Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Утверждена на заседании кафедры

Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

«24» января 2011 г.

Протокол №5

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ

Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»

Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Кострома

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель дисциплины – сформировать у студентов теоретические знания по социологии и навыки социологического анализа фактов, процессов, явления социальной действительности.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков:

· познакомить студентов с историей становления и современным состоянием социологии как науки;

· ввести студента в круг основных понятий социологии, познакомить с основными направлениями и теориями в рамках социологии, объяснить сравнительные возможности этих теорий;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· навыки социологической аналитики: способность на основе социологического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Социология» относится к базовой части цикла Б.1, изучается в 2 семестре. Дисциплина связана с другими дисциплинами данного цикла и профессиональным циклом (Б.3).

Требования к уровню знаний, умений и готовностям студентов, приступившим к изучению дисциплины:

– владеть базовыми знаниями, умениями и навыками, определёнными государственным стандартом общего среднего образования по социологии;

– обладать мотивацией к будущей профессиональной деятельности;

– владеть основами логического мышления;

– владеть основами самостоятельной работы с учебной литературой.

Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· историю становления и развития социологии; содержание и особенности социологической мысли ХΙХ – ХХ века и специфику социологии в современный период ее развития;

· социологические концепции общества, его структуру;

· социокультурные особенности российского общества, факторы социального развития;

· теорию социальных институтов; особенности экономики, политики, социальной сферы;

· социологическое учение о личности, ее структуры, формы регуляции социального поведения;

· основные направления, проблемы, теории и методы социологии;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе развития общества;

Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности ;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам социологии;

· соотносить общие социальные процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты общественных процессов, явлений и событий;

· осуществлять социологический анализ социальной действительности, социальных проблем современного общества;

· прогнозировать развитие социальных процессов и явлений, вести поиск и находить возможные пути решения социальных противоречий.

Владеть:

· Понятийным аппаратом социологии, важнейшими категориями науки

· Навыками работы со статистическими данными, социологическими исследованиями и научными публикациями по социологии

· Навыками поисками и использования необходимой для осуществления социологического анализа современных процессов в обществе;

· приемами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные (ОПК):

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК- 9)

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации