как особая этнич. общность. Это было связано не только с войнами, этнич. и религ. преследованиями, но (особенно в Новое время) с экон. преобразованиями, освоением новых терр., миграцией.
Анализ истории появления Д.н. позволяет сделать вывод, что первейшим и гл. признаком диаспоры явл. пребывание людей одной этнич. общности за пределами страны (терр.) их происхождения и жизнь в икоэтнич. окружении. Далее, Д.н. не просто «кусочек» своего народа, живущего среди др. народа — это такая этнич, общность, к-рая сохраняет осн. характеристики самобытности своего народа, поддерживает их и содействует их развитию. Кроме того, Д.н. имеет нек-рые организационные формы функционирования, начиная с такой, как землячество, и завершая наличием обществ,, а иногда полит, движений. Наконец, следует отметить такой отличительный признак Д.н., как осуществление ею соц. защиты своих членов, помощи в трудоустройстве, обеспечении их прав в рамках конституции и законодательств тех стран, в к-рых они живут.
Особо следует сказать о таком признаке, как религия, ибо она в ряде случаев явл. цементирующим фактором в консолидации единоверцев, что часто совпадает с опред. национальностью (напр., моно-физитство в жизни армянского народа).
Д.н. можно классифицировать по тем осн. видам деятельности, к-рые они выполняют. Наиб, распространена культурно-просветительная деятельность, связанная с развитием родного языка, нац. лит., искусства, нац. самосознания. Опред. распространение получили нац.-религ. орг-ции. Нек-рыми диаспорами было возрождено производство по выпуску нац. товаров и услуг, нар. промыслов и ремесел. Особой формой деятельности для ряда Д.н. стало выполнение ими полит, функций, когда осн. внимание создаваемых ими орг-ций сосредоточивается на поддержании целей независимости (абхазская диаспора), достижения нац. примирения (чеченская диаспора), иногда на противостоянии существующим полит, структурам (узбекская и таджикская диаспоры).
Д.н. можно рассматривать с т.з. их сплоченности, позитивности и деструк-тивности. Не исключается и возможность проявления криминального аспекта в их деятельности. Очень значима такая проблема, как их жизненный цикл или длительность их существования. Д.н. — довольно хрупкий организм, особенно на этапе своего формирования, к-рый может прекратить свое существование либо вследствие недостатка внутренних сил для сохранения целостности и устойчивости, либо из-за воздействия внешних сил. в основном олицетворяющих гос-во, на терр. к-рого она находится.
На терр. России происходит процесс укрепления как ранее имеющихся Д.н., так и формирования новых. «Старые» диаспоры (еврейская, армянская, греч., нем. и др.) создали общенац. орг-ции, провели съезды, получили правовую основу для своего существования. После распада СССР были заново воссозданы нац. диаспоры, представляющие народы бывших союзных республик (грузинская, украинская, таджикская, казахская
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ
и др.). Одновременно стали формироваться нац. объединения, представляющие интересы диаспор народов многих национальностей, населяющих Россию (татарская, чувашская, удмуртская, бурятская и др.). Остаются т.н. проблемные диаспоры, принципиальные вопросы существования к-рых еще не решены или их решение по тем или иным причинам откладывается (корейская, месхе-тинская, афганская).
Д,н. превращаются в активную обществ, силу, способную содействовать или противостоять происходящим изменениям. Это имеет большое значение для нац. политики, область действия к-рой — это в значительной степени сфера согласования этнич. интересов.
Лит.: Гумилев Л.Н. География этноса в истор. период. М., 1990; Этнос и его подразделения. М., 1992:Илларионова Т. Этнич. гр.: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М-, 1994; Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Миграции и новые диаспоры в постсоветских гос-вах. М., 1996; Тощен-ко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социол. иссл-я // Социол. иссл-я. 1996. № 12.
Ж. Т. Тощенко
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ- разработанная О. Контом теория обществ, прогресса, в основу к-рой положена история чел. духа. Прогресс означает развитие по восходящей линии, хотя и не включает в себя фактора совершенствования. Конт делил факторы, влияющие на обществ, прогресс, на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором явл. духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность чел. жизни, прирост нас, обуславливающий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуальных и мор. кач-в чел. Вторичные факторы могут только замедлить или ускорить прогресс об-ва, к-рый совершается закономерно и стадии к-рого не могут быть изменены. Подразделяя прогресс на материальную (улучшение внешних условий жизни),
физическую (совершенствование чел. природы), интеллектуальную (развитие интеллекта, переход от религ. и метафизического мировоззрения к позитивному) и мор. (развитие чувства коллективности) сферы, Конт придавал осн. значение последним двум. Он писал, что соц. организм основывается на совокупности взглядов, мнений, к-рые, постепенно изменяясь, оказывают влияние на все проч. стороны обществ, жизни. В основе развития ума и соотв. чел. истории лежит закон трех стадий.
В соц-и П. Сорокина понятие «Д.с.» преобразовалось в понятие социокульт. динамики как теории циклической смены разл. культ, типов или суперсистем. Возникновение очередного культ, типа вызывает полит., соц. и культ, кризисы, сопровождаемые войнами, революциями и др. соц. потрясениями. Понятие «Д.с.» нашло место в трудах Д. Белла, однако для совр. социол. мысли более характерна трансформация этого понятия в концепциях процессов социальных, развития социального, изменений социальных.
Лит.: Голосенка И А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991;Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской соц-и. М., 1995; Сорокин П.А. Соц. и культ, динамика. СПб., 2000.
, . ••• Е.В. Осипова
ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ(лат. dispositio — расположение) — предрасположенность к опред. восприятию условий деятельности и к опред. поведению в этих условиях. Систему диспозиций образуют высшие Д.л. — концепция жизни и ценностные ориентации, общая направленность личности, а также обобщенные соц. установки на типичные соц. объекты и ситуации и, наконец, ситуативные соц. установки как диспозиции к восприятию и поведению в данных конкр. условиях, в данной предметной и соц. среде. Высшие Д.л., будучи продуктом общих соц. условий и отвечая наиб, общим потребностям личности — потребностям слияния с социумом, активно взаимодействуют на Д.л. нижеле-
ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ
жащих уровней. Однако последние, особенно ситуативные установки, обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает адаптацию личности к меняющимся условиям деятельности при сохранении устойчивости высших Д.л. Согласно диспозииионной теории саморегуляции соц. поведения личности (В.А. Ядов), иерархически организованная система Д.л. — продукт предшествующего опыта, в к-ром фиксируются привычные способы удовлетворения разл. потребностей личности в привычных соц. условиях. Высшие Д.л. регулируют общую направленность соц. поведения, низшие — поведение в опред. сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях. Роль ведущих принимают на себя Д.л., адекватные условиям и цели деятельности в данном «масштабе».
Диспозиционная концепция позволяет установить связи между социол. и сои.-психол. подходами к изучению соц. поведения личности. В отечественной психологии проблематика Д.л. охватывает анализ ее отношений (В.Н. Мяси-щев), направленности (Л. В. Бокович), проявления целостности психических свойств и процессов в установочной готовности (Д.Н. Узнадзе), а в зарубежной психологии наиб, близкие явления изучаются в понятиях личностных черт и аттитьюдов.
Лит.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции соц. поведения личности // Методол. проблемы соц. психологии. М., 1975; Он же. Диспозиционная концепция личности // Соц. психология. Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование соц. поведения личности. Л., 1979; Андреева Г.М. Соц. психология. М., 19S8.
В.А. Ядов
ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ- теория, развитая в 1960-х гг. амер. учеными Л, Фестингером, Р. Абельсоном и др. в целях объяснения формирования мнений и мотивации действий на основе внутрипсихологических импульсов. Осн. смысл этой теории состоит в том, что при наличии в соц. общности не согла-
сованных друг с др. представлении (cognitions) возникает конфликтное явление диссонанса. Оно порождает стремление личности найти некое компромиссное решение в целях уменьшения степени несогласованности и поддержания психического равновесия в процессе дальнейших взаимных контактов. При этом несогласованность во мнениях выполняет функцию наказания, а согласованность выступает в форме поощрения.
Теория Д.к. ныне выдвинулась на одно из первых мест в иссл-и закономерностей соц. поведения и оказания коммуникативного воздействия на массы. В основе этой теории лежит гомеостазис, т.е. такое положение, когда чел. стремится сбалансировать (уравновесить) свое поведение, следуя логике связей в системе общих мнений и убеждений.
Различаются две гр. источников диссонанса. К первой относятся внутренние конфликты индивида с самим собой вследствие неправильного решения, соблазна, неэффективности затраченных усилий, свершившегося неприятного факта и т.п. Вторую образуют противоречия из-за разногласия во мнениях разных людей, несоответствия действия ожиданиям др. лиц, несовпадения личных убеждений с требованиями нормативной регуляции вследствие существенных различий в субкультурах и т.д.
Снятие диссонантных напряжений возможно неск. способами, каждый из к-рых имеет свое значение в индивидуальной психотерапии. Первый путь заключается в добавлении к уже существующему нового Д.к. по принципу «меньшее зло излечивается большим». Второй путь — возрастание привлекательности возникших альтернатив путем сопоставления и оценок преимуществ каждой из них. Третий путь — поиски согласия и компромиссных решений. При этом замена объекта влечений способна оказывать на личность успокаивающее воздействие. Социологи выделяют неск. разл. вариантов возможного погашения диссонантного напряжения: 1) отказ от цели; 2) изменение направле-
ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ния действия (модификация цели); 3) изменение установки (радикальное или частичное); 4) замена средств достижения цели; 5) насильственное устранение препятствий.
Лит.: Боботов С.В, Буржуазная соц-я права. М., 1978; Зубов А.Б. Парламентская демократия и полит, традиции. М., 1990; Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994; Fesimger I. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanfort, 1957; Abelson R.P. Theories of Cognitive Onsistency. A Source Book. Chi.,1968; Groups Dinamics: Research and Theory. N.Y. 1968; Diction-naire encyclopedique de theorie et de sociologie du droit. P., 1988.
СВ. Боботов
ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- восприятие разл. соц. статуса участниками соц. взаимодействия. Инструментом эмпирического измерения Д.с. явл, т.н. шкала Богардуса (по имени сконструировавшего ее амер. социолога). Реальную основу Д.с, составляют объективные (соц., экон., полит, и т.д.) различия между соц. гр. В соц. психологии термином «Д.о опред. состояние, к-рое индивид стремится сохранить между собой и др. чел. В повседневном языке феномены увеличения или сокращения Д.с. описываются афоризмами типа: «поставить на место», «поговорить без формальностей» и т.л. Дх. поддерживается в соц. практике всевозможными ритуалами и знаками различия. Д.с. функционально необходима для орг-ции совместной деятельности.