Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа
Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) связали интеллектуальные, творческие, культурные различия людей с особенностями строения человеческих черепов. Так, Аммон произвел большое количество антропологических замеров в немецких населенных пунктах и пришел к выводам о том, что среди высших социальных слоев и жителей городов преобладают долихоцефалы (люди с овальными, яйцеподобными формами голов и, соответственно, с высокими лбами и высоким уровнем развития интеллекта), а среди сельского населения и низших слоев доминируют круглоголовые брахицефалы.
Ляпуж выстроил концепцию, согласно которой долихоцефалы составляют белую, арийскую расу, а брахицефалы — черную.
Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича
Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871— 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов» (СПб., 1905), выстроил концепцию расового процесса, пронизывающего всю историю цивилизации, проникающего во все сферы социально-политической жизни народов и государств.
Польско-австрийский социолог Л. Гумплович (1838-1909)в своих исследованиях (см.: Социология и политика. М., 1895) разработал концепцию тотальности социальной борьбы. Эта борьба имеет вид разномасштабных общественных конфликтов, среди которых важное место занимают межрасовые столкновения.
Судьба идей, сформулированных представителями расово-антропологической школы, была противоречивой: верные констатации и рациональные концепты соседствовали в них с деструктивными политико-идеологическими интерпретациями, обесценивающими научную значимость теоретических построений.
•210*
В. ДИЛЬТЕЙ: МЕТОД ПОНИМАНИЯ
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий философ, культуролог, социолог, психолог, один из создателей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жизни. Преподавал в университетах Базеля, Бреслау, Берлина. Основные труды: «Введение в науки о духе. Критика исторического разума» (1883); «Описательная психология» (1894); «Возникновение герменевтики» (1900) и др.
Дильтей исходил из различения естественных и со-циогуманитарных наук, т. е. наук о природе и наук о духе и соответственно этому выделял два метода познания. Естественнонаучный метод исходит из признания независимости информации от человека. Социогумани-тарный метод предполагает, что научное содержание определяется тем, как к нему относится человеческий дух. Первый метод обозначается Дильтеем как объяснение, а второй как понимание.
В социогуманитарном познании использование метода понимания предполагает огромную роль личного опыта исследователя, который вправе входить в тех или иных опосредованных формах в концепцию предмета исследования. Науки о духе не поляризуют позиции субъекта и объекта; внешняя предметность и индивидуальная духовность исследователя могут соединяться, если ученый способен эту предметность «переживать», превращать ее содержание в достояние своего внутреннего опыта. Так происходит в историческом познании, где научная достоверность возникает не в результате абстрагирования ученого от данных своего жизненного опыта, а, напротив, благодаря их привлечению.
Г. ТАРД: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ТОЛПЫ
Габриэль Тард (1843-1904) — французский социолог. Был профессором Коллеж де Франс, где преподавал философию. Основные сочинения: «Законы подражания» (1890); «Социальная логика» (1894); «Общественное мнение и толпа» (переведена на русский язык в 1902 г.); «Личность и толпа» (издана на русском языке в 1903г.).
211 •
Подражание и обучение
Тард выдвинул концепцию, согласно которой общество развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов — изобретательства разнообразных новшеств, подражания индивидов друг другу и оппонирования как конфликтного взаимодействия между сторонниками различных изобретений.
Главной задачей социологии Тард считал изучение законов подражания, позволяющих обществу пребывать в состоянии целостности, успешно ассимилировать новые изобретения и нейтрализовать возникающие конфликты. Опираясь на теорию подражания, он сформулировал концепцию социального обучения и описал три ведущих закономерности подражательного обучения:
1) индивиды, находящиеся в непосредственном, тес
ном общении, быстрее и легче перенимают друг от друга
различные поведенческие стереотипы;
2) подражательная практика всеобъемлюща и про
низывает все слои общества, заставляя низших подра
жать высшим, младших — старшим, бедных — бога
тым; это позволяет объяснять преступность среди моло
дежи и неимущих стремлением встать вровень с теми,
кто обладает богатством, властью и авторитетом;
3) вновь усвоенные поведенческие стереотипы либо
полностью заменяют прежние, либо усиливают их дей
ственность; старые модели играют роль предпосылок для
освоения новых (например, потребитель алкоголя, пере
ставший получать от него удовольствие, может перейти
на наркотики).
Подражание и обучение определяющим образом сказываются на формировании личности профессионального преступника-рецидивиста. Существует разряд технически сложных преступлений, для совершения которых необходимы специальные навыки, умения, опыт, длительное время для их овладения.
Подражательное обучение позволяет молодым преступникам овладевать криминальным ремеслом и становиться профессионалами. Концепция Тарда считается достаточно влиятельной в современной западной криминологии.
•212