Глобализационных процессов теории 4 страница

Лит.; Соц. воспроизводство деревни в условиях агропромышленной интегра­ции. М., 1986; Проблемы развития соц. сферы села: реальность и прогнозы. СПб.; Пушкин, 1997; Нас. и бизнес в АПК. Н. Новгород, 2000; Староверов В. И. Сельская соц-я. М.} 2003.

В,И, Староверов

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ— способ построения целевой структуры к.-л., как правило, крупномасштабной коллективной дея­тельности, отличительная особенность к-рой состоит в том, что общая цель де­лится на ряд составляющих, каждая из них делится на более частные и т.д. Ис­пользование Д.ц. дает возможность сис­темно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое и достаточное число задач, требующих ре­шений на пути к их достижению. При­меняется в программах типа ПЕРТ, ПАТТЕРН, в сетевых графиках и т.д. Уязвимым местом Д.ц. явл. «узлы деле­ния*, т.е. точки разложения общих це­лей на более частные, поскольку неред­ко бывает трудно обеспечить полноту деления и совместимость, единство ос­нования для деления и т.п.

Лит.: Вентцелъ Е.С, Иссл-е операций: задачи, принципы, методология. М., 1980; Наумова Н.Ф. Соц. и психол. ас­пекты целенаправленного поведения. М., 1988; Гвардейцев ММ, Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Матем. обеспечение управления. Меры развития об-ва. М., 1996; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия, М., 1999; Пригожий А.И. Ме­тоды развития орг-ций. М., 2003; Он же.



ДЕТЕРМИНАЦИЯ

Дезорганизация. Причины, виды, пре­одоления, М., 2007.

А.И. Пригожий

ДЕТЕРМИНАЦИЯ(лат. determinatio -определение, установление; англ. экви­валент determinacy) — в широком смысле ситуация, когда к.-л. свойство (событие) опред. (детерминирует) др. свойство (со­бытие), напр., в соц-и установка может детерминировать поведение. В биологии свойства эмбриона детерминируют свой­ства взрослого организма. Д. называют также процесс, где проявляется детерми­нирующее воздействие одних свойств (событий) на др.

В узком смысле Д. — это точное ма-тем. понятие. Так называют правило ви­ла Л-»Д которое выводится из наблюде­ний за частотами свойств (событий) А, В. Свойства могут быть простыми или сложными (составными).

В Д. А-^>В свойство А называется ар­гументом, свойство В — функцией.

Всякая Д. характеризуется точностью и полнотой.

Точность (англ. accuracy) Д. А-*В — это доля В среди А. Точность принимает значения от 0 до 1 (от 0 до 100%). В опыте точность измеряется как услов­ная частота Р(В\А) = ЩАВ)/ЩА), где \\АВ) — кол-во случаев В совместно с А, У (А) — кол-во случаев А безотноситель­но к В. Точность Д. А-^В есть количест­венная оценка достаточности А для В.

Полнота (англ. completeness) Д. Аг*В — это доля А среди В. Полнота принимает значения от 0 до 1 (от 0 до 100%). В опыте полнота измеряется как условная частота Р(А\В) — N(AB)/N(B), где N{AB) — кол-во случаев В совместно с A, N(B) — кол-во случаев В безотноси­тельно к А, Полнота Д. А-^В это количе­ственная оценка необходимости А для В.

В зависимости от величин точности и полноты Д. бывают: а) точные и полные; б) точные, но неполные; в) неточные, но полные; г) неточные и неполные. Воз­можны любые промежуточные вариан­ты. Случаи а, б, в, г изображены на рис. ; помощью т.н. диаграмм Венна. Здесь А, В символически изображены в виде

кружков, площади к-рых пропорцио­нальны соответственно N(A), N(B), Пло­щадь пересечения кружков А и В (за­штрихована) пропорциональна N{AB). Площадь обрамляющего прямоугольни­ка пропорциональна полному количест­ву наблюдений JV.

А~~ШЖ'В Ав АХ^в в Ь(5 г

Детерминации (правило) Л->8:

а — точная, б — точная, в — неточная, г — неточная

и полная; но неполная; неполная; и неполная

В силу своей частотной природы Д. не сводима к логической импликации. Матем. теория Д. носит название анализ детерминационный (ДА).

В классической силлогистике Ари­стотеля свойства (события), фигурирую­щие в Д., принято называть термами, терминами, понятиями, а площади кружков, к-рые их символизируют, на­зывают объемами понятий. Круги, сим­волизирующие понятия и объемы поня­тий, называют кругами Эйлера (Л. Эй­лер, 1707—1783). В 6 в. неоплатоник Фи-лопон, комментируя 1-ю «Аналитику» Аристотеля, также изображал отноше­ния между понятиями в виде кругов.

Правила типа Д. играют ключевую роль в задачах предсказания (прогноза) и объяснения. Знание правил позволяет действовать, предвидя рез-т. В соц-и при проведении опросов любые два от­вета А, В связаны процентом В среди А и процентом А среди В. Это опред. Д. А-^В. Добавив ответ С, получим Д. А С-^-В, точность к-рой может быть боль­ше, меньше или такой же, как у А-^-В. Понятие Д. применяется в соц-и при ре­шении задач объяснения и прогноза вер­бального либо актуального поведения. Оно также применяется в маркетинге, медицине, лингвистике, генетике.

Лит.: Чесноков СВ. Детерминацион­ный анализ социол. данных // Социол. иссл-я. 1980. № 3; Он же. Детерминаци­онный анализ соц.-экон. данных. М., 1982; Детерминация // Советский эн­циклопедический словарь. М., 1983.

СВ. Чесноков



ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ

ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ -

см. Географическое направление в социо­логии.

ДЕТЕРМИНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ИС­ТОРИЧЕСКИЙ — теория материализма исторического К. Маркса, в к-рой иссле­дуются закономерности взаимодействия об-ва и чел,; один из осн. принципов соц-и, выражающий всеобщую взаимо­связь и взаимообусловленность соц. яв­лений. Исходным принципом детерми­низма явл. то, что все вещи и события окружающего мира находятся в самых разл. связях и отношениях. Д.с.-и. не сводится только к причинно-следствен­ным связям. Помимо последних сюда входят связи случайные и необходимые, возможные и необходимые, прямые и косвенные, связи функционирования, развития и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного кл. объектов вы­ступает в кач-ве важнейшего детерми­нанта развития. Именно поэтому мате­риалистическая диалектика, будучи тео­рией развития, явл. вместе с тем теорией детерминизма.

Д.с.-и. выражает специфику

конкр.-истор. бытия об-ва. Он имеет две формы. Во-первых, это строгая детерми­нация одного соц. явления др., напр., экон. отношений производительными силами, соц.-кл. структуры об-ва экон. отношениями и т.д. Во-вторых, понятие «Д.с.-и.» относится к характеристике нек-рых свойств или кач-в, присущих не отд. объекту, а кл. объектов в целом. При этом содержание и характер пове­дения этого кл. объектов рассматрива­ются не как случайные, а как детерми­нированные опред. системой условий, свойств и кач-в, включенных в эту сис­тему объектов. Гл. особенность Д.с.-и. состоит в том, что его объектом явл. деятельность людей, к-рые в то же время выступают субъектами деятельности.

Лит.: Буте М. Причинность. М., 1962; Барулин B.C. Истор. материализм. М., 1976; Осипов Г.В. Соц-я и соц. ми­фология. М., 2002; Соц-я. Основы об-

щей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, ЛИ. Москвичев. 2-е изд. М., 200S.

Г. В. Осипов

ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

(экон. материализм) — экон. интерпре­тация истории, вульгарно-материалисти­ческая концепция, согласно к-рой об­ществ.-истор. развитие всецело опред. действием экон. фактора (или экон. сре­ды). Полит., идеол-, мор. и др. сферы соц. жизни предстают лишь как следст­вие действия экон. фактора, лишенные самостоятельности и способности актив­но воздействовать на ход истории.

В Д.э. из производительных сил и производственных отношений механи­чески выводятся все остальные явления обществ, жизни. Люди выступают в тео­риях Д.э. лишь как персонификаторы экон. категорий.

Д.э. возник в кон. 19 в. в рез-те иска­женного толкования марксизма его про­тивниками и вульгаризаторами (В.М. Шу-лятиков, Э. Бернштейн и др.). Д.э. нашел отражение и в произв. ряда марксистов (П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург и др.). Этому в известной степени способ­ствовала сложность и недостаточная раз­работанность проблем, связанных с фор­мами воздействия экон. фактора на по­лит., правовые и проч. идеол. представле­ния и обусловленные ими действия.

Критика позиций Д.э. была дана Ф. Энгельсом в его письмах 1890-х гг. к Бернштейну, Лафаргу, К. Шмидту и др., когда угроза подобного рода извраще­ний выявилась со всей очевидностью, когда не учитывалось, что надстроечные явления оказывают активное обратное воздействие на экономику, способствуя соц.-экон. прогрессу или препятствуя ему,

В условиях НТР традиции Д.э. в своеобразной форме продолжаются представителями технол. детерминизма, в концепциях индустриального, постин­дустриального, технол. об-в (Д. Белл, Ж. Эллюль и др.).

Лит.: Гэлбрейт Дж.К. Экон. теории и цели об-ва. М., 1976; Детерминизм, при­чинность, орг-ция. Л., 1977; Детерми-



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНАЯ

низм: системы, развитие. Минск, 1985; Заславская Т.Е., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 1991; Кова­левский М.М. Экон. школа в соц-и // Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. СПб., 1997.

И.Б. Орлова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНАЯ- один из видов чел. деятельности, направлен­ный на изменение жизни индивидов и об-ва к лучшему. В соц-и Д.д. чаще все­го понимается как синоним культ, дея­тельности, несмотря на то что последнее понятие значительно шире.

Классическая социол. традиция трак­тует Д.д. прежде всего как познаватель­ную и творческую. Напр., в трудах Г. Зиммеля Д.д. ассоциируется с «транс­цендентальным формотворчеством», а М. Вебер связывает ее с мирской аске­зой, выполнением профессионального долга. Совр. зап. соц-я трактует Д.д. как «процесс принятия иного»: иной при­родной реальности, иного социума, иной культуры и т.д.

Понимание Д.Д., сложившееся в оте­чественной соц-и, опирается на труды К. Маркса, к-рый одним из первых вы­делил и проанализировал на соц. уровне отд. ее компоненты, процессы и связи. Он, в части., разграничил в ней две гр. процессов: духовно-продуктивную (ду­ховно-творческую) деятельность, связан­ную с освоением соц. опыта, духовных ценностей, накопленных человечеством. Такой подход доминировал в отечест­венной науке долгое время, причем счи­талось, что большинство людей способ­ны заниматься только одним из видов Дд., а именно — духовным потреблени­ем. На этом основании строились и мн. сониол. иссл-я, уделяющие внимание изучению таких видов деятельности, как просмотр телепередач, чтение, посеще­ние кино, театра, выставок и т.д. С этой т.з. как бы предполагалось, что творче­ством могли заниматься только избр., поэтому чаще всего оно становилось предметом изучения психологии, отчас­ти философии и почти не включалось в круг интересов социологов.

В последнее десятилетие появляются новые подходы, согласно к-рым оба ви­да Д.д. явл. производящими, ибо духов­ное потребление можно рассматривать как ч. духовного производства. При та­ком подходе Д.д. становится тождест­венной духовному производству в широ­ком понимании этого слова, а не только творчеству, и это вполне объяснимо, т.к. в об-ве функционирует множество соц. ин-тов, транслирующих духовные ценности, в них заняты большие гр. лю­дей, обеспечивающие хранение и функ­ционирование этих ценностей в об-ве. Поэтому духовное измерение присутст­вует в деятельности представителей са­мых разных профессий. Теор. возмож­ны четыре вида Д.д.: преобразователь­ная (созидательная, творческая); позна­вательная ; ценностно-ориентационная (аксиологическая) и коммуникативная (общение). Для того чтобы эти виды деятельности чел. мог осуществить на практике, ему надо обладать опред. пси­хическими свойствами: способностью к созиданию, познанию, оценке и обще­нию.

Д.д. отд. индивида и Д.д. социума на­ходятся в постоянной взаимосвязи. Че­рез Д.д. личность вносит свою субъек­тивность в объективный мир, распро­страняя на об-во свое духовное поле. При этом ее внутренний мир, оставаясь самоценным, одновременно приобретает соц. значение. Именно так Д.д. и духов­ные способности оказывают большое влияние на выполнение соц. ролей как самого чел., так и др. людей.

Ориентиры на разл. способы осуще­ствления Д.д. приводят к разл. рез-там в процессе становления личности: либо к осуществлению возможности формиро­вания соц. субъекта, творца, либо к ут­верждению конформизма как ведущей позиции индивида. Исходя из этого це­лостной можно назвать такую личность, духовное развитие и становление к-рой сопряжено с утверждением гармонии между осн. сферами духовной жизни об-ва: нравственностью, познанием и эстетическим мироощущением, мировы-ражением.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ

Лит.: Ерасов Б.С. Соц. культурология. М., 1994; Ионин Л.Г. Соц-я культуры. М., 1996; Культурология. 20 в. СПб., 1997; Художественная жизнь совр. об-ва: В 4 т. СПб., 1997; Брансшй Б.П. Искус­ство и философия. Калининград, 1999; Михайлова Л.И. Соц-я культуры. М., 1999; Ределъ А.И. Духовность — основа российского менталитета. М., 2000.

И. В. Налетова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ -

соц. деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, рас­пространение культ, ценностей.

Культ, содержание можно выделить в любой сфере целенаправленной соц. дея­тельности чел.: труде, быту, политике, образовании и т.д., направленной на раз­витие заложенных в чел, способностей, реализацию его соц. целей. Такая трак­товка Д.к. основана на понимании куль­туры в широком смысле как специфиче­ском срезе любой соц. деятельности.

Д.к. направлена на самореализацию сущностных сил чел., его способностей, потребностей. Это человекотворческая деятельность, цель к-рой — формирова­ние гармонично развитой личности. Субъект и объект Д.к. — чел.

Культ, следует считать такую деятель­ность, к-рая осуществляется для пользы чел. и в гуманистических целях, служит развитию прогрессивных форм обществ, жизни, соответствует логике объектив­ных законов соц. развития.

В социол. лит. и особенно в эмпири­ческих социол. иссл-ях Д.к. чаще трак­туется в более узком, специальном смысле: осн. внимание уделяется изуче­нию таких видов Д.к., как чтение, про­смотр телепередач, посещение кино, те­атров, участие в творческих коллективах и т.п., что явл. лишь частью Д.к., а именно досутовой,

Лит.; Моль А. Социодинамика культу­ры. М., 1973; Витанъи Я. Об-во, культу­ра, соц-я. М., 1984; Орлова Э.А. Введе­ние в соц. и культ, антропологию. М., 1994; Гуревич I7.C. Чел. и культура. М., 1997.

И.Б. Орлова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - со

вокупность соц. значимых действий, осуществляемых субъектом (об-во, кл., гр., личность) в разл. сферах и на разл. уровнях соц. орг-ции об-ва, преследую­щих опред. соц. цели и интересы и ис­пользующих во имя достижения этих це­лей и удовлетворения интересов разл. средства: экон., соц., полит, и идеол, Д.с. имеет место тогда, когда личность, гр., кл. или об-во в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Многообразие соц. дейст­вий можно свести к четырем основным гр.: 1) целенаправленное действие, свя-:шнное с изменением данной соц. систе­мы или условий деятельности; 2) дейст­вие, направленное на их стабилизацию;

3) действие, преследующее цель адапта­
ции к данной соц. системе и условиям
деятельности; 4) интегративное дейст­
вие, предполагающее включение лично­
сти, гр. или к.-л. др. общности в более
крупную соц. общность или систему.

Д.с. характеризует активность субъ­екта. Ее элементами явл. предметность, обусловленная рез-тами прошлой дея­тельности, накопленным опытом и зна­ниями, целесообразность, преобразова­ние объекта, на к-рый направлена дея­тельность, или создание нового, ранее неизвестного объекта.

Любая деятельность включает четыре взаимосвязанные подсистемы: 1)объек-тивно-предпосылочную (потребности и интересы); 2) субъективно-регулятивную (диспозиции); 3) исполнительскую (сово­купность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели);

4) объективно-результативную (рез-ты
деятельности).

Лит.: Каган М.С. Чел. деятельность: Опыт системного анализа. Μ, 1974; Са-гатовстй В.Я. Структура деятельно­сти // Закономерности науч. познания. Томск, 1982; Штомпка П. Соц-я соц. из­менений. М., 1996; Осипов Г.В. Соц-я и соц, мифология. М., 2002; Соц-я. Осно­вы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Мостичев. 2-е изд. М., 2008.

Г.В. Осипов



ДИАСПОРА НАЦИОНАЛЬНАЯ

ДИАСПОРА НАЦИОНАЛЬНАЯ(греч. diaspora — рассеяние) — устойчивая со­вокупность людей единого этнич. про­исхождения (одной или родственных на­циональностей), живущих в иноэтнич. окружении за пределами своей истор. родины или вне ареала расселения сво­его народа и имеющих соц. орг-ции для развития и функционирования данной истор. общности.

Появление этого феномена связано с событиями 6 в. до н.э., когда вавилон­ский правитель Навуходоносор II после завоевания Палестины насильно пересе­лил евреев в Вавилонию, где они жили ло ее завоевания персидским властели­ном Киром. Все это время евреи сохра­няли свою культуру, обычаи, не утрати­ли язык, продолжали существовать как национально-самобытное образование. В дальнейшем понятие «диаспора» стало применятся ко всем этнич. гр., к-рые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не про­сто жить, но и сохраняться как особая этнич. общность. Это было связано не только с войнами, этнич. и религ. пре­следованиями, но (особенно в Новое время) с экон. преобразованиями, ос­воением новых терр., миграцией.

Анализ истории появления Д.н. поз­воляет сделать вывод, что первейшим и гл. признаком диаспоры явл. пребыва­ние людей одной этнич. общности за пределами страны (терр.) их происхож­дения и жизнь в икоэтнич. окружении. Далее, Д.н. не просто «кусочек» своего народа, живущего среди др. народа — это такая этнич, общность, к-рая сохра­няет осн. характеристики самобытности своего народа, поддерживает их и содей­ствует их развитию. Кроме того, Д.н. имеет нек-рые организационные формы функционирования, начиная с такой, как землячество, и завершая наличием обществ,, а иногда полит, движений. На­конец, следует отметить такой отличи­тельный признак Д.н., как осуществле­ние ею соц. защиты своих членов, помо­щи в трудоустройстве, обеспечении их прав в рамках конституции и законода­тельств тех стран, в к-рых они живут.

Особо следует сказать о таком признаке, как религия, ибо она в ряде случаев явл. цементирующим фактором в консолида­ции единоверцев, что часто совпадает с опред. национальностью (напр., моно-физитство в жизни армянского народа).

Д.н. можно классифицировать по тем осн. видам деятельности, к-рые они вы­полняют. Наиб, распространена культур­но-просветительная деятельность, свя­занная с развитием родного языка, нац. лит., искусства, нац. самосознания. Оп­ред. распространение получили нац.-ре­лиг. орг-ции. Нек-рыми диаспорами бы­ло возрождено производство по выпуску нац. товаров и услуг, нар. промыслов и ремесел. Особой формой деятельности для ряда Д.н. стало выполнение ими по­лит, функций, когда осн. внимание соз­даваемых ими орг-ций сосредоточивает­ся на поддержании целей независимости (абхазская диаспора), достижения нац. примирения (чеченская диаспора), ино­гда на противостоянии существующим полит, структурам (узбекская и таджик­ская диаспоры).

Д.н. можно рассматривать с т.з. их сплоченности, позитивности и деструк-тивности. Не исключается и возможность проявления криминального аспекта в их деятельности. Очень значима такая про­блема, как их жизненный цикл или дли­тельность их существования. Д.н. — до­вольно хрупкий организм, особенно на этапе своего формирования, к-рый может прекратить свое существование либо вследствие недостатка внутренних сил для сохранения целостности и устойчи­вости, либо из-за воздействия внешних сил. в основном олицетворяющих гос-во, на терр. к-рого она находится.

На терр. России происходит процесс укрепления как ранее имеющихся Д.н., так и формирования новых. «Старые» диаспоры (еврейская, армянская, греч., нем. и др.) создали общенац. орг-ции, провели съезды, получили правовую ос­нову для своего существования. После распада СССР были заново воссозданы нац. диаспоры, представляющие народы бывших союзных республик (грузин­ская, украинская, таджикская, казахская



ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ

и др.). Одновременно стали формиро­ваться нац. объединения, представляю­щие интересы диаспор народов многих национальностей, населяющих Россию (татарская, чувашская, удмуртская, бу­рятская и др.). Остаются т.н. проблем­ные диаспоры, принципиальные вопро­сы существования к-рых еще не решены или их решение по тем или иным при­чинам откладывается (корейская, месхе-тинская, афганская).

Д,н. превращаются в активную об­ществ, силу, способную содействовать или противостоять происходящим изме­нениям. Это имеет большое значение для нац. политики, область действия к-рой — это в значительной степени сфера согла­сования этнич. интересов.

Лит.: Гумилев Л.Н. География этноса в истор. период. М., 1990; Этнос и его подразделения. М., 1992:Илларионова Т. Этнич. гр.: генезис и проблемы само­идентификации (теория диаспоры). М-, 1994; Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Миграции и новые диаспоры в постсоветских гос-вах. М., 1996; Тощен-ко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социол. иссл-я // Социол. иссл-я. 1996. № 12.

Ж. Т. Тощенко

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ- разра­ботанная О. Контом теория обществ, прогресса, в основу к-рой положена ис­тория чел. духа. Прогресс означает раз­витие по восходящей линии, хотя и не включает в себя фактора совершенство­вания. Конт делил факторы, влияющие на обществ, прогресс, на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором явл. духовное, умственное раз­витие. Ко вторичным Конт относил кли­мат, расу, среднюю продолжительность чел. жизни, прирост нас, обуславливаю­щий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуальных и мор. кач-в чел. Вторичные факторы могут только замедлить или ускорить прогресс об-ва, к-рый совершается закономерно и ста­дии к-рого не могут быть изменены. Подразделяя прогресс на материальную (улучшение внешних условий жизни),

физическую (совершенствование чел. природы), интеллектуальную (развитие интеллекта, переход от религ. и метафи­зического мировоззрения к позитивно­му) и мор. (развитие чувства коллектив­ности) сферы, Конт придавал осн. значе­ние последним двум. Он писал, что соц. организм основывается на совокупности взглядов, мнений, к-рые, постепенно из­меняясь, оказывают влияние на все проч. стороны обществ, жизни. В основе развития ума и соотв. чел. истории лежит закон трех стадий.

В соц-и П. Сорокина понятие «Д.с.» преобразовалось в понятие социокульт. динамики как теории циклической сме­ны разл. культ, типов или суперсистем. Возникновение очередного культ, типа вызывает полит., соц. и культ, кризисы, сопровождаемые войнами, революциями и др. соц. потрясениями. Понятие «Д.с.» нашло место в трудах Д. Белла, однако для совр. социол. мысли более характер­на трансформация этого понятия в кон­цепциях процессов социальных, развития социального, изменений социальных.

Лит.: Голосенка И А. Питирим Соро­кин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991;Осипова Е.В. Огюст Конт и возник­новение позитивистской соц-и. М., 1995; Сорокин П.А. Соц. и культ, дина­мика. СПб., 2000.

, . ••• Е.В. Осипова

ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ(лат. dispositio — расположение) — предрас­положенность к опред. восприятию ус­ловий деятельности и к опред. поведе­нию в этих условиях. Систему диспози­ций образуют высшие Д.л. — концепция жизни и ценностные ориентации, общая направленность личности, а также обоб­щенные соц. установки на типичные соц. объекты и ситуации и, наконец, си­туативные соц. установки как диспози­ции к восприятию и поведению в дан­ных конкр. условиях, в данной предмет­ной и соц. среде. Высшие Д.л., будучи продуктом общих соц. условий и отвечая наиб, общим потребностям личности — потребностям слияния с социумом, ак­тивно взаимодействуют на Д.л. нижеле-



ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ

жащих уровней. Однако последние, осо­бенно ситуативные установки, обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает адаптацию личности к ме­няющимся условиям деятельности при сохранении устойчивости высших Д.л. Согласно диспозииионной теории само­регуляции соц. поведения личности (В.А. Ядов), иерархически организован­ная система Д.л. — продукт предшест­вующего опыта, в к-ром фиксируются привычные способы удовлетворения разл. потребностей личности в привыч­ных соц. условиях. Высшие Д.л. регули­руют общую направленность соц. пове­дения, низшие — поведение в опред. сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях. Роль ведущих принимают на себя Д.л., адек­ватные условиям и цели деятельности в данном «масштабе».

Диспозиционная концепция позво­ляет установить связи между социол. и сои.-психол. подходами к изучению соц. поведения личности. В отечественной психологии проблематика Д.л. охватыва­ет анализ ее отношений (В.Н. Мяси-щев), направленности (Л. В. Бокович), проявления целостности психических свойств и процессов в установочной го­товности (Д.Н. Узнадзе), а в зарубежной психологии наиб, близкие явления изу­чаются в понятиях личностных черт и аттитьюдов.

Лит.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции соц. поведения личности // Методол. проблемы соц. психологии. М., 1975; Он же. Диспозиционная кон­цепция личности // Соц. психология. Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование соц. поведения личности. Л., 1979; Анд­реева Г.М. Соц. психология. М., 19S8.

В.А. Ядов

ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ- тео­рия, развитая в 1960-х гг. амер. учеными Л, Фестингером, Р. Абельсоном и др. в целях объяснения формирования мне­ний и мотивации действий на основе внутрипсихологических импульсов. Осн. смысл этой теории состоит в том, что при наличии в соц. общности не согла-

сованных друг с др. представлении (cognitions) возникает конфликтное яв­ление диссонанса. Оно порождает стремление личности найти некое ком­промиссное решение в целях уменьше­ния степени несогласованности и под­держания психического равновесия в процессе дальнейших взаимных контак­тов. При этом несогласованность во мнениях выполняет функцию наказа­ния, а согласованность выступает в фор­ме поощрения.

Теория Д.к. ныне выдвинулась на од­но из первых мест в иссл-и закономер­ностей соц. поведения и оказания ком­муникативного воздействия на массы. В основе этой теории лежит гомеостазис, т.е. такое положение, когда чел. стремит­ся сбалансировать (уравновесить) свое поведение, следуя логике связей в систе­ме общих мнений и убеждений.

Различаются две гр. источников дис­сонанса. К первой относятся внутренние конфликты индивида с самим собой вследствие неправильного решения, со­блазна, неэффективности затраченных усилий, свершившегося неприятного факта и т.п. Вторую образуют противо­речия из-за разногласия во мнениях раз­ных людей, несоответствия действия ожиданиям др. лиц, несовпадения лич­ных убеждений с требованиями норма­тивной регуляции вследствие существен­ных различий в субкультурах и т.д.

Снятие диссонантных напряжений возможно неск. способами, каждый из к-рых имеет свое значение в индивиду­альной психотерапии. Первый путь за­ключается в добавлении к уже сущест­вующему нового Д.к. по принципу «меньшее зло излечивается большим». Второй путь — возрастание привлека­тельности возникших альтернатив путем сопоставления и оценок преимуществ каждой из них. Третий путь — поиски согласия и компромиссных решений. При этом замена объекта влечений спо­собна оказывать на личность успокаи­вающее воздействие. Социологи выделя­ют неск. разл. вариантов возможного погашения диссонантного напряжения: 1) отказ от цели; 2) изменение направле-



ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ния действия (модификация цели); 3) изменение установки (радикальное или частичное); 4) замена средств дости­жения цели; 5) насильственное устране­ние препятствий.

Лит.: Боботов С.В, Буржуазная соц-я права. М., 1978; Зубов А.Б. Парламент­ская демократия и полит, традиции. М., 1990; Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994; Fesimger I. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanfort, 1957; Abelson R.P. Theories of Cognitive Onsistency. A Source Book. Chi.,1968; Groups Dinamics: Research and Theory. N.Y. 1968; Diction-naire encyclopedique de theorie et de sociologie du droit. P., 1988.

СВ. Боботов

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- вос­приятие разл. соц. статуса участниками соц. взаимодействия. Инструментом эм­пирического измерения Д.с. явл, т.н. шкала Богардуса (по имени сконструиро­вавшего ее амер. социолога). Реальную основу Д.с, составляют объективные (соц., экон., полит, и т.д.) различия между соц. гр. В соц. психологии терми­ном «Д.о опред. состояние, к-рое ин­дивид стремится сохранить между собой и др. чел. В повседневном языке фено­мены увеличения или сокращения Д.с. описываются афоризмами типа: «поста­вить на место», «поговорить без фор­мальностей» и т.л. Дх. поддерживается в соц. практике всевозможными ритуала­ми и знаками различия. Д.с. функцио­нально необходима для орг-ции совме­стной деятельности.

Наши рекомендации