Предмет и методы культурологии

Семинар № 1

1. Разнообразие определений термина «культура».

2. Основные методы анализа культуры.

3. Научно-справочный аппарат исследования – ссылки (примечания), список источников и литературы, приложения.

Задания для самостоятельной работы студента:

Задание 1. Составьте перечень наиболее часто употребляемых определений культуры в современной культурологии, какое, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует данный феномен?

Задание 2. Как вы считаете, какое из высказываний наиболее верно отражает современное требование к образованию специалиста, будущего профессионала (объясните свою точку зрения);

а) «Специализация необходима в век высокоразвитой дифференциации; однако если не предпринимать никаких усилий, чтобы скоординировать результаты специальных исследований и различные предметы, входящие в программу обучения, то студенты оказываются совершенно неспособными не только к созданию синтетической картины, но и к критике вообще».

Манхейм К.Диагноз

нашего времени. –

М., 1994. - С. 472.

б) « Все империи прошлого основывались в какой-то мере на очевидном культурном превосходстве господствующей нации, которое обычно находило выражение в многочисленных интеллектуальных достижениях, сочетавшихся с более высокой грамотностью, большим развитием философской или религиозной мысли, при более высоком уровне жизни и генетических возможностей <…> следовательно, необходимо учитывать несколько аспектов национальной мощи, в особенности социально-экономический, поскольку этот фактор является ключевым для успешного соперничества».

З. Бжезинский План игры.

Геостратегическая структура

борьбы между США и СССР. –

М., 1986. – С.80-93.

в) «… Сама техника, являясь человеку, с одной стороны в качестве некой, в принципе безграничной способности, с другой – приводит к небывалому опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой в технику и только в нее: Ведь быть техником, и только техником – значит иметь возможность быть всем и, следовательно, ничем».

Х. Ортега-и-Гассет. Размышление

о технике //Изб. Труды. –

М., 1997. – С.221.

г) «…Необходимо покончить с пагубным разделением теоретического и практического знания. Это разделение – часть отчуждения труда и мысли. Это разделение теории и практики не облегчает, а затрудняет индивиду осмысленное участие в труде. Если труд индивида должен превратиться в деятельность, основанную на его знании и понимании того что он делает, то необходимы коренные изменения в методах образования, а именно: чтобы в нем с самого начала теоретическое обучение сочеталось с практической работой»

Э. Фромм Здоровое общество

// Психоанализ и культура:

Избранные труды Карен Хорни

и Эриха Фромма. - М., 1995. - С.550.

Задание 3.

Начните составление словаря по культурологии. Дайте определения основным методам:

Предмет и методы культурологии - student2.ru герменевтический,

Предмет и методы культурологии - student2.ru дескриптивно-классифицирующий,

Предмет и методы культурологии - student2.ru исторический,

Предмет и методы культурологии - student2.ru метод бинарных оппозиций,

Предмет и методы культурологии - student2.ru морфологический,

Предмет и методы культурологии - student2.ru нарративный метод

Предмет и методы культурологии - student2.ru семиотический,

Предмет и методы культурологии - student2.ru структурно-функциональный,

Предмет и методы культурологии - student2.ru цивилизационно-типологический,

Предмет и методы культурологии - student2.ru метод социокультурных наблюдений,

Предмет и методы культурологии - student2.ru метод реконструкции культурных полей,

Предмет и методы культурологии - student2.ru биографический метод,

Предмет и методы культурологии - student2.ru сравнительный (компаративный) метод,

Предмет и методы культурологии - student2.ru метод моделирования

Литература

Основная:

Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2006.

Культурология: Учебник для студентов. техн. вузов /Под ред. Н.Г. Багдасарьян – М., 2002.

Методология и методы исследования культуры. – Л., 1984.

Дополнительная:

Антология исследований культуры /Под ред. Л.А. Мостовой. – СПб., 1997. – Т.1.

Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. – М., 1998.

Культура: теории и проблемы /Т.Ф. Кузнецова и др. – М., 1995.

Могиленицкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М., 1989.

Теория культуры; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб., 2008

Интернет –ресурсы

www.countries.ru/library/theory/index.htm

ido.rudn.ru/ffec/cult/cu1-1.html

Семинар 2

Наши рекомендации