Религия как соц.подсистема
1)Подходы к пониманию религии.
2)Понятие религиозности.
3)Теория секуляризации.
Религия как соц.явление не имеет однозначных признаков и проявляет себя по-разному в разных обществах. В теории есть 2 подхода к пониманию сути религии:
1)содержательный
2)функциональный
С точки зрения 1 подхода религия-это вера в сверхъестественное , а также то, что оно реально существует и может влиять на судьбы верующих. Объектом религиозной веры является такой мир, который нельзя познать ни логическим, ни эмпирическим путем.
С точки зрения 2 подхода религия выполняет 4 основные функции:
1)мировоззренческая функция. Религия организует систему взглядов человека по отношению к устройству мира и предельным проблемам жизни.
2)регулирующая функция. Во всех развитых религиях содержится свод моральных правил или заповедей обязательных для соблюдения, при этом за нарушение заповедей следует не соц., а божественный контроль.
3)компенсаторная. Религия дает человеку чувство психологической защищенности перед лицом проблем ему неподконтрольных. Это означает, что страдания не напрасны и будут компенсированы в загробной жизни.
4)интегрирующая. Она объединяет людей на основе духовных религиозных символов.
Религия как соц.институт включает 3 элемента:
-система определенных верований, которые сопровождаются культовыми действиями;
-материальные религиозные объекты, в том числе религиозная символика;
-служители культа и верующие.
2.Результат воздействия религии на сознание и поведение отдельных индивидов, т.е. ее проявление в поступках , наз. религиозностью.
Критерии религиозности - это признаки, которые можно зафиксировать в ходе соц.исследований:
1)знание основ вероучения;
2)соблюдение религиозных заповедей в повседневной жизни;
3)соблюдение религиозных обрядов и/или наличие в доме религиозной атрибутики;
4)посещение богослужений и участие в делах церкви в целом, т.е. воцерковленность;
5)самоидентификация на основе обряда приобщения к религиозной конфессии.
В зависимости от степени выраженности этих признаков все население делят на 4 группы:
1)верующие:
-истинно-верующие
-обрядоверы
2)колеблющиеся:
-от веры к неверию
-от неверия к религии
3)индифферентные, т.е. люди, не отрицающие религию, но равнодушные к конкретной догматике и культу.
4)неверующие:
-неверующие по традиции
-убежденные неверующие
Лекция№9.
Социальная организация как система.
1)Признаки соц.организации.
2)Формальная и неформальная структура организации.
3)Коммуникация в организациях.
Организация – это соц. группа имеющая 5 обязательных признаков:
-выраженная общая цель, несводимая к индивидуальным целям ее членов;
-набор ресурсов и способов их защиты. Ресурсы – это все средства необходимые для достижения целей организации;
-иерархия статусов à
-разделение труда между ее членами;
-организационная культура, т.е. система внутренних норм поведения;
Любая организация имеет ряд особенностей:
1) Замкнутость, как инструмент защиты своих ресурсов. На практике это означает затрудненность входа в организацию или выхода из нее.
2) Подчинение индивида групповым интересам, как способ достижения целей организации. Часто оно начинается еще до вступления в организацию путем демонстрации к ведомости ее руководству. По способам подчинения и контроля своих членов все организации деят. на 3 типа:
-принудительные. Они достигают подчинения путем прямого физического насилия или угрозы его применения.
-хозяйственные. Они объединяют своих членов на базе материального интереса.
-символические. Они объединяют своих членов на основе общей идеологии.
3) Распределение вознаграждений в форме привилегий. Привилегии – это некие блага недоступные посторонним. С точки зрения объема получаемых благ, всех членов организации делят на 3 слоя:
- управляющие. Они имеют власть и все возможные здесь привилегии;
-полноправные исполнители. Они не имеют власти, но обладают большей частью привилегий;
-депривилигированные исполнители. Они имеют право лишь на минимальный набор благ.
2.Для согласования общих действий руководство организации проводит разделение труда по горизонтали и вертикали. Совокупность подразделений созданных по воле руководства для выполнения конкретных задач, называют формальной структурой организации.
Каждый сотрудник в ней является носителем профессионального и должностного статуса. Формальная структура статична и существует как совокупность статусов независимо от того, кто является их носителем.
Однако, формальная структура является также и соц.средой, где люди вступают в межличностные взаимодействия. Из таких контактов спонтанно складывается сеть дружеских связей, которые образуют неформальную структуру организации.
Она распадается на 2 сферы:
-делового сотрудничества
-соц.- психологического общения.
1 сфера позволяет решать проблемы, не решаемые в рамках формальной структуры.
2 сфера не связана с целями организации и служит для удовлетворения потребности в общении.
Неформальная структура очень динамична, т.к. уход хотя бы одного человека меняет всю конфигурацию взаимоотношений.
3.Формальная и неформальная структуры вместе обеспечивают прохождение информации нужной для функционального взаимодействия.
Проблема деловых коммуникаций связана с наличием барьеров мешающих прохождению информации. Эти барьеры бывают 2 видов:
-структурные
-социальные
1 связаны с неудачной конфигурацией статусов, в силу чего часть информации теряется при передаче.
Соц.барьеры связаны с разницей восприятия информации разными субъектами, что ведет к ее искажению. Они бывают 3 видов:
-неосознанные искажения. Они возникают в силу нехватки информации и являются основой для появления слухов.
-сознательное. Здесь получатель информации не согласен с ее содержанием и стремиться его изменить.
-искажение путем фильтрации информации. Здесь передатчик сообщения отсекает ту его часть, которая, по его мнению, не относится к делу или будет неприятна получателю.
Лекция№10
Тенденция мирового соц. развития.
1) Виды и формы соц. изменений.
2) Характеристики постиндустриального общества.
1. Одной из основных задач социологии является изучение соц. изменений, т.е. перехода соц. систем из одного состояния в другое. По направлению изменений выделяют:
-соц. прогресс, т.е. переход системы или ее элементов на более высокий уровень, что ведет к положительным изменениям в обществе.
-соц. регресс, т.е. переход системы или ее элементов от более развитого состояния к менее развитому, что ведет к негативным последствиям.
По форме соц. изменения бывают 3 видов:
-реформа, т.е. система мер направленных на преобразование отдельных сфер жизни общества;
-эволюция, т.е. непрерывные количественные изменения соц. объекта;
-революция, т.е. коренные изменения, в ходе которых общество переходит из одного состояния в другое.
В рамках долговременного исторического развития выделяют 3 цивилизационные революции, которые обеспечили существование 3 типам общества:
-аграрная или неолитическая (6-8 тыс.лет назад). Это переход от присваивающего хозяйства к производящему, в связи с появлением орудий труда. В результате возникает аграрная цивилизация, ее технологической основой является соха, а организация производства носит семейный характер.
-промышленная или индустриальная революция ( 17-18 век). Это переход от мануфактуры к машинному производству. Ее технологическая основа – это машина, а организация производства носит массовый характер. Эта революция дала человеку множество материальных благ, но привела к полному отрыву от природы и утратила индивидуальность.
-информационная революция.
2.Сегодня не существует единого термина для обозначения нового этапа развития общества:
-информационное общество
-постиндустриальное общество
-общество третьей волны
Информационное общество – это теоретическая модель, которая используется для описания качественного нового этапа развития общества. Его технологической основой становятся телекоммуникации.
Его характеризуют:
1) Снижение доли материального производства за счет роста сферы услуг и производства информации. Товары – это материальные вещи произведенные с помощью машин и уже затем продаваемые населению. Услуги – это нетоварные возможности, которые потребляются в момент их предложения.
2) Превращение информации в предмет массового потребления и наличие у индивидов доступа к любому источнику информации. Как следствие, появляется новый критерий оценки уровня развития общества ( количество компов, мобильных телефонов и подключений к интернету).
3) Переход от стандартизированного массового производства к учету потребностей каждого, т.е. индивидуализация учета спроса и предложения.
4) Индивидуализация труда и перенос части производственных процессов в домашние условия.
5) Виртуализация общества. Отношения между людьми принимают форму отношения между образами.
6) Изменение концепции соц. структуры и переход к горизонтальной стратификации. Основой соц. различий становится культурный капитал. -->
7) Изменяется база соц. конфликтов. В прошлом основную роль играли экономические или классовые конфликты. Сегодня основные конфликты между закрытыми соц. группами или конфликты идентичности этнических, расовых, религиозных и лингвистических.
Основное противоречие инф. общества – в расширении и одновременном снижении свободы личности. Ключевые характеристики этого противоречия:
1) Прирост дееспособности личности и отсутствие четкой границей и свободным временем. Минус- это невозможность включиться.
2) Расширение способов и источников получения информации. Минус- информационный шок.
3) Рост доступностей для других, самой личности или информации о ней.
4) Повышение скорости решения любых вопросов, в том числе противоправных.
Вывод: нужно разработать правовые основы инф общества.