Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа

Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) свя­зали интеллектуальные, творческие, культурные раз­личия людей с особенностями строения человеческих черепов. Так, Аммон произвел большое количество ант­ропологических замеров в немецких населенных пунк­тах и пришел к выводам о том, что среди высших соци­альных слоев и жителей городов преобладают долихоце­фалы (люди с овальными, яйцеподобными формами голов и, соответственно, с высокими лбами и высоким уровнем развития интеллекта), а среди сельского насе­ления и низших слоев доминируют круглоголовые бра­хицефалы.

Ляпуж выстроил концепцию, согласно которой до­лихоцефалы составляют белую, арийскую расу, а бра­хицефалы — черную.

Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича

Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871— 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на уче­ние о политическом развитии народов» (СПб., 1905), выстроил концепцию расового процесса, пронизываю­щего всю историю цивилизации, проникающего во все сферы социально-политической жизни народов и госу­дарств.

Польско-австрийский социолог Л. Гумплович (1838-1909)в своих исследованиях (см.: Социология и полити­ка. М., 1895) разработал концепцию тотальности соци­альной борьбы. Эта борьба имеет вид разномасштабных общественных конфликтов, среди которых важное мес­то занимают межрасовые столкновения.

Судьба идей, сформулированных представителями расово-антропологической школы, была противоречивой: верные констатации и рациональные концепты сосед­ствовали в них с деструктивными политико-идеологи­ческими интерпретациями, обесценивающими научную значимость теоретических построений.

•210*

В. ДИЛЬТЕЙ: МЕТОД ПОНИМАНИЯ

Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий фило­соф, культуролог, социолог, психолог, один из создате­лей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жизни. Преподавал в университетах Базеля, Бреслау, Берлина. Основные труды: «Введение в науки о духе. Критика исторического разума» (1883); «Описательная психоло­гия» (1894); «Возникновение герменевтики» (1900) и др.

Дильтей исходил из различения естественных и со-циогуманитарных наук, т. е. наук о природе и наук о духе и соответственно этому выделял два метода позна­ния. Естественнонаучный метод исходит из признания независимости информации от человека. Социогумани-тарный метод предполагает, что научное содержание оп­ределяется тем, как к нему относится человеческий дух. Первый метод обозначается Дильтеем как объяснение, а второй как понимание.

В социогуманитарном познании использование мето­да понимания предполагает огромную роль личного опыта исследователя, который вправе входить в тех или иных опосредованных формах в концепцию предмета исследо­вания. Науки о духе не поляризуют позиции субъекта и объекта; внешняя предметность и индивидуальная ду­ховность исследователя могут соединяться, если ученый способен эту предметность «переживать», превращать ее содержание в достояние своего внутреннего опыта. Так происходит в историческом познании, где научная достоверность возникает не в результате абстрагирова­ния ученого от данных своего жизненного опыта, а, на­против, благодаря их привлечению.

Г. ТАРД: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ТОЛПЫ

Габриэль Тард (1843-1904) — французский социо­лог. Был профессором Коллеж де Франс, где преподавал философию. Основные сочинения: «Законы подражания» (1890); «Социальная логика» (1894); «Общественное мне­ние и толпа» (переведена на русский язык в 1902 г.); «Личность и толпа» (издана на русском языке в 1903г.).

211 •

Подражание и обучение

Тард выдвинул концепцию, согласно которой обще­ство развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов — изобретательства разно­образных новшеств, подражания индивидов друг другу и оппонирования как конфликтного взаимодействия меж­ду сторонниками различных изобретений.

Главной задачей социологии Тард считал изучение законов подражания, позволяющих обществу пребы­вать в состоянии целостности, успешно ассимилиро­вать новые изобретения и нейтрализовать возникаю­щие конфликты. Опираясь на теорию подражания, он сформулировал концепцию социального обучения и описал три ведущих закономерности подражательного обучения:

1) индивиды, находящиеся в непосредственном, тес­
ном общении, быстрее и легче перенимают друг от друга
различные поведенческие стереотипы;

2) подражательная практика всеобъемлюща и про­
низывает все слои общества, заставляя низших подра­
жать высшим, младших — старшим, бедных — бога­
тым; это позволяет объяснять преступность среди моло­
дежи и неимущих стремлением встать вровень с теми,
кто обладает богатством, властью и авторитетом;

3) вновь усвоенные поведенческие стереотипы либо
полностью заменяют прежние, либо усиливают их дей­
ственность; старые модели играют роль предпосылок для
освоения новых (например, потребитель алкоголя, пере­
ставший получать от него удовольствие, может перейти
на наркотики).

Подражание и обучение определяющим образом ска­зываются на формировании личности профессионально­го преступника-рецидивиста. Существует разряд техни­чески сложных преступлений, для совершения которых необходимы специальные навыки, умения, опыт, дли­тельное время для их овладения.

Подражательное обучение позволяет молодым пре­ступникам овладевать криминальным ремеслом и стано­виться профессионалами. Концепция Тарда считается достаточно влиятельной в современной западной крими­нологии.

•212

Наши рекомендации