Методы культурологии и истории
К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, факторов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит диахронический метод, то есть хронологическая последовательность их появления и протекания. (Хронология – это наука об измерении времени). Однако диахронический метод играет при этом подчиненную роль: ведь факты нужно не только изложить, но и, прежде всего, обобщить, проанализировать, оценить. Поэтому данный метод сопрягается с другими, в частности, с синхроническим. Синхронический методсостоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический – графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой-либо одной страны. В тележурналистском научном исследовании данные методы могут быть использованы как дополнительные при описании эмпирической базы, при анализе творчества журналиста или архива материалов. Исторические исследования включают в себя детальные описания и анализ эволюционных процессов в журналистике, освещения средствами массовой информации того или иного события или влияния личности на продукт труда журналистов.
Более широкие и универсальные возможности представляет сравнительно-исторический метод. Он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие, на первый взгляд, исключительные либо самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Структурно-функциональный метод – разложение изучаемого объекта на составные части и выявление внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод традиционно применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры, проблемы сложной и во многом дискуссионной.
Герменевтический метод – метод понимания и объяснения. Это искусство понимания через постижение смыслов и значений знаков; интерпретация текстов. Разновидностью его выступает семиотический методизучения культуры, нацеленный на исследование символов и знаковых систем.
Методы лингвистики
Методы лингвистического анализа выявляют базовые свойства и характеристики текста на лексическом, синтагматическом (сочетаемость), стилистическом (использование тропов, сравнений, метафор и т.д.), социолингвистическом уровнях.
Медиатекст в подобных исследованиях рассматривается как основной источник необходимых данных. Процесс выявления символов и метафор является одним из основных способов его анализа с целью определения скрытых значений и смыслов, а также с целью анализа всего дискурса и непосредственно - его культурных предпосылок. Исследователи тщательно анализируют формальные и неформальные структуры текста с целью выявить истинное сообщение журналистского материала и используемые методы его передачи. Формальные структуры включают в себя грамматику, используемую лексику, синтаксические структуры и т.д. К неформальным признакам относятся такие элементы, как литературные приемы, различные схемы построения текстов и некоторые другие. Подобное отношение позволяет выявить спрятанный внутри текста смысл и даже отношение автора и аудитории к той или иной проблеме в обществе. Результаты подобных исследований можно рассматривать как прикладные методы анализа в других областях, например, в социологическом или политологическом подходе к журналистике.
Лингвопрагматический анализ текста рассматривает высказывания, продуцируемые в этой сфере речевой деятельности, как действия и фокусирует свое внимание на тех языковых средствах и техниках, использование которых призвано обеспечить запланированное воздействие на сознание адресата.
Метод дискурсивного анализа, позволяет проследить взаимосвязь между языковой и экстралингвистической стороной текста. При дискурсивном подходе каждый конкретный текст рассматривается сквозь призму общественно-идеологических связей, с учётом социальных интересов и политических взглядов участников массовой коммуникации, людей его создавших и воспринимающих. Конечная же цель дискурс-анализа состоит в том, чтобы выявить и описать обычно скрытые для массовой аудитории связи между языком, властью и идеологией.
Метод критической лингвистики (или риторической критики) выявляет скрытую политико-идеологическую составляющую медиатекста. Примером применения критического анализа к медиатексту может служить исследование А.В. Федорова «Критический анализ медиатекста, содержащего сцены насилия, на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма «Груз 200»)». Ученый, проанализировав такие значимые для медиатекстов понятия, как авторская идеология; условия рынка, которые определили замысел, процесс создания медиатекста и его восприятие аудиторией; приемы повествования, пришел к выводу: создатели фильма могут отрицать, что они сознательно просчитывали эффектвоздействия медийного насилия, однако, как известно, конечный результат совсем не обязательно связан с осознанными авторскими намерениями. А главным в фильме стало «радикально» и натуралистично показанное насилие в различных его ипостасях.
Материал для критического анализа может дать, например, освещение одного и того же события разными по идеологической направленности СМИ.
Метод когнитивного анализа изучает концептуальную сторону текстов массовой информации и выявляет соотношения реальной действительности и её медиарепрезентаций. Важнейшими категориями когнитивной лингвистики являются концепт и языковая картина мира. Концепты – это ментальные сущности, которые имеют название в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире. Так, применяя методы когнитивной лингвистики можно выяснить значение и способы репрезентации самых разных концептов в медиаречи: закон, Америка, Россия, наказание, криминал, свои/чужие, враг, терроризм, патриот, семьяи проч. Проблемы мультикультурного общества, иммиграция, религиозные конфликты, отношение к окружающей среде, гендерная проблематика – когнитивный анализ этих постоянно освещаемых средствами массовой коммуникации тем показывает, как складывается общая информационная картина мира, в чём проявляется национально-культурная специфика медиаландшафтов конкретных стран.
Метод лингвокультурологического анализа, выявляет культурозначимые компоненты текста: реалий, заимствований, иностранных слов, и т.п., чтобы составить представление о национально-культурной специфике произведения медиаречи. Цель метода критической лингвистики состоит в обнаружении и изучении идеологически окрашенных компонентов текста. При этом особое внимание уделяется именно анализу текстов массовой информации как текстов по природе своей глубоко идеологизированных.
Методы педагогики
Метод рейтинга. Он предусматривает оценивание отдельных сторон деятельности опытными судьями (экспертами), которым должны быть присущи компетентность - знание сущности проблемы; креативность - способность творчески решать задачи; положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму - наличие собственного мнения и способность отстаивать ее; научная объективность; аналитичность и конструктивность мышления я; самокритичность.
Метод обобщения независимых характеристик.Особенностью этого метода является обобщение, сравнение, осмысления полученных с помощью других методов сведений об интересующем явлении или человеке.