Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студенты должны продемонстрировать следующие результаты обучения:

1. Знать: как протекало развитие социально-педагогических идей на различных исторических этапах за рубежом и в России; как изменялись содержание, формы и методы общественного воспитания разных категорий населения, на различных возрастных этапах в определенные периоды существования государств и народов; как влияли социальные институты (семья, образовательные учреждения, религия, средства массовой информации и др.) на процессы социализации человека в различных социокультурных условиях; как обуславливались социально-педагогическая теория и практика переменами в экономике, политике, культурных традициях, образовательных ориентирах; какие конкретно концепции, модели, системы социального воспитания складывались у различных народов мира на каждом историческом этапе становления человеческой цивилизации и функционирования ее европейской, восточной модификацией.

2. Уметь: работать с первоисточниками научной и учебной литературой; добывать, систематизировать, интерпретировать историческую социально-педагогическую информацию; устанавливать связи между социально-педагогическими явлениями и социокультурной ситуацией; определять целесообразность использования отдельных элементов из прошлых воспитательных систем в новых условиях; прогнозировать тенденции развития социально-педагогической деятельности.

3. Владеть: культурой речи и мышления; приемами индивидуального и группового исследования; методами анализа, синтеза, моделирования, реконструкций, рефлексии.

4. Перечень формируемых компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

· Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

· Владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

· Готов использовать методы сбора, хранения, переработки информации, работать с компьютером (ОК-7);

· Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).

Профессиональные компетенции (ПК):

· Готов использовать полученные знания различных теорий обучения, воспитания и развития личности подрастающих поколений для решения социально-профессиональных задач (ОПК-4);

Готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость зачетных единицах Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах
Лекции
Практические (лабораторные) занятия
Самостоятельная работа в часах
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) экзамен (3)

Тематический план

Название раздела Всего з. е/час Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
лекции Практические Лабораторные  
1. Введение   собеседование
2. Предпосылки возникновения социально-педагогической практики   тест
3. Системы воспитания в Древнем мире     контрольная работа
4. Зарождение социально-педагогической мысли в Древнем мире     эссе
5. Социально-педагогическая теория и практика в Западной Европе в эпоху Средневековья   Групповая дискуссия
6. Развитие социально-педагогической теории и практики в Западной Европе в новое время   тест миниисследование
7. Состояние социально-педагогической теории и практики за рубежом с конца XIX в.   исследовательский проект
8. Зарождение, становление и развитие социально-педагогической практики и теории в России с древнейших времен до начала XIX в.   эссэ
9. Социально-педагогическая теория и практика в России XIX-нач. XX в.   тест собеседование
10. Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской Росси (1917-30-е годы).   тест собеседование групповая дискуссия
11. Возрождение социально-педагогической теории и практики в России (вторая половина XX- начало XXI вв.)     собеседование
12. Основные тенденции современного развития отечественной и зарубежной социально-педагогической теории и практики     доклады
Итого:    

Содержание дисциплины

Введение. Назначение курса «История социальной педагогики», его предмет, цель, задачи, функции, структура, методы исследований в истории социальной педагогики, источники и подходы изучения социально-педагогической теории и практики.

ТЕМА 2: Предпосылки возникновения социально-педагогической практики.

Зарождение воспитания на ранних этапах развития человечества, в период разложения первобытного общества, его содержание, формы и методы.

ТЕМА 3: Система воспитания в Древнем мире.

Воспитание в Месопотамии. Развитие воспитания в Древнем Египте. Особенности воспитания в Древней Индии. Воспитание в Древнем Китае. Идеи Конфуция о воспитании. Учение Будды о воспитании. Воспитание молодого поколения в древней Японии. Спартанская и афинская системы воспитания. Особенности воспитания в Древнем Риме.

ТЕМА 4: Зарождение социально-педагогической мысли в Древнем мире.

Идея общественного воспитания в наследии Платона. Представления о воспитании, его содержании, формах и методах Аристотеля. Воспитание оратора у М. Квинтилиана.

ТЕМА 5: Социально-педагогическая теория и практика в Западной Европе в эпоху средневековья.

Воспитание и педагогическая мысль в Византии. Воспитание в Западной Европе в раннем средневековье (монашеское, рыцарское воспитание, воспитание девочек). Иезуитское воспитание. Идеи социальной педагогики в этот период (средневековое христианское представление о цели и смысле воспитания, новые идеи в трактатах философов и богословов). Идеи социального воспитания в эпоху Возрождения (В. Да Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла).

ТЕМА 6: Развитие социально-педагогической теории и практики в Западной Европе в новое время.

Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского. Социально-педагогическая концепция Дж. Локка. Модель естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Взгляды на воспитание французских философов-материалистов. Социально-педагогическая деятельность И. Песталоцци. Социально-педагогические взгляды и деятельность Ф. Фребеля. Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики.

Концепция воспитания Г. Спенсера.

Социально-педагогические проекты Р. Оуэна, Ш. Фурье.

ТЕМА 7: Состояние социально-педагогической теории и практики за рубежом с конца XIX в. до настоящего времени.

Социальное воспитание в понимании П. Наторпа.

Реформаторская педагогика: взгляды ее представителей по вопросам усовершенствования воспитания. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы и новое воспитание».

Педагоги-гуманисты XX в. (С. Френе, Я. Корчак, Г. Гмайнер).

Современное состояние социальной педагогики в Западной Европе, в США.

ТЕМА 8: Зарождение, становление и развитие социально-педагогической практики и теории в России с древнейших времен до начала XIX в.

Воспитание у восточных славян. Забота о детях-сиротах и вдовах в Древней Руси.

Развитие взглядов на воспитание в теории и практике воспитания на Руси до XVII в. включительно.

Основные направления социально-педагогической работы Русской православной церкви.

Развитие социально-педагогического направления в России в XVIII в.

ТЕМА 9: Социально-педагогическая теория и практика в России XX – начало XX века.

Социально – педагогическая работа в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Содержание коррекционно-воспитательной работы в приютах для несовершеннолетних правонарушителей.

Социально-педагогические идеи XX в. (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт).

Социальное воспитание И.И. Иорданского.

ТЕМА 10: Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской России (1917 -1930-ые годы).

Изменение парадигмы общественного воспитания после Октября 1917 г. А.В. Луначарский и Н.К. Крупская как идеологи нового социального воспитания.

Разработка проблем социального воспитания в 20-ые годы: П.П. Блонский, Л.С. Выготский.

Идеи «педагогики среды» (М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин).

Социально-педагогическая деятельность В.Н. Сороко-Росинского.

Детское движение как субъект социально-педагогической деятельности.

ТЕМА 11: Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX – нач. XXI в.).

Развитие социально-педагогического аспекта в отечественной педагогике в 50-ые – 70-ые годы. Сущность коммунарской педагогики И.П. Иванова. Теория коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества. Воспитательные системы 80-х годов. Возрождение социальной педагогики как науки и практики в России (причины, содержание, направления развития).

ТЕМА 12: Основные тенденции современного развития отечественной и зарубежной социально-педагогической теории и практики.

Особенности развития социальной педагогики в европейских странах, в России. Задачи современного этапа развития социально-педагогической теории и практики, проблемы и условия их решения в новой социокультурной ситуации.

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Воспитание на ранних этапах развития общества.

1. Воспитательная традиция в Месопотамии и Египте.

2. Особенности воспитания в Древней Индии.

3. Особенности воспитания в древней Японии.

4. Теоретические основы воспитания в ранних рабовладельческих государствах.

Литература:

1. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – М., 2001

2. Беляев В.И. и др. История социальной педагогики. – М., 2006 . Ч.1

3. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – М., 2009.

4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т. 1.

Занятие 2. Идеи социального воспитания в эпоху Возрождения.

1. Идеи социального воспитания в трудах ранних гуманистов (В. да Фельтре, М. Монтель, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).

2. Социально-педагогические идеи ранних социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Литература:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000.

2. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – М., 200.

3. Беляев Т.А. История социальной педагогики. – М., 2006. – Ч. I.

4. История социальной педагогики: Хрестоматия – учеб. / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.

5. История эпохи Возрождения. – М., 1997.

6. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – М., 2009.

7. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени., 1991.

Занятие 3. Социально-педагогические взгляды Нового времени.

1. Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского.

2. Концепция естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

3. Взгляды на воспитание французских философов-материалистов.

4. Социально-педагогическая деятельность и взгляды на общественное воспитание детей Ф. Фребеля.

5. Социально-педагогические проекты Р. Оуэна и Ш. Фурье.

Литература:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000.

2. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – М., 200

3. Беляев Т.А. и др. История социальной педагогики. – Ч. I и II. – М., 2006.

4. История социальной педагогики: Хрестоматия / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.

5. Коменский Я.. и другие. Педагогическое наследие. – М., 1989.

6. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – М., 2009.

Занятие 4. Социально-педагогическая теория рубежом к. XIX – н. XX в.

1. Взгляды на общественное воспитание П. Наторпа.

2. Социально-педагогические взгляды С. Френе.

3. «Дом сирот» Я. Корчака.

4. SOS-Kinderdorf Г. Гмайнера.

Литература:

1. Учебники по истории социальной педагогики.

2. Наторп П. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общества. – М., 1991.

3. Френе С. Собрание сочинений. – М., 1995.

Занятие 4. Развитие социально-педагогической работы в России в XVIII в.

1. Концепция воспитания «новой породы» людей И.И. Бецкого.

2. Воспитательный дом как социально-педагогическое учреждение.

3. «Воспитательное общество благородных девиц»: идеи формирования благовоспитанных выпускниц.

4. Смольный институт благородных девиц: его структура и содержание воспитания.

5. Социально-педагогический смысл книги «Юности честное зерцало»

Литература:

1. Учебники по истории социальной педагогики.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М., 1985.

3. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. – М., 1990.

4. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998.

Занятие 5. Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской России.

1. Разработка идей социального воспитания в программных материалах государства.

2. Взгляды С.Т. Шацкого.

3. Идеи соцвоса у М.В. Крупенина и В.Н. Шульгина.

4. Социально-педагогическая деятельность А.С. Макаренко и В.Н. Сороко-Росинского.

Занятие 6. Социально-педагогические идеи отечественных авторов 60-х-80-х годов XX в.

1. Сущность коммунарского воспитания И.П. Иванова.

2. Теория коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.

3. Социально-педагогические педагогики сотрудничества.

Литература:

1. Учебники и учебные пособия по истории социальной педагогики.

Наши рекомендации