Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Утверждена на заседании кафедры
Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
«24» января 2011 г.
Протокол №5
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ
Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»
Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Кострома
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель дисциплины – сформировать у студентов теоретические знания по социологии и навыки социологического анализа фактов, процессов, явления социальной действительности.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков:
· познакомить студентов с историей становления и современным состоянием социологии как науки;
· ввести студента в круг основных понятий социологии, познакомить с основными направлениями и теориями в рамках социологии, объяснить сравнительные возможности этих теорий;
· воспитание нравственности, морали, толерантности;
· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
· навыки социологической аналитики: способность на основе социологического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности;
· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Социология» относится к базовой части цикла Б.1, изучается в 2 семестре. Дисциплина связана с другими дисциплинами данного цикла и профессиональным циклом (Б.3).
Требования к уровню знаний, умений и готовностям студентов, приступившим к изучению дисциплины:
– владеть базовыми знаниями, умениями и навыками, определёнными государственным стандартом общего среднего образования по социологии;
– обладать мотивацией к будущей профессиональной деятельности;
– владеть основами логического мышления;
– владеть основами самостоятельной работы с учебной литературой.
Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· историю становления и развития социологии; содержание и особенности социологической мысли ХΙХ – ХХ века и специфику социологии в современный период ее развития;
· социологические концепции общества, его структуру;
· социокультурные особенности российского общества, факторы социального развития;
· теорию социальных институтов; особенности экономики, политики, социальной сферы;
· социологическое учение о личности, ее структуры, формы регуляции социального поведения;
· основные направления, проблемы, теории и методы социологии;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе развития общества;
Уметь:
· логически мыслить, вести научные дискуссии;
· работать с разноплановыми источниками;
· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности ;
· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам социологии;
· соотносить общие социальные процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты общественных процессов, явлений и событий;
· осуществлять социологический анализ социальной действительности, социальных проблем современного общества;
· прогнозировать развитие социальных процессов и явлений, вести поиск и находить возможные пути решения социальных противоречий.
Владеть:
· Понятийным аппаратом социологии, важнейшими категориями науки
· Навыками работы со статистическими данными, социологическими исследованиями и научными публикациями по социологии
· Навыками поисками и использования необходимой для осуществления социологического анализа современных процессов в обществе;
· приемами ведения дискуссии и полемики.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать формирование следующих компетенций.
Общекультурные компетенции (ОК):
способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
Профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональные (ОПК):
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК- 9)
способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ